У ребёнка первые шаги. Развитие ребенка: первый шаг малыша — как научить ходить

Главная / Штрафстоянка

Фото Legion-Media.ru

Обычно здоровый доношенный малыш начинает ходить самостоятельно в 10-12 месяцев; вполне укладываются в норму колебания от 9 до 16 месяцев. Первые шаги с поддержкой могут совершаться в 7-12,5 месяцев. Разрыв в нормативных сроках в полгода объясняется тем, что многое зависит от пола ребенка (девочки обычно осваивают этот навык раньше), индивидуальных особенностей созревания центральной нервной системы и мышц, навыка ползания.

Стремление активно передвигаться в пространстве сильно опережает физиологические возможности малыша. Уже с 6-7 месяцев ребенок делает попытки самостоятельного движения. Лучше всего, если они «выльются» в ползание. Именно оно способно помочь малышу осваивать новые территории, не превышая допустимую нагрузку на еще слабые мышцы ног и туловища. Как правило, ползать дети начинают с .

Часто родители, видя неодолимое желание ребенка двигаться, покупают ему ходунки, но с точки зрения физиологии, это не самый лучший выход. Во-первых, для перемещения в ходунках нужен совсем иной механизм, чем при самостоятельной ходьбе: в них ребенок просто наваливается всем телом на переднюю часть рамы, толкая ее, и, при этом, пружинисто ступает на носочках.

Во-вторых, широкая рама основания не дает ребенку упасть или удариться об угол мебели. В результате малыш привыкает «не заботиться» о поддержании равновесия и осторожности, что в будущем аукнется лишними падениями и ушибами.

В-третьих, из-за слабости мышц конечностей ребенок быстро устает, а самостоятельно сесть или лечь, находясь в ходунках, не может.

Лучше всего использовать манежи, где ребенок защищен от травм, может самостоятельно перемещаться, тренируя мышцы ног, но, при этом, способен регулировать нагрузку на нижние конечности в зависимости от степени утомления. Если же ходунки уже куплены и нет сил отказать малышу в их использовании, видя его радостную реакцию на них, не держите малыша в ходунках долго – оптимальное время не более 30 минут. Ходунки можно применять с 6-7 месяц жизни, когда ребенок уже умеет самостоятельно сидеть.

Первые шаги малыша очень сильно отличаются от уверенной походки взрослого. Ножки ребенка широко расставлены, согнуты в коленных и тазобедренных суставах, стопы слегка направлены внутрь. Позвоночник в верхней части прогибается вперед, в нижней – назад. Руки малыша при первых шагах обычно тоже вытянуты вперед – к ближайшей опоре. Чуть позже ребенок начинает балансировать, используя руки для поддержания равновесия, или же сгибает их и прижимает к груди. Конечно, такая походка кажется взрослым неуклюжей, но она вполне физиологична для этого возраста.

С первыми шагами ребенка встает вопрос о первой обуви. Нужна она, или нет? Если нужна, то какая?

Большинство педиатров сходится во мнении, что дома малыш вполне может ходить босиком, или же обходиться носочками. Так он лучше чувствует опору.

Для выхода на улицу, конечно, потребуется . Раньше медики настаивали, что она непременно должна быть из натуральной кожи. Сейчас требования смягчились. Главное, чтобы ножка в ней могла «дышать», не потела. Обувь не должна быть очень твердой, при этом голеностопные суставы обязательно должны быть жестко фиксированы застежкой и высокой пяткой. Подошва должна быть твердой, но легко гнущейся. Лучше, если носок обуви будет закрытым, потому что малыши часто «загребают» носочками землю и легко могут травмировать пальцы ног.

Вопрос о необходимости супинаторов или специальных ортопедических прокладок решается индивидуально, в зависимости от особенностей ребенка. Здоровому малышу супинатор вполне может заменить квадратный широкий каблучок высотой около 0,3 см.

Обычно ходить малышам очень нравится. К 2-3 годам они осваивают бег и прыжки. Прыгать раньше категорически не рекомендуется из-за несформированного свода стопы – в раннем возрасте у детей отмечается физиологическое .

На выработку зрелой походки с участием многих содружественных мышц потребуются годы. На смену сгибанию конечностей в суставах через 1-2 года приходит их распрямление, и тогда малыш ходит, почти не сгибая ног, переставляя их, как ходули. К 4-5 годам формируется структура шага, подобная взрослой. Но ходьба, в целом, еще неритмична и нестабильна, отсутствует связь между темпом ходьбы и длиной шага (даже когда ребенок торопится, он не может шагать шире и семенит). Он все еще очень быстро устает. Только к 10 годам навык ходьбы формируется полностью, и ребенок начинает ходить, как взрослый.

Медики считают, что ребёнок с нормальными показателями здоровья должен сделать первые шаги в возрасте от 9 до 18 месяцев; самые резвые карапузы начинают передвигаться на своих двоих задолго до года, малыши более обстоятельные могут пойти ближе к полутора.

В принципе, уже по разнице в сроках можно догадаться: первые шаги — дело сугубо индивидуальное, и не стоит даже пытаться подвести достижения конкретного младенца под единый стандарт. Конечно, практика показывает, что есть дети, развивающиеся "по книжке" и проходящие последовательно все этапы, описанные в тематической литературе. "Правильный" ребёнок сначала учится ползать, потом, сдав все мыслимые нормативы по бегу на четвереньках, начинает вставать в кроватке, потом осваивает передвижение по периметру манежа — и наконец делает первый робкий шаг в открытое пространство. Однако на одного такого малыша приходится как минимум один, который знать не знает педиатрических канонов и, спокойно пропуская "пластунский" этап, практически без подготовки меняет сидячий образ жизни на прямохождение.

В этой немудрёной статистике заложен ответ на вопрос, волнующий большинство молодых мам: когда он должен пойти? И этот ответ таков: тогда, когда созреет и достаточно окрепнет для того, чтобы встать на ноги; природе нужная дата известна лучше, чем целому консилиуму врачей.

На зарядку становись!

Разумеется, сказанное выше не означает, что нужно пустить развитие малыша на самотёк, что ему не нужно помогать — дескать, рано или поздно сам пойдёт. И следить, и помогать — нужно. Первые шаги могут задерживаться как в случае, если мышцы ног ребёнка слишком слабые, так и в случае гипертонуса — то есть тогда, когда мышцы находятся в очень сильном напряжении (в гипертонусе ребёнок не ставит ногу на полную ступню, всё время приподнимаясь на цыпочки). Точную диагностику состояния опорно-двигательного аппарата малыша должны проводить специалисты (ортопед, хирург, невролог). Как правило, если диагностируется гипертонус, доктора прописывают ванночки с травами или морской солью и массаж. Если же малышу необходимо укрепить мышцы, развить координацию движений и вселить уверенность в собственных силах, очень полезной может оказаться специальная гимнастика.

Упражнение 1

Возраст: с 9-10 месяцев, когда ребёнок уже начал переступать, держась за руки взрослых.

Инвентарь: игрушечная коляска или прогулочная коляска самого малыша.

Ребёнок стоит, держась за ручки коляски , взрослый поддерживает малыша. Когда коляска начинает медленно двигаться с места, малыш тянется за ней, наклоняется и наконец делает первый шаг.


Упражнение 2

Возраст: с 9 месяцев.

Инвентарь: стол или любая жёсткая поверхность.

Взрослый сажает ребёнка на корточки, спиной к себе. Крепко держа за бёдра, взрослый раскачивает малыша вперёд и назад, вынуждая встать на ровные ножки. Нужно помочь ребёнку наклониться как можно глубже вперёд, одновременно поддерживая его в области грудной клетки. Если карапуз не спешит подниматься — значит, ножки ещё слабы и упражнение можно оставить, а спустя некоторое время к нему вернуться. Цель упражнения — закрепить умение самостоятельно стоять.

Упражнение 3

Возраст: 6-9 месяцев.

Инвентарь: фитбол средней величины, надутый на 2/3.

Взрослый сажает ребёнка на мяч спиной к себе и, крепко держа за бёдра, наклоняет в разные стороны. Цель — развить координацию движений, научить балансировать и удерживать равновесие.

Упражнение 4

Возраст: когда ребёнок уже умеет подниматься с коленей при помощи опоры.

Инвентарь: любимая игрушка малыша и кресло.

Игрушка по полу передвигается в направлении кресла, «призывая" малыша на четвереньках ползти за ней, поднимается над креслом (чтобы ребёнок попытался опереться об него ручками) и кладётся на край кресла. Если упражнение проведено успешно, малыш должен встать без посторонней помощи, опираясь на кресло.

Упражнение 5

Возраст: 9 месяцев и старше.

Инвентарь: два шеста высотой около 120 см или обруч.

Ребёнок берётся за шесты, взрослый на его ручки сверху кладёт свои. Взрослый начинает медленно переступать вместе с ребёнком, переставляя шесты на манер лыжных палок. В случае если используется обруч, ребёнок находится внутри, а взрослый, передвигая обруч в разные стороны, подталкивает малыша к разным движениям — ходьбе по кругу, вперёд или назад.

Упражнение 6

Возраст: когда малыш перемещается по комнате, держа взрослого за руку.

Инвентарь: длинный шнурок или верёвка.

Шнурок натягивается между мебелью на высоте коленей ребёнка. Держа ребёнка за руку, взрослый подводит малыша к шнурку. Смысл в том, чтобы ребёнок переступил через препятствие.

Как облегчить путь?

В стремлении облегчить первые шаги малышей от родителей и педиатров не отстаёт и современная индустрия, год от года расширяющая ассортимент развивающих товаров для детей. Какие-то из них признаются полезными, по поводу других мнения специалистов могут расходиться в диаметрально противоположные стороны. Приведём ниже три самых популярных и самых обсуждаемых приспособлений для обучения ходьбе.

Ходунки. Маленький круглый столик с матерчатым сиденьем, устроенным по принципу рюкзака-кенгуру, снабжённый у основания колёсиками. Сидя в ходунках, ребёнок достаёт ножками до пола и, отталкиваясь, может свободно перемещаться по квартире. Высота сиденья, как правило, регулируется: малыш может доставать до пола одними носочками, а может вставать на полную стопу.

Именно ходунки вызывают наиболее ожесточённые дебаты в "околомладенческой" среде: существуют как убеждённые сторонники, так и ярые противники данного приспособления. На самом деле, если не покупать дешёвые и, следовательно, потенциально травмоопасные модели и соблюдать элементарную технику безопасности, ходунками вряд ли можно навредить. Техника безопасности очень проста:

  • ходунки не подходят ребёнку, который ещё не умеет самостоятельно сидеть;
  • ребёнок в ходунках не может оставаться без присмотра (как, собственно, и без них);
  • слишком длительное пребывание в ходунках создаст излишнюю нагрузку для спины.

Справедливости ради надо заметить, что от ходунков немного не только вреда, но и пользы: большие сомнения вызывает сама идея, что ходунки способны помочь малышу с первыми шагами. Сидящий в ходунках ребёнок, по сути, не ходит, а катается, отталкиваясь от пола ногами. При этом он лишён необходимости держать равновесие и координировать собственные движения, он застрахован от падений. С другой стороны, на этапе, когда карапуз уже начал активно передвигаться по дому на четвереньках, но ещё не научился ходить, описанное приспособление может стать настоящим спасением для мамы, давая ей передышку в бесконечной "гонке за лидером".

Коляска-каталка. Устройство, по форме напоминающее четырёхколёсную тележку с ручкой: малыш делает первые шаги, держась за ручку и толкая каталку перед собой. Она удобнее обычной детской коляски, которую тоже нравится возить большинству годовалых младенцев, так как соответствует росту малыша. На определённом этапе пользы от подобного предмета много, так как он позволяет ребёнку передвигаться без помощи взрослых, не теряя равновесия и уверенности в себе.

Вожжи-поводок. Конструкция из ремней, напоминающая шлейку для собаки и визуально, и по способу использования. "Вожжи" используются на этапе самых первых шагов, когда малыш уже готов перемещаться без посторонней помощи, но при этом ещё недостаточно хорошо координирует движения. В этой ситуации "поводок" исполняет роль страховочной лонжи, не дающей упасть и сильно удариться начинающему "канатоходцу". Главный минус приспособления — со стороны оно выглядит малопривлекательно. Но в случае, если малыша приходится выгуливать бабушке, страдающей ревматизмом, "поводок" может стать настоящим спасением.


Босоногий мальчик

Ещё один спорный момент, касающийся первых шагов малыша, связан с его первыми ботинками. Сегодня практически каждый ортопед, видя, что ребёнок вот-вот пойдёт, предлагает родителям приобрести сандалики с поддерживающим супинатором. По мнению большинства современных врачей, такая обувь служит эффективной профилактике и к тому же помогает более устойчивому сцеплению ножки с поверхностью. Вместе с тем данный подход в ортопедии — не единственный, и его притязания на статус истины в последней инстанции несколько преждевременны.

Ещё в середине ХХ века американский ортопед Саймон Виклер выпустил книгу "Сними ботинки — и иди" (Dr Simon J. Wikler. Take Off Your Shoes and Walk), в которой описал результаты своих многолетних исследований. Изучив сотни ног пациентов от года до девяноста, Виклер пришёл к выводу, что самые здоровые стопы у тех из них, кто носит свободную обувь на гнущейся подошве и часто ходит босиком. Именно супинаторы ослабляют мышцы стопы, так как её изгиб, который должен возникать естественным путём, в случае с супинатором достигается механически, полагает врач. Вывод ортопеда таков: обувь должна быть свободная настолько, чтобы сохранялась возможность пошевелить пальцами внутри ботинка, в ней не должно быть супинаторов, и при каждой подходящей возможности ребёнок должен ходить босиком (в том числе и дома, по гладкому полу).

Шаги к безопасности

Заботясь о том, чтобы ребёнку было удобно и комфортно ходить, важно не забыть и о его элементарной безопасности: как только малыш встаёт на ножки, он в самом буквальном смысле переходит на новый уровень... и начинает доставать до тех полок и предметов, о которых раньше мог только мечтать. А значит, чтобы первые шаги крохи были поводом для радости, а не для перманентного стресса, к этим самым шагам нужно подготовиться.

Итак, осмотрите критическим взглядом квартиру и...

  • переложите все хрупкие, ценные и тяжёлые предметы, находящиеся меньше чем в 1,2 м от пола;
  • уберите скатерти: они очень легко стягиваются со стола вместе со всем содержимым;
  • спрячьте в недосягаемое место всю бытовую химию: стиральным порошкам, пятновыводителям и отбеливателям отныне не место в легко открываемом ящике под ванной;
  • заблокируйте электрические розетки специальными заглушками;
  • заведите привычку убирать все острые, колющие, режущие предметы в такое место, где младенец их не достанет — даже если очень постарается.

Помимо потенциально опасных предметов, способных ушибить, уколоть или обжечь малыша, на "первопроходческой" стадии в квартире обнаруживается несметное количество углов и мебельных ручек, расположенных ровно на уровне глаз крохи. К счастью, современная индустрия предлагает целый ассортимент устройств, способных в самом буквальном смысле сгладить острые углы. Уголки на столы, специальные чехольчики на ручки, заглушки для выдвижных ящиков, ограничители дверей и окон, блокираторы лестниц имеются сегодня в любом более-менее крупном детском магазине. И всё же не стоит обольщаться: соломки, которую, согласно народной мудрости, не помешало бы подстелить в нужном месте, современные производители так и не изобрели. В тот момент, когда ребёнок делает свой первый шаг, он делает шаг к своей независимости. И на этом пути непременно будут острые углы и коварные ступеньки, слёзы, ссадины и шишки. Малыш ещё тысячу раз упадёт — и тысячу один поднимется, пока наконец по-настоящему твёрдо не встанет на ноги.

Первый шаг – едва ли не самое важное событие в жизни малыша и его родителей. Вспомните эти исполненные восхищения и гордости фразы ваших друзей и знакомых: «Мы сегодня пошли!» Разумеется, и вы с нетерпением ждете этого момента, который, несомненно, до неузнаваемости изменит образ жизни вашей крохи. Поэтому нужно сразу разобраться со всеми вопросами и опасениями, которые могут возникнуть. Этим мы сейчас и займемся.

Один из главных вопросов, связанных с первым шагом: «Когда же, собственно, детки должны начинать ходить?» Здесь мы сразу готовы развеять любые ваши сомнения и опасения, потому что нет никакого определенного возраста, когда малыш должен это сделать. Все зависит от его комплекции, умения держать баланс и, конечно же, помощи родителей. Как правило, свои первые шаги дети делают в возрасте от 9 до 15 месяцев, поэтому нет никаких поводов для переживаний, если в годик ваш ребенок еще не научился самостоятельно ходить.

Чем помочь малышу, делающему свои первые шаги?

Для начала опровергнем распространенное заблуждение о том, что чем раньше ребенок научится ходить, тем лучше.

На самом деле это совсем не так. Малыш сможет полноценно ходить только тогда, когда его мышцы достаточно окрепнут и будут готовы к большой нагрузке. Именно поэтому считается, что сначала крохе лучше научиться ползать – так опорно-двигательный аппарат подготовится к будущей нагрузке. Однако для первого шага в большую жизнь малышу просто необходима помощь и поддержка родителей.

Поэтому сейчас мы с вами рассмотрим, чем мы можем помочь нашим деткам в этих стремлениях.

Используем любопытство

Ваш малыш активно познает мир, хочет все увидеть и потрогать, так почему бы не использовать любознательность ребенка в качестве стимула для первых шагов? Привлеките внимание карапуза яркой игрушкой или погремушкой, но положите ее на некотором расстоянии. Чтобы дотянуться до нее, малыш будет вынужден встать, сделав первые неуверенные шаги. Однако необходимо помочь ему и поставить рядом стульчик или пуфик, за который кроха мог бы держаться.

Повторяем за старшими

Все мы хорошо знаем, что малыши берут пример со старших и повторяют за ними буквально все. Именно поэтому на прогулке необходимо обращать внимание ребенка на то, как ходят взрослые или дети постарше. После этого ваш кроха, не желая отставать от других, обязательно захочет попробовать и сам.

Отказываемся от ходунков!

Специалисты считают, что ходунки вредны для малышей, поскольку в результате их использования у ребенка могут возникнуть нарушения в осанке, дефекты развития стопы и голени. В ходунках малыш находится в сидячем положении и не напрягает мышцы, поэтому они не помогают ему сделать первый самостоятельный шаг. Гораздо полезнее учиться ходить самостоятельно. Тогда будет формироваться правильная осанка, и мышцы будут развиваться равномерно.

Мотивируем к движению

Чтобы ребенок быстрее научился ходить, он должен как можно больше двигаться. На прогулках не держите малыша в коляске, помогайте ему почувствовать ножками землю и сделать первые шаги пока с вашей помощью. Берите на прогулку игрушечные машинки или специальные каталки, которые бы побуждали кроху двигаться. Кроме того, старайтесь давать ребенку больше самостоятельности, когда он перемещается по своей комнате. Создайте импровизированные препятствия из подушек, преодолевая которые малыш начинал бы тренировать свой опорно-двигательный аппарат.

Уберегаем от опасностей

Прежде чем учить ребенка ходить, внимательно осмотрите его комнату на наличие острых углов, розеток или других опасных вещей, которые могли бы поранить малыша. Внимательно следите за крохой, ведь только так вы убережете его от травм.

Не боимся падений

Помните, что ребенок не сможет научиться ходить, ни разу не упав. Поэтому не делайте из падения трагедию, так как это может только напугать малыша и отбить у него желание учиться ходить. Подбадривайте кроху в любой ситуации и старайтесь передать ему только положительные эмоции, ведь без падений не бывает взлетов!

Как выбрать подходящую обувь для тех, кто учится ходить?

Особое внимание родителям стоит уделить обуви для малыша, который только учится ходить. В этот период свод стопы ребенка не сформирован, на ней есть небольшая жировая подушечка. Кроме того, кроха много встает на носочки, бегает и прыгает.

Для дома идеальным вариантом становятся обычные носочки, которые дают максимальную свободу передвижения и не травмируют формирующуюся стопу.

Для улицы же необходима специальная обувь, ведь там малыш может запросто пораниться. Для таких случаев существуют обычные или ортопедические ботиночки. В ортопедической обуви присутствует жесткий задник, высокий супинатор и застежка на липучке, которая надежно фиксирует ботиночек на ноге. Чтобы определить, какая обувь подойдет именно вашему малышу, советуем обратиться к доктору.

Какие подгузники лучше всего подойдут для деток, совершающих первые шаги?

Малыши, которые делают свои первые шаги, очень активны, поэтому им уже не подходят стандартные подгузники. Специально для таких случаев созданы тонкие подгузники-трусики, которые не сковывают движения крохи и помогают ему быстрее учиться ходить.

Японская компания Goo.N, завоевавшая доверие миллионов родителей по всему миру, предлагает одни из самых комфортных подгузников-трусиков на современном рынке. Выбирая подгузники этой фирмы, вы можете быть уверены в том, что малыш будет свободно постигать этот мир, и ничто не помешает его первым шагам:

Подгузники-трусики Goo.N прекрасно прилегают к талии и ножкам, что полностью предотвращает протекание даже при самых активных действиях. Они выполнены из мягкого и нежного эластичного волокна, которое не вызывает раздражения.
Многие мамы сталкиваются с проблемой опрелостей у детей, особенно зимой и летом, однако подгузники от Goo.N полностью лишены этого недостатка, ведь они изготовлены из дышащих материалов, обеспечивающих испарение влаги наружу.
Подгузники-трусики Goo.N отлично тянутся и легко надеваются, поэтому поменять их можно за считанные секунды без каких-либо проблем.
Кроме того, любой маме особенно понравится удобный индикатор наполнения, сообщающий о необходимости смены подгузников.
Приятным дополнением станет и тот факт, что подгузники-трусики снабжены технологией нейтрализации запаха после использования.
Компания Goo.N по-настоящему заботится о малышах и их мамах, изготавливая подгузники из самых комфортных и нежных материалов.

Подводя итог, хочется отметить, что каждый малыш индивидуален, поэтому никто не сможет с точностью сказать, когда ваше маленькое чудо начнет делать первые шаги. Однако именно родители могут сделать это событие незабываемым, вселив крохе веру в собственные силы и подарив ему свою любовь.

Ваш ребенок встает на ножки и переступает по периметру гостиной, держась за мебель? Тогда он уже на пороге своих первых самостоятельных шагов - а это важный этап в развитии малыша!

Ваш малыш в настоящее время находится на стадии развития, ведущей к его большей «независимости». Скоро должен произойти переход. В этом месяце он еще передвигается по комнате боком, держась за мебель, а в следующем (или в одном из следующих) уже сможет сделать свои первые самостоятельные шаги.

Обретенные малышом относительные самодостаточность и мобильность позволят ему расширить «зону исследований». Именно поэтому пора подумать о том, чтобы ввести понятие ограничений. Слово «нет» должно показать малышу, что пока для него свобода имеет определенные границы. В первую очередь, конечно, введение границ дозволенности поможет защитить его от опасных ситуаций, а вас - от чрезмерных переживаний.

В каком возрасте ребенок сделает первый шаг?

Конечно, просто сидеть и смотреть по сторонам ребенку больше не интересно. Начиная с 9 и в течение последующих трех-шести месяцев малыш будет очень быстро развиваться. К его достижениям можно будет отнести такие:

  • Вставание на ножки (в возрасте от 9 до 12 месяцев).
  • Передвижение по комнате, держась за мебель (в возрасте от 9 до 13 месяцев).
  • Стояние без поддержки (от 9 до 14 месяцев).
  • Ходьба (от 10 до 15 месяцев).

Но имейте в виду, что возраст указан в среднем диапазоне. Ваш кроха может расти и развиваться в своем собственном, индивидуальном теме. То есть перечисленные события могут произойти как в начале или конце приведенных периодов, так и за их пределами - и это не повод для беспокойства.

Обучение малыша ходьбе

Многих мам волнует вопрос, как научить ребенка ходить и стоит ли предпринимать какие-нибудь особые действия? Рассмотрим процесс развития малыша, чтобы найти ответ.

Большинство детей через несколько недель после того момента, как научатся вставать, делают первые попытки ходьбы, удерживаясь за мебель . Чтобы закрепить у ребенка этот новый для него навык, медленно «прогуливайтесь» вместе с ним, поддерживая его за обе ручки и помогая переставлять ножки. Постепенно он научится уверенно переносить весь вес на ноги, а руками (с вашей поддержкой) пользоваться для равновесия. С этого момента кроха будет ходить за ручку, самостоятельно поднимая и переставляя ноги.

Последний «этап» перед передвижениями без посторонней помощи наступит тогда, когда малыш узнает, что от одного предмета мебели до другого можно переместиться, если держаться одной рукой за первый, а второй тянуться к следующему «пункту назначения».

Когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться по комнате, держась за все, что попадается под руку, убедитесь, что «попасться» могут только крепкие, устойчивые предметы мебели. Чтобы помочь ему потренироваться, организуйте расположение этих предметов так, чтобы юный исследователь мог побывать в большей части помещения (естественно, в его доступности не должно быть потенциально опасных вещей, оставленных без присмотра). Чтобы он не упал на скользком полу, пусть походит босиком (это, ко всему прочему, позволяет ножкам правильно развиваться и укрепляет лодыжки) или, если холодно, в и носочках, снабженных нескользящей подошвой.

Последний этап обучения ходьбе - передвижение без поддерживания . Это достаточно сложная задача для малютки. Ведь ноги ребенка все еще непропорционально малы по сравнению с туловищем и головой, а он должен нести весь собственный вес. Кроме этого малыш должен понять, как координировать разрозненные движения тазобедренных, коленных, голеностопных суставов и не упасть при этом. Именно поэтому часто дети делают первые шаги с неловко раздвинутыми ногами и руками, вытянутыми вперед для поддержания равновесия!

В течение первого года жизни ребенок проходит важные этапы развития, чтобы уверенно встать на ноги. Он учится переворачиваться со спинки на живот и обратно, пытается ползти, изучая окружающий мир (подробнее в статье: ). Затем садится, стоит у опоры, после чего делает первые неуверенные шаги. Для каждого ребенка этот процесс индивидуален и занимает до 11 месяцев, поэтому родители не должны равняться на других детей, дав возможность любимому чаду пройти путь самостоятельно.

Первые шаги ребенка – событие, которое ждут все родители

Оптимальный период обучения

Нормой для освоения ходьбы считается срок 9-16 месяцев, а первые попытки становятся счастливым и важным событием для всей семьи. Следует взять во внимание незначительные отклонения:

  1. Очень ранний период. Нередки случаи, когда малыш стоит на ножках в 7 месяцев, а спустя короткий промежуток времени уже ходит (см. также: ). Родственники и друзья восхищены, а врач предупреждает о возможной опасности для неокрепшего позвоночника. В этом случае нужно смотреть только на развитие своего ребенка. Если он опережает ровесников и по остальным параметрам, причин для беспокойства нет.
  2. Ранний период. Если ребенок делает первые шаги в 9-месячном возрасте, он освоил навыки раньше положенного срока. Ничего страшного в этом нет, при отсутствии стимуляции со стороны взрослых.
  3. Поздний период. Первые шаги даже в 1,5 года считаются нормой для ребенка. Важно учитывать вес малыша, с которым он появился на свет, общее развитие и патологии. Недоношенные дети зачастую отстают от сверстников.

Для здорового ребенка позднее начало хождения также можно считать нормой. Не следует переживать, ведь детский организм точно знает, когда готов к подобным нагрузкам на позвоночник.



Время, когда ребенок начинает ходить, зависит от индивидуальных особенностей малыша и от его желания учиться шагать

Факторы, влияющие на торможение навыка

Никто из родителей не забьет тревогу, если ребенок не пошел в 6-месячном возрасте, но к году их начинают одолевать сомнения. При отсутствии патологий в развитии, нет смысла переживать. Запаздывать навык ходьбы может по разным причинам:

  1. Вес . Ребенок может набрать лишние килограммы в результате нерационального питания, нарушений в процессах метаболизма или переедания. Разумные физические нагрузки и стандартные порции позволят решить проблему. Вес дает дополнительную нагрузку на позвоночник. Полезны занятия плаваньем и , чтобы научить такого крепыша делать первые шаги.
  2. Темперамент . Веселым сангвиникам и подвижным холерикам проще меняться, чем тревожным меланхоликам и медлительным флегматикам. Они и сидеть начинают в 6-месячном возрасте. Желание научиться хождению присуще эмоциональным и психически более развитым детям.
  3. Генетика . Если родители пошли поздно, не следует требовать от ребенка олимпийских показателей.
  4. . Проблема может возникнуть, если ребенок боится ходить без посторонней поддержки. Вполне вероятно, что кроха упал и сильно ушибся. Важно набраться терпения, и не торопить обучение. Достаточно аккуратно стимулировать ребенка, проявляя участие и поддерживая его за руки. Обучение не завершится быстро, но даст шанс преодолеть боязнь к ходьбе.
  5. Здоровье . При ослабленном иммунитете и в период простудного заболевания научить кроху ходить нельзя. Не стоит продолжать занятия, даже если процесс уже начался. Ребенок наверняка забудет все, что он умел до болезни, но наработанные навыки обязательно вернутся.
  6. Неврология и опорно-двигательный аппарат . Справиться с проблемой поможет комплексный подход. Необходимо правильно и вовремя диагностировать заболевание, пройти курс лечения и подключить восстанавливающие процедуры.


Если малыш боится ходить самостоятельно, то родителям необходимо поддерживать его за руки

Самостоятельно выявить проблему нельзя, поэтому желательно при первых признаках отставания обратиться к специалисту. Советы подруг и родственников в этом случае вряд ли помогут.

Постепенное развитие навыка

Перед тем как приступить к обучению, необходимо убедиться в готовности ребенка к непростому процессу. Нельзя торопить кроху, но и пропустить идеальный месяц для занятий нежелательно. Положительными моментами считается подъем крохи с колен, возможность стоять на ногах долгое время, попытки ходить, держась за мебель или стену. Чем больше благоприятных условий для обучения, тем легче пройдет обучение.

Как наладить процесс?

Современные методики позволяют в короткий срок пробудить интерес малыша к занятиям. Наиболее комфортный вариант должны выбрать родители, исходя из особенностей развития крохи:

Доктор Комаровский озвучил только одну причину, по которой использование вожжей нежелательно. Их конструкция уберегает ребенка от падений, а уметь падать и подниматься – важный навык.



Чем больше будет пространства для малыша, тем интереснее ему познавать этот мир

Стимулирующие упражнения

Занятия можно начинать, когда малыш пытается вставать с колен и стоит на ножках. Решение учиться всегда остается за ребенком, а не за родителями, которые хотят утереть нос друзьям и что-то доказать родственникам. Каждый малыш по-своему индивидуален, а маме нужно принимать его таким, какой он есть. Помогут немного подтолкнуть карапуза вперед полезные упражнения.

Для раннего возраста

  1. Детям 6-9 месяцев подойдут занятия на фитболе (см. также: ). Необходимо усадить кроху на мяч, отвернув лицом от себя и придерживая его за бедра. Нужно покачать малыша в разные стороны для развития равновесия и координации.
  2. С 9 месяцев важно учить ребенка стоять. Поверхность, от которой малыш будет отталкиваться ножками, должна быть твердой. Карапуза следует повернуть спинкой к себе, придерживая в области грудной клетки. Затем немного приподнять его вверх, чтобы он самостоятельно поднялся с корточек и выпрямил ножки. Чтобы обучение проходило весело, можно включить музыку. Если кроха не понимает, что от него требуется, к упражнению лучше вернуться позже.
  3. С 9 месяцев стимулируется подъем с колен, если малыш способен самостоятельно подняться, держать за опору. Внимание ребенка привлекается игрушкой, после чего она «убегает» и «садится» в кресло или на диван. Малыш должен проследовать за ней, встать и взять игрушку.


Любые упражнения и занятия должны быть веселыми и интересными для ребенка

Для позднего возраста

  1. С 10-месячного возраста полезным приобретением станет игрушечная коляска, независимо от пола ребенка. Катание коляски является полезным навыком, когда малыш может ходить с поддержкой. Коляска медленно покатится вперед, а карапуз будет следовать за ней. Необходимо подстраховывать его сзади.
  2. Когда малыш будет уверенно стоять, можно подключить упражнение с палками. Длина палок около метра, грудничок держится за них, а руки взрослого лежат на ручках ребенка. Переставляя палки вперед, кроха учится медленно ходить.
  3. Если визуально ограничить пространство, можно обучить ребенка, который боится ходить. Упражнение включается в комплекс, когда малышу исполнилось 10 месяцев, и он уверенно стоит. Кроху запускают внутрь обруча и стимулируют ходьбу в разных направлениях, перемещая края.
  4. Если ребенок неплохо ходит, держа взрослого за руку, самое время организовать передвижение с препятствиями. Между предметами или мебелью натягивается веревка на комфортном для малыша уровне. С помощью взрослого он должен ее переступить.

При выполнении упражнений нужно следить за настроением ребенка. Если замечен дискомфорт или малыш отказывается выполнять задание, желательно отложить проведение урока.



Коляска-каталка поможет малышу сделать свои первые шаги самостоятельно. А родителям необходимо поддерживать ребенка сзади

Опасные симптомы

Не обойтись и без проблем в процессе обучения. Родители должны обратиться к специалисту в ситуациях, когда:

  • ребенок не способен сделать и шага без поддержки;
  • малыш ходит на носочках (рекомендуем прочитать: ), не опираясь на всю стопу.

Чтобы исключить возможные отклонения, консультация врача не будет лишней. Известный педиатр Комаровский утверждает, что в большинстве случае нет никаких патологий. Видео с его участием поможет развеять родительские сомнения.

© 2024 aytodor.ru -- Портал для автомобилистов