Классный час культура речи презентация. Классный час "хорошие речи приятно слушать"

Главная / Штрафы

Классный час:

«КУЛЬТУРА РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ».

Учитель математики первой категории: Тарасова Наталия Васильевна

МБОУ СОШ №14 г.о. Коломны.

Форма проведения: беседа с игровыми моментами, тестирование.

Цель:

показать учащимся важность и значение культуры речи в жизни человека;

установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;

воспитывать любовь и уважение к родному языку;

формировать и развивать навыки культуры речевого общения.

Содержание классного часа

Обороты речи - это своего рода одежда, в которую облачены мысли.

И. Энгель

Язык - это наша история, наше богатство и культура.

Это язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.H. Толстого, К.Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка.

В речи человека, как в зеркале, отражаются его культура, воспитанность. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного.

Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».

«Речь - удивительно сильное средство, да нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», - говорил Гегель.

Наверное, каждый из вас использует в своей речи какие-нибудь «блатные», «хипповские» или просто молодежные слова вроде «в натуре», «чмо», «лох» или в худшем случае такие распространенные и общепринятые, как «пацан», «прикол», «тусовка». Однако надо помнить, что этот стиль языка принято называть уголовным, или криминальным, жаргоном (или «феней»), так как основное хождение он имеет прежде всего в криминальной среде. Подобный сленг очень распространен в «крутых» американских детективах и среди нашей «братвы» - представителей уголовного мира. Сложение плотное, взгляд мрачный, голос грубый, татуировки. Словарный запас крайне ограничен, состоит из нецензурных выражений (употребляемых, как правило, в первозданном виде, без использования приставок и суффиксов) и двух десятков фраз, составляющих профессиональный сленг, при этом речь сопровождается обильной жестикуляцией («пальцовкой»).

Однако некоторые ребята могут не иметь к такой «братве» никакого отношения, но считают «высшим шиком» подражать бандитам, употребляя нецензурную брань, иметь «приблатненный» вид, разговаривать на блатном жаргоне. Это происходит из желания не «быть, как все», у них появляется потребность выделиться, продемонстрировать свою индивидуальность, правда, в худшем ее выражении.

Надо отметить:

1) Использование школьниками жаргона – это объективная реальность. И хотя некоторые ученые считают увлечение жаргонными словами “ детской болезнью, существует опасная тенденция жаргонизации литературного языка. Действительно, есть о чем беспокоиться: такие слова, как “зашибись”, “улет”, “отпад”, “супер”, “круто”, ”классно”, ”клево” и многие другие постепенно вытесняют литературные выражения.

2) Психологи утверждают, что достаточно четырех правил для борьбы с употребление матерных слов:

Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;

Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

Запоминать стихотворения, афоризмы.

Причины употребления жаргонных слов.

Причин употребления учащимися большого количества жаргонных слов несколько:

    Социальные факторы. Сейчас т.н. общий жаргон становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле и радиоэфире. Научно-технические революции делают общение чрезвычайно динамичной системой, стимулируя изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций.

    Потребность школьника в самовыражении и встречном понимании. Полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения её языком. Молодежный же язык подразумевает использование жаргонных слов, бранных оборотов речи как своего рода междометий или просто способов связи предложений. Учителю важно показать подростку, что красиво, а что мерзко, что действительно приятно для слуха, а что вызывает лишь отвращение.

    Расширение сферы общения молодежи. Современные технологии раздвигают рамки общения. Например, появление Интернета позволило молодежи зависать в чатах (от английского слова chat – болтовня) и тем самым значительно расширить свой круг общения. И поскольку основная масса, общающаяся таким образом, - молодежь, то нет ничего удивительного в том, что происходит усвоение соответствующий нормы речи.

    Приветствие - один из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливается контакт общающихся, выражаются отношения между людьми. Особенно это важно в сфере деловых отношений, где от симпатии или антипатии собеседников друг к другу может зависеть принятие решения. Приветствие с улыбкой является нормой повседневного общения деловых людей.

    В официальной обстановке повседневного делового общения принято выбирать универсальные этикетные формулы:

Добрый день (утро, вечер)!

Здравствуйте!

До свидания!

Всего доброго!

Всего хорошего!

До встречи! (если назначена встреча) Позвольте попрощаться!

Счастливого пути (отъезжающему)

Формулы благодарности

Спасибо!

Очень признателен вам...

Благодарю!

Большое спасибо!

Сердечно благодарю (благодарен)!

Разрешите поблагодарить вас!

Очень вам признателен!

Просьба

Будьте добры...

Будьте любезны...

Прошу вас...

Извинение

Приношу свои извинения...

Извините, пожалуйста...

Прошу меня простить...

Простите, пожалуйста...

Предложение

Позвольте предложить...

Мне хочется предложить вам...

Я хотел бы предложить вам...

Приглашение

Разрешить пригласить вас на…

Я приглашаю вас на...

От имени … приглашаю вас на …

Одна из важнейших функции этикета - снятие агрессии.

Она реализуется в правильном выборе тона общения, прежде всего в отсутствии категоричных оценок. Нужно помнить: что, чем вежливее говорящий, тем менее категоричны его высказывания. Это не лишает собеседника возможности судить о предмете самостоятельно.

Вместо "Это чушь!", "Этого не может быть" используется "Мне кажется это не вполне убедительным"; "Боюсь, что не могу согласиться с вами"; "Едва ли это возможно" и т.п.

Игровые моменты

«Правильно ли мы говорим?»

1. Повторите скороговорки

Все бобры для своих бобрят добры.

У боярина-бобра нет богатства, нет добра.

На дворе трава, на траве дрова.

Дед Додан в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

2. Подберите синонимы к словам

Смелый - храбрый, отважный, решительный, бесстрашный, неустрашимый.

Победить - одержать победу, одолеть, побороть, осилить, сладить, справиться.

Холодный день - промозглый, ледяной, морозный, студеный, стылый, мерзлый.

Холодный человек - неотзывчивый, бездушный, черствый, сухой, нечуткий.

3. Объясните фразеологические обороты

Иголку негде воткнуть - о большом скоплении людей.

Крокодиловы слёзы - притворное сожаление.

Краем уха - невнимательно слушать.

Рукой подать - близко.

Как на духу - откровенно, чистосердечно.

Святым духом - как бы само собой, неизвестно как.

Душа в душу - полное согласие.

Во весь дух - очень быстро бежать или ехать.

В чем только душа держится - хилый, слабый.

Не верить своим глазам - удивляться чему-либо увиденному.

Советы Дейла Карнеги

У нас лишь четыре метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим. Как часто нас оценивают по тому языку, которым мы пользуемся!

Ваша манера речи в значительной мере отражает вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в вашу компанию. Проводите вечера, читая Шекспира и других великих поэтов и мастеров прозы. Делайте это, и ваш ум неизбежно обогатится.

На просмотр газет тратьте в два раза меньше времени, чем вы тратите сейчас, а сэкономленное время тратьте на чтение серьезных книг.

Читайте со словарем, лежащим на вашем письменном столе. Ищите незнакомые слова. Попытайтесь найти применение этим словам с тем, чтобы вы могли запечатлеть их в своей памяти.

Изучайте происхождение слов, которые вы употребляете. История этих слов совсем не скучная, и не сухая, и очень часто она полна романтики.

Будьте точными при выражении своих мыслей. Не называйте одним только словом (красивый) все, что ласкает ваш глаз. Вы можете выразить свою мысль более точно и более свежо, если вы примените какие- либо синонимы к слову (красивый), например: элегантный, необычный, приятный, симпатичный, стильный, изысканный, восхитительный, красочный, роскошный, замечательный и т.д.

Стремитесь к свежести в речи, создавайте свои собственные сравнения.

Приложение 1. Диагностика отношения учащихся к жаргонной речи

Для изучения отношения к жаргонной речи в классе предложите обучающимся заполнить приведенные ниже анкеты. Результаты анкетирования (которое можно провести анонимно) станут основой для классного часа на тему культуры речи учащихся.

Анкета для учащихся № 1

1. Ваш пол?

Мужской.

Женский.

Да.

Нет.

    А в разговоре с взрослыми?

Да.

Нет.

Самоутвердиться.

Обмениваться информацией.

Да.

Нет.

Иногда.

Да.

Часто.

Иногда.

Нет.

Им не важно, как я говорю.

Моих друзей.

Моих родителей.

Моих учителей.

Нормально.

Мне все равно.

Плохо.

Да.

Редко.

Нет.

Анкета для учащихся №2

Да.

Нет.

    Для чего Вы их употребляете?

Да.

Нет.

Не всегда.

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

Приложение 2. Система работы по формированию речевой культуры школьников.

Система работы педагога по формированию речевой культуры школьника на уроке состоит из следующих компонентов:

1.Диагностика степени сформированности речевой культуры школьников с целью разработки программы коррекции при планировании дальнейшей работы на основе полученных данных.

2.Развитие положительной учебной мотивации каждого ученика.

3.Организация активной речевой деятельности, формирование умений:

Осмысливать и хорошо представлять себе речевую ситуацию (цель общения, тему и основную мысль высказывания, адресата речи, место общения, объем высказывания);

Собирать материал для речевого высказывания в соответствии с замыслом, пользуясь различными источниками информации (личным опытом, сообщениями других людей, радио – и телепередачами, научными и публицистическими материалами., произведениями искусства, в т.ч. художественной литературой), систематизировать его, составлять план будущего высказывания с ориентацией на замысел;

В соответствии с замыслом пользоваться разными стилями и типами речи разнообразными языковыми средствами, выбирать их с учетом всех компонентов речевой ситуации;

Видеть реакцию слушателя во время устной речи, соотносить произносимое с замыслом и корректировать свою речь, совершенствовать (редактировать) написанное в соответствии с замыслом. Работа над повышением речевой культуры будет осуществляться успешнее, если дать школьникам определенный ориентир, сформировать представление о том, какой должна быть культурная речь.

    Обогащение словарного запаса учащихся. Под этим следует понимать не только количественное увеличение потребляемых слов, но и качественные изменения, выражающиеся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов, со стилистическими возможностями слова, которые позволяют соотнести уместность того или иного языкового факта с замыслом говорящего.

    Деятельность учащихся на любом уроке оценивается с позиции речевого этикета, учитывается культура высказывания по предмету, умение практически оценивать своё высказывание и высказывания окружающих, т.е. проводится языковая рефлексия, связанная с оценкой уместности и правильности речевой деятельности.

    Использование тестового контроля, который интенсифицирует процесс обучения.

Приложение 3. Памятка для учащихся 1.

1.Содержание.

2.Логика.

3.Разнообразие.

4.Точность.

5.Выразительность.

6.Уместность.

7.Правильность.

Приложение 4. Памятка для учащихся 2.

Приложение 5. (Оформление доски или плаката)

- «Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!»

- «Наше условие – долой сквернословие!»

- мат – ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат;

- материться – добиться, злиться, больница, лечиться и т.п.

- Кто использует мат, тот, бесспорно, глуповат!

- Мат – дорога в ад!

- Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

- Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться!

- Мат, конечно, не забава, а для школьников отрава!

Приложение 1. Анкета для учащихся № 1

    Ваш пол?

 Мужской.

 Женский.

    Используете ли Вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

 Да.

 Нет.

    А в разговоре с взрослыми?

 Да.

 Нет.

    С какой целью Вы употребляете жаргонные слова?

Самоутвердиться.

Выглядеть лучше в глазах сверстников.

Обмениваться информацией.

Придать своей речи живость, юмор.

    Используете ли Вы матерные слова в повседневной речи?

 Да.

 Нет.

 Иногда.

    Поправляют ли учителя Вашу речь?

 Да.

 Часто.

 Иногда.

 Нет.

    Как относятся родители к Вашей речи?

Им не важно, как я говорю.

Они постоянно говорят, чтобы я следил за своей речью.

Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

    Чья речь для Вас является эталоном?

 Моих друзей.

 Моих родителей.

 Моих учителей.

Та, которую я слышу по телевидению и радио.

    Когда слышите нецензурные слова, как Вы к этому относитесь?

 Нормально.

 Мне все равно.

 Плохо.

    Слышите ли Вы скверные слова в своей семье?

 Да.

 Редко.

Анкета для учащихся № 1

    Ваш пол?

 Мужской.

 Женский.

    Используете ли Вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

 Да.

 Нет.

    А в разговоре с взрослыми?

 Да.

 Нет.

    С какой целью Вы употребляете жаргонные слова?

Самоутвердиться.

Выглядеть лучше в глазах сверстников.

Обмениваться информацией.

Придать своей речи живость, юмор.

    Используете ли Вы матерные слова в повседневной речи?

 Да.

 Нет.

 Иногда.

    Поправляют ли учителя Вашу речь?

 Да.

 Часто.

 Иногда.

 Нет.

    Как относятся родители к Вашей речи?

Им не важно, как я говорю.

Они постоянно говорят, чтобы я следил за своей речью.

Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

    Чья речь для Вас является эталоном?

 Моих друзей.

 Моих родителей.

 Моих учителей.

Та, которую я слышу по телевидению и радио.

    Когда слышите нецензурные слова, как Вы к этому относитесь?

 Нормально.

 Мне все равно.

 Плохо.

    Слышите ли Вы скверные слова в своей семье?

 Да.

 Редко.

 Нет.

Приложение 2. Анкета для учащихся №2

    Много ли жаргонных слов Вы употребляете в своей речи?

Да.

Нет.

    Для чего Вы их употребляете?

Считаю, что это модно, современно.

Они нужны в речи для связи слов.

Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

Делают речь понятнее для друзей.

Другое__________________________________________

    Знаете ли Вы значения жаргонных слов, которые употребляете?

Да.

Нет.

Не всегда.

    Могли бы Вы обойтись без них?

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

    Стараетесь ли Вы обойтись без них?

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

    Как Вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

Анкета для учащихся №2

    Много ли жаргонных слов Вы употребляете в своей речи?

Да.

Нет.

    Для чего Вы их употребляете?

Считаю, что это модно, современно.

Они нужны в речи для связи слов.

Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

Делают речь понятнее для друзей.

Другое__________________________________________

    Знаете ли Вы значения жаргонных слов, которые употребляете?

Да.

Нет.

Не всегда.

    Могли бы Вы обойтись без них?

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

    Стараетесь ли Вы обойтись без них?

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

    Как Вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

Приложение 3. Памятка для учащихся

Как построить правильное высказывание

1.Содержание. Подумайте тему и основную мысль своего высказывания; раскройте их полно, но не говорите и не пишите лишнего: весь материал подчините теме и основной мысли. Говорите и пишите о том, что вам хорошо известно; соберите недостающий материал.

2.Логика. Говорите последовательно, не допускайте скачков мыслей. Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом.

3.Разнообразие. Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами, избегайте неоправданного повторения слов, одинаковых по строению конструкций.

4.Точность. Отбирайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли.

5.Выразительность. Подбирайте слова и предложения, наиболее ярко передающие ваши мысли, чтобы воздействовать на адресата речи.

6.Уместность. Избирайте необходимый стиль речи, учитывайте, кому адресовано ваше высказывание, как оно будет воспринято, в какой обстановке происходит общение.

7.Правильность. Соблюдайте орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные нормы литературного языка.

Памятка для учащихся

Как построить правильное высказывание

1.Содержание. Подумайте тему и основную мысль своего высказывания; раскройте их полно, но не говорите и не пишите лишнего: весь материал подчините теме и основной мысли. Говорите и пишите о том, что вам хорошо известно; соберите недостающий материал.

2.Логика. Говорите последовательно, не допускайте скачков мыслей. Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом.

3.Разнообразие. Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами, избегайте неоправданного повторения слов, одинаковых по строению конструкций.

4.Точность. Отбирайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли.

5.Выразительность. Подбирайте слова и предложения, наиболее ярко передающие ваши мысли, чтобы воздействовать на адресата речи.

6.Уместность. Избирайте необходимый стиль речи, учитывайте, кому адресовано ваше высказывание, как оно будет воспринято, в какой обстановке происходит общение.

7.Правильность. Соблюдайте орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные нормы литературного языка.

Памятка для учащихся

Хочешь говорить правильно - помни!

При изложении материала стремись к разнообразию – в соответствии с правилом: жизнеспособность любой системы тем выше, чем большим внутренним многообразие она располагает.

Ничего не принимай на веру: все новации подвергай трезвому сомнению, основанному на аналитическом суждении.

Говори (пиши) для того, чтобы выразиться, а не для того, чтобы произвести впечатление на слушающего(читающего).

При изложении материала придерживайся классической схеме: Что? Почему? (Для чего?) Как?(Каким образом?).

Никогда не исчерпывай предмет своего изложения до конца: заставь слушателя(читателя) думать.

Критически, с разумной осторожностью относись к выбору и использованию цитат.

Твоё слово должно по росту соответствовать мысли. Начиная выступление, всегда помни о его конце.

Пусть твой язык никогда не опережает твоих мыслей.

В выступлениях придерживайся принципа: у каждого с кем ты сталкиваешься во время спора(полемики, диспута, дискуссии), есть в чём-то превосходство над тобой. Этому ты и должен у него научиться.

Во время спора(полемики, диспута, дискуссии) поступись перед оппонентом всем, чем можешь поступиться, и не утверждай ничего того, что не можешь доказать.

Не пускай сорную траву в своё речевое поле: твоя речь должна быть орфоэпически, грамматически и стилистически точна.

Памятка для учащихся

Хочешь говорить правильно - помни!

При изложении материала стремись к разнообразию – в соответствии с правилом: жизнеспособность любой системы тем выше, чем большим внутренним многообразие она располагает.

Ничего не принимай на веру: все новации подвергай трезвому сомнению, основанному на аналитическом суждении.

Говори (пиши) для того, чтобы выразиться, а не для того, чтобы произвести впечатление на слушающего(читающего).

При изложении материала придерживайся классической схеме: Что? Почему? (Для чего?) Как?(Каким образом?).

Никогда не исчерпывай предмет своего изложения до конца: заставь слушателя(читателя) думать.

Критически, с разумной осторожностью относись к выбору и использованию цитат.

Твоё слово должно по росту соответствовать мысли. Начиная выступление, всегда помни о его конце.

Пусть твой язык никогда не опережает твоих мыслей.

В выступлениях придерживайся принципа: у каждого с кем ты сталкиваешься во время спора(полемики, диспута, дискуссии), есть в чём-то превосходство над тобой. Этому ты и должен у него научиться.

Во время спора(полемики, диспута, дискуссии) поступись перед оппонентом всем, чем можешь поступиться, и не утверждай ничего того, что не можешь доказать.

Не пускай сорную траву в своё речевое поле: твоя речь должна быть орфоэпически, грамматически и стилистически точна.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

МО «город Бугуруслан»

Час общения

«Культура речи»

Классный руководитель 3а класса

Прыткова Светлана Николаевна

Тема: «Культура речи»

Цели: Способствовать формированию культуры поведения учащихся, культуру речи; закрепить правила культурного общения; развивать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с пословицами, карточки со словами, памятки для учащихся.

Ход классного часа.

    Самоопределение.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, садитесь.

    Вступительное слово учителя. Мотивация. Формулирование цели классного часа

Культура …

В чем проявляется культура человека? (в поступках, в одежде, в отношении к взрослым, в любви к родине)

СЦЕНКА №1.

Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу дерет.

Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим. А в каком классе учишься, молодой человек?

Петя: В 3-ем «бы»

Доктор: В 3- ем «бы»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?

Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор: Жутко весело. Гм… А учитесь как?

Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно перваши жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор: Порядочек… Железно… Круто(берёт градусник). Откройте рот (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он (достает из стола и показывает учебник русского языка).

Какую болезнь обнаружил доктор у Пети? Согласны ли вы с диагнозом? Какой рецепт дал доктор?

В чём же еще проявляется культура человека? (проявляется очень ярко в его речи, в том, как человек говорит).

Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (о речи)

Тема нашего классного часа: «Культура речи» (на экране)

Это очень трудное дело – говорить ясно, четко, понятно всем. Этому мы с вами учимся в школе, и прежде всего на уроках русского языка и литературного чтения.

В качестве эпиграфа мы взяли слова Ивана Васильевича Тургенева – замечательного знатока и мастера русского языка:«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!»

Учитель: Мы с вами постараемся выяснить, что значит «беречь» русский язык, от кого или от чего «беречь». Разве у языка есть враги или ему грозят какие-то опасности?

    О культуре речи.

Ребята, как вы думаете, что же такое культура речи? (это умение говорить и писать правильно; это способность излагать свои мысли просто, доступно, логично, точно, кратко и т.д.)

А всегда ли мы выражаем свои мысли ясно, точно, правильно?

Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу слова.

Иначе у вас может появиться болезнь, которой болен герой сценки – Петя.

Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов УЖАСНО ДРУЖНО, ЖУТКО ВЕСЕЛО, которые употребил Петя. Слова УЖАСНО, СТРАШНО, ЖУТКО обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки чего-то положительного, хорошего.

Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова.

Чтобы овладеть литературным произношением, надо внимательно прислушаться к речи артистов, дикторов радио, телевидения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах. Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.

Знакомьтесь: Петя мой сосед-

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а колидор.

Дилектор входит в кабинет,

Закрыт маг а зин на обед.

Хозяйка моет стакан ы ,

Секёт свеклу, пекёт блины.

И до меня дошёл черёд:

Портфель он п о ртфелем зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя.

Пусть и его зовут Пет я .

-Петя! – несётся со двора-

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Пет я ,

Ведь ты большой, а не дитя!

Пет я обижен на ребят,

Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

Как же помочь Пете, ребята? (Высказывания детей.)

Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение.

А теперь мы посмотрим, как вы умеете ставить ударение в словах. (Работа в парах):

Красивее Позвонишь

Звонит алфавит

Баловать Балованный

Газопровод Договор

Завидно Искра

Компас Медикаменты

Свекла Торты

Щавель Ирис (цветок)

(Самопроверка, правильный вариант на экране)

Ребята, посмотрите, а не встречались ли вы с героями следующей сценки. Она называется «Прочь с дороги».

СЦЕНКА №2.

Комната, в ней стол, стулья. Девочка читает. Мама шьет.

Юля: Мама, сколько время? Ой! Я покушаю и побегу в школу.

Мама: Что за спешка?

Юля: Да наш класс сегодня собирает и сдает… Как это?.. Макулатуру.

Мама: Обед на плите.

Юля: Суп? Ладно. А мясо я разрежу: себе возьму меньшую половинку, а тебе оставлю большую половинку. Хорошо?

Миша (вбегает): Юля, ты что так долго?

Юля: Сейчас. Только попью. Мама, у нас есть холодный кипяток? (наливает воду, пьет). Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?

Мама: Возьми пальто, еще холодно.

Юля: Хорошо, одену пальто.

Мама: Не могу понять, почему Юля, да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить правильно по-русски не умеют.

Появляются ВРЕМЯ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОВИНА, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ, КУШАТЬ, КАК ЭТО (ребята с табличками, на которых четко прописаны эти слова) и все хором говорят:

Мы поражаемся, мы удивляемся, мы возмущаемся, ведь неправильно употребляют нас при общении ребята.

ВРЕМЯ: Вы слышали, что со мной сделали? Во-первых, мой родительный падеж – ВРЕМЕНИ, а во-вторых, вопрос «Сколько времени?» требует продолжения, например: «Сколько времени я вас жду?». А в том смысле, как спросила Юля, надо сказать: «Который час?» Видите, как со мной небрежно обращаются?

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: Нет, имена существительные, уж если кому тяжело, так это нам, именам прилагательным. С нами вовсе не считаются, присоединяют, не думая, к любому существительному, пользуясь нашей дружбой с вами. Вот и получается «ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК». Ведь если кипяток остыл, он перестал быть кипятком, а стал КИПЯЧЕНОЙ ВОДОЙ. И говорить «ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК» так же нелепо, как «СЛАДКАЯ СОЛЬ».

ПОЛОВИНА: Да, имена прилагательные, вы совершенно правы. Вы же знаете, что я – половина – одна из двух равных частей чего-нибудь целого, и разве не смешно слышать, когда говорят: «большая половина, меньшая половина и даже третья половина». Очевидно, меня путают с существительным ЧАСТЬ, про которую можно сказать и большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как тяжело!

НАДЕТЬ, ОДЕТЬ (спутанные вместе).

НАДЕТЬ: Да, уважаемая ПОЛОВИНА, мы вас очень хорошо понимаем и сочувствуем вам, так как нас так часто путают, что мы скоро сами не сможем разобраться, где должен стоять я – НАДЕТЬ, а где мой брат – ОДЕТЬ.

ОДЕТЬ: ОДЕТЬ можно КОГО-ТО, одушевленный предмет. ОДЕТЬ ребенка. НАДЕТЬ НА ЧТО-ТО или НА КОГО-ТО: НАДЕТЬ кольцо на палец, НАДЕТЬ пальто.

НАДЕТЬ и ОДЕТЬ (вместе, хором): А нас путают и путают. Помогите нам распутаться.

КУШАТЬ: Вы два брата, очень похожи, поэтому вас и путают. А я… Меня литературный язык не допускает в первое лицо. Вместо «я кушаю, мы кушаем», говорят: «Я ем, мы едим». И даже в третьем лице меня употребляют ограниченно. Лишь о ребенке можно сказать: «Он кушает». В остальных случаях: «Он ест». Вот в вежливой форме при приглашении к еде мною пользоваться не запрещено: «Пожалуйста, кушайте, сколько хотите».

КАК ЭТО: Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно. Но что сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого смысла к любому слову. Зачем? Не знаю!

Мама: Как интересно вы рассказали о себе. Мне понятны ваши обиды. В разговоре Юли и Миши мы видели ошибки. Ребята, а вы заметили эти ошибки? Дружите ли вы с обиженными словами? Давайте скажем все вместе, дружно: «ПРОЧЬ С ДОРОГИ ВСЕ, ЧТО ПОРТИТ НАШУ РЕЧЬ!»

4) Ералаш «Почему мы так говорим?»

Как называются такие и им подобные слова? (Сленг или жаргон).

А что представляет собой жаргон? Можно ли эти слова назвать общеупотребительными и понятными всем?

- К сожалению, устная речь современных подростков и молодежи просто усыпана жаргонами.
Жаргон – это искусственно созданный « язык», который не понятен большинству людей.

Работа в группах:

Сейчас мы с вами проведем небольшой практикум. Вам будут предложены слова, которые вы часто употребляете в своей речи. Подберите к ним слова-синонимы.

Крутой – (характер) – Решительный, суровый, строгий, повелительный.
Иди на фиг – убирайся, проваливай.
Офигенно – хорошо, весело, великолепно, радостно, комфортно, уютно, красиво.
Прикольный – (от слова – прикол т.е. свая, кол, укрепленные в земле для привязи лодки, судна). (Удивительный, интересный, своеобразный, разносторонний, веселый)
Колбаситься – (весело проводить время) – куролесить (спьяну), озорничать, безобразничать (во хмелю), хулиганить.
Уупс – междометие недовольства, удивления, типа «ох», «ух».

Мы с вами убедились, что в русском языке есть великое множество слов, при помощи которых можно высказать любую мысль, объяснить свои чувства.

Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика.

Около 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С.И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А.С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов.

Можно ли продолжить список «врагов» русского языка?

Согласно словарю В. Даля “скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное”.

Что же такое сквернословие – порок или болезнь?

История возникновения сквернословия.

История возникновения мата уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира. И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности.

Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

Каковы причины, побуждающие человека сквернословить?

(Слайды 16-17-18). перечислить следующие причины употребления скверных слов (см. слайд).

    Плохое воспитание, низкий уровень культуры, нехватка словарного запаса, неумение говорить по-другому.

    Отрицательное влияние окружающих и неспособность противостоять ему.

    Злоба, гнев, ненависть, неадекватность поведения, агрессия.

    Стремление быть лидером, демонстрация принадлежности к “своим”.

    Скверный характер, вредные привычки.

    Неуважение к окружающим.

    Отсутствие внутреннего самоконтроля.

    Использование для эмоциональной разрядки в тяжёлых ситуациях.

    Неправильная трактовка понятия “свобода слова”.

Опасно ли сквернословие?

Как влияет мат человека?

Надо сказать, что проблемой сквернословия, изучением его влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье занимались и занимаются многие учёные, исследователи разных стран.

А) . В числе первых ученых, которые занимались этим вопросом вплотную, был и доктор биологических наук Иван Борисович Белявский. Он попытался выяснить, каким образом на человеческий организм влияют не какие-то огромные блоки информации, а простые односложные слова.

Семнадцатилетнее исследование Белявского и его коллег увенчалось настоящим открытием. Ученым удалось доказать, что каждое произнесенное нами слово очень отчетливо влияет на срок жизни!

Одним словом, мат способствует быстрому старению.

Не рискуя экспериментировать на людях, ученые провели исследования на растениях. Опытам подверглись семена растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно - по три-четыре часа в день - магнитофон поблизости от них “начитывал” грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству, и через несколько поколений выродились. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слова, они не могли произноситься то громко, то шепотом..

Проведен был и обратный эксперимент: ученые “благословляли” семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген, молились над ними, и тогда убитые семена ожили.

В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.

То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости – с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристалла отражает удивительные свойства воды. Глядя на фотографии на слайдах, можно сделать вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Слова с негативным смыслом даже не способствуют образованию формы, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. А ведь человек состоит на 80-90% из воды. Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.

Не по этой ли причине так мало здоровых людей остается, не оттого ли так часто болеют дети, чьи родители постоянно матерятся?

Нужно ли бороться со сквернословием и как? Как борется с матом закон.

А чтобы правильно и разумно владеть речью, что нужно предпринять? (работа в группах)

Правила «Культура речи»

1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

2.Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, всё равно, что стрелять, не целясь».

3.Не спеши высказывать свои мысли.

4.Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

5.При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

6.Не говори быстро, не проглатывай слова.

7.Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

8.Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.

9. Не давай кличек своим товарищам.

ЗАПОМНИ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯЙ ИХ.

    Итог. Рефлексия.

А сейчас вновь вернемся к словам Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…»

- Вы согласны с этим утверждением писателя? Нужно ли беречь язык? От кого или от чего? (Освобождать нашу речь от словесного «мусора», рождаемого незнанием русского языка и небрежным, безжалостным отношением к нему)

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили.

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Язык писателей нам служит образцом.

Он мудростью народною отмечен.

Овладевайте литературным языком,

Боритесь за культуру речи!

    Что нового вы узнали сегодня?

    Полезен ли был сегодняшний разговор?

    Какие выводы вы сделали?

Классный час на тему: «Поговорим о культуре речи»

Задачи: познакомить обучающихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.

Ход подготовки:

1. Предложить обучающимся выполнить следующие задания: подобрать меткие и образные высказывания о русском языке, пословицы, поговорки, афоризмы, подготовиться к конкурсу выразительного чтения.

2. С помощью учителя русского языка и литературы отобрать лучшие сочинения обучающихся класса, выписать из неудачных сочинений смешные обороты речи, неправильные выражения; понаблюдать за тем, как говорят ученики, много ли слов-сорняков в их речи (подготовить на эту тему небольшую театрализованную сценку).

3. Написать плакат:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык , - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

И. С. Тургенев .

План-конспект занятия:

1. Вступительное слово куратора (тезисы):

Язык - это наша история, наше богатство, культура, это язык А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка.

2. «Как мы говорим». Театрализованная сценка, подготовленная обучающимися.

3. Культура речи, мышления, чувств.

О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Прослушайте, пожалуйста, выдержки из ваших сочинений и ответьте на вопросы: какое значение имеет четкость, последовательность, простота изложения мыслей в письменной и устной речи? Можно ли излагать материал четко и ясно, если он неглубоко усвоен?

В. А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное - приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни. Ответьте на вопросы: как связана культура речи с культурой чувств? По каким признакам можно судить об эмоциональной культуре человека? Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека? От чего зависит способность управлять своими чувствами? Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми? Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми? Назовите их (сдержанность, предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные эмоции, наличие чувства юмора и умение им пользоваться, доброжелательность и т. п.). Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с вами своим горем (радостью)? (Рекомендации по развитию способности к сопереживанию, сочувствию, умению соотносить свои поступки с эмоциональным состоянием окружающих людей см.: Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. М. - Л., 1967, с. 173; Добрович А. Общение: наука и искусство. М., 1978, с. 89; Леви В. Искусство быть собой. М., 1977, с. 43; Учитесь властвовать собою... М., 1975, с. 139).

4. Как повысить культуру речи.

Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильными интонациями, полезно выполнять такие задания , как составление словесного портрета, театральная импровизация и др.

5. Как стать интересным собеседником.

Куратор обращается к обучающимся с вопросами: какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник? Легко ли вы находите контакт с людьми? Какие трудности испытываете вы в речевом общении? Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора? Затем он предлагает обучающимся «проиграть» сценки разговора с товарищем или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей по дому и т. п. Школьников необходимо подвести к мысли, что глубина и душевность человеческих контактов зависит не только от правильности, уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации голоса, употребляемых жестов и мимики. Можно рекомендовать обучающимся книги по культуре речевого общения: Матвеев В. М., Панов А. Н. В мире вежливости. Изд. 2-е. М., 1976, с. 113; Казимирская И. И. Учись быть культурным. Минск, 1982, с. 24; Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 1975, с. 82; Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). М., 1982.

6. Учись искусству спорить, думать, обсуждать!

Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды - все это важные показатели речевой культуры. Придерживайтесь следующих правил: давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить себе мотивы поступка, причины, которые его вызвали. Подумайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в данной ситуации явились бы более правильными, целесообразными, соответствующими нормам коммунистической морали

Учащиеся анализируют конкретные жизненные ситуации.

Куратор обращается к обучающимся с вопросами: часто ли у вас вспыхивают ссоры с товарищами? В чем вы видите их причину? Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем? Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте? Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека? Предложите свои рекомендации, как надо вести спор, чтобы он не превратился в ссору

Далее куратор знакомит обучающихся с правилами ведения разговора - настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности, уважительно относись к чужому мнению, будь тактичен с собеседником и т.д.

7. Подведение итогов занятия

Куратор вместе с обучающимися обобщает требования, предъявляемые к культуре речи, и составляет памятку.

План дальнейшей работы:

Провести беседы на темы - «С чего начинается вежливость?»,

«Искусство ведения переписки»,

«Что такое деликатность?»,

«Культура общения» и т. д.

Cлайд 1

Cлайд 2

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость Приветливость вам открывает сердца Составляющие нашего здоровья Образ жизни современного подростка Стремление к совершенствованию Ответственность за слова и поведение

Cлайд 3

«Воспитывать такого человека, который должен быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным в зависимости от условий его жизни, способным бороться и строить, жить и любить жизнь.» А. Макаренко. «Молодёжь надо научить ставить перед собой амбициозные задачи, быть самодостаточной, успешной в научной, производственной, предпринимательской и культурологической деятельности». Н. В. Федоров. Объяснить, что такое речевое поведение и каково его значение в жизни человека, что надо быть осторожным в мыслях и словах, ибо они приводят к соответствующим поступкам и последствиям; воспитывать любовь и уважение к языку; воспитывать и прививать культуру мысли и культуру слова. Продолжить развитие умения общаться, выступать перед аудиторией, умения дискутировать.

Cлайд 4

Культура речи – это та этикетка, по которой можно безошибочно определить уровень общей культуры и воспитанности человека. Культура речи – это важнейшая часть общей культуры человека. Высокая культура речи – показатель образованности и воспитанности. Всякое ругательное, а тем более нецензурное слово, употребляемое молодыми людьми при каждом случае, опустошает их, «выветривает» человеческое и поднимает животное, низменное, не говоря уже о том, что такие слова унижают и обижают другого человека.

Cлайд 5

Язык мой – враг мой. Словом человека можно ранить больнее, чем оружием. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. В здоровом теле здоровый дух. Чем меньше человек думает, тем больше он говорит. (Монтескье)

Cлайд 6

Слово – великий дар человеку. Надо знать, когда можно говорить, а когда нельзя. Сплетни и праздная болтовня – это неразумная трата времени и здоровья. Мысли, а затем слова приводят к соответствующим поступкам. Поэтому речь и связанные с ней поступки называют речевым поведением.

Cлайд 7

Слово обязательно несет в себе энергию души, и поэтому надо стараться, чтобы эта энергия была доброй созидательной. Очень ошибаются те, кто недооценивает силу слова: словом можно все разрушить и все создать; словом обманывают человека и направляют его на путь зла, словом же вдохновляют солдат, идущих в бой.

Cлайд 8

Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими. Воспитанный человек во всех отношениях не ведёт себя «громко», экономит время других, строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, на работе, в магазине и в автобусе.

Cлайд 9

Нужно быть очень осторожным в своих мыслях, словах и поступках, то есть в речевом поведении. От этого зависит вся ваша жизнь, здоровье ваше и счастье.

Cлайд 10

Я смотрю на мир с любовью и радостью Я обо всех и обо всем говорю с любовью. Я люблю жизнь. Я с легкостью и радостью общаюсь с людьми. Отовсюду исходит добро. Я превратила свои уроки в настоящее развлечение. Я желаю учиться. Я распространяю только хорошие новости.

Cлайд 11

За худые слова слетит и голова Много говорить – голова заболит Сердечное слово до сердца доходит Малое слово большую обиду творит Хорошее слово – половина счастья Сперва подумай – потом говори Красную речь красно и слушать

Cлайд 12

Культурные нормы – требования, которые налагает общество на человека, стремящегося быть воспитанным, духовно развитым. Добрый человек любит не только себя, но и других. Заботится о тех, кто страдает. Нравственность – это больше, чем хорошие привычки.

Cлайд 13

Доброму Бог помогает. За добро добром платят. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. Доброе слово железные ворота отопрет. Доброе слово сказать – посошок в руки дать. Доброе слово лучше пустого бормотанья. Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово лучше мягкого пирога.

Cлайд 14

Быть хозяином своей жизни – это значит выбирать мысли и слова. Если вы хотите жить радостно, у вас должны быть светлые мысли. Жизнь – это путешествие, в котором мы открываем себя. Мы в ответе за свою жизнь.

Cлайд 15

Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Если ты хочешь, чтобы друг твой горбов у тебя не заметил, сам не смотри на его бородавки. (Гораций) Кто злословит с вами, тот злословит и о вас. Не делай людям того, чего не желаешь себе.

Cлайд 16

Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли. Глупо и бесполезно всё время сердиться. Это – пустая трата времени. Всё, что вы отдаете другим, возвращается к вам. Любовь всё исцеляет, а дорога к любви идёт через прощение. Прощение помогает избавиться от обиды.

Cлайд 17

С умным разговориться, что меду напиться Ласковое слово многих прельщает Ласковое слово что вешний денек Хорошо и там и тут, где по имени зовут Слова обладают силой. Нужно научиться отвечать за всё, что мы произносим вслух, ибо сказанное нами является продолжением наших мыслей.

Cлайд 18

Ответственность – это наша способность реагировать на ситуацию. У нас всегда есть выбор. Надо уметь сознательно отвечать за свои мысли и слова. Важно, какие мысли, убеждения и слова мы выбираем прямо сейчас. Мой выбор – взгляд на мир с любовью.

Cлайд 19

Поклониться – вперед пригодится За правое дело говори смело Что посеешь, то и пожнёшь Учтивое слово и буйную голову смиряет Звон не молитва, крик не беседа Недоброе слово что огонь жжет

Cлайд 20

Восхищение. Одобрение. Любовь. Прощение. Раскаяние. Приветствие. Радость. Смущение. Равнодушие. НОС К НОСУ. РВАТЬ НА СЕБЕ ВОЛОСЫ. СМОТРЕТЬ СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ. ЗАДИРАТЬ НОС. Здравствуйте. До свидания. Спасибо. Извините. Простите. Пожалуйста.

Cлайд 21

О многом может сказать жестикуляция. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Это объясняется тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его. В русском языке существует немало устойчивых выражений, возникших на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, например, опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руки, опустить руки, махнуть рукой, приложить руку, протянуть руку, положа руку на сердце, погрозить пальцем.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дмитровская основная общеобразовательная школа № 7

Классный час на тему: "Поговорим о культуре речи"

Подготовила классный руководитель 6А класса

Реутова Светлана Юрьевна

Задачи: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.

Ход подготовки:

1. Предложить учащимся выполнить следующие задания: подобрать меткие и образные высказывания о русском языке, пословицы, поговорки, афоризмы, подготовиться к конкурсу выразительного чтения.

2. С помощью учителя русского языка и литературы отобрать лучшие сочинения учащихся класса, выписать из неудачных сочинений смешные обороты речи, неправильные выражения; понаблюдать за тем, как говорят ученики, много ли слов-сорняков в их речи (подготовить на эту тему небольшую театрализованную сценку).

3. Написать плакат:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

И. С. Тургенев.

Ход занятия

1. Вступительное слово классного руководителя (тезисы):

Язык - это наша история, наше богатство, культура, это язык А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка.

2. «Как мы говорим». Театрализованная сценка, подготовленная учениками.

3. Культура речи, мышления, чувств.

Классный руководитель:

О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Прослушайте, пожалуйста, выдержки из ваших сочинений и ответьте на вопросы: какое значение имеет четкость, последовательность, простота изложения мыслей в письменной и устной речи? Можно ли излагать материал четко и ясно, если он неглубоко усвоен?

В. А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное - приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни. Ответьте на вопросы: как связана культура речи с культурой чувств? По каким признакам можно судить об эмоциональной культуре человека? Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека? От чего зависит способность управлять своими чувствами? Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми? Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми? Назовите их (сдержанность, предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные эмоции, наличие чувства юмора и умение им пользоваться, доброжелательность и т. п.). Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с вами своим горем (радостью)?

4. Как повысить культуру речи.

Классный руководитель:

Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильными интонациями, полезно выполнять такие задания, как составление словесного портрета, театральная импровизация и др.

5. Как стать интересным собеседником.

Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник? Легко ли вы находите контакт с людьми? Какие трудности испытываете вы в речевом общении? Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора? Затем он предлагает учащимся «проиграть» сценки разговора с товарищем или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей по дому и т. п. Школьников необходимо подвести к мысли, что глубина и душевность человеческих контактов зависит не только от правильности, уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации голоса, употребляемых жестов и мимики. Можно рекомендовать учащимся книги по культуре речевого общения: Матвеев В. М., Панов А. Н. В мире вежливости. Камычек Я. Вежливость на каждый день.

6. Учись искусству спорить, думать, обсуждать!

Классный руководитель:

Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды - все это важные показатели речевой культуры. Придерживайтесь следующих правил: давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить себе мотивы поступка, причины, которые его вызвали. Подумайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в данной ситуации явились бы более правильными, целесообразными, соответствующими нормам коммунистической морали

Учащиеся анализируют конкретные жизненные ситуации.

Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: часто ли у вас вспыхивают ссоры с товарищами? В чем вы видите их причину? Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем? Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте? Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека? Предложите свои рекомендации, как надо вести спор, чтобы он не превратился в ссору

Далее классный руководитель знакомит учащихся с правилами ведения разговора- настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности, уважительно относись к чужому мнению, будь тактичен с собеседником и т д

7. Подведение итогов занятия

Классный руководитель вместе с учащимися обобщает требования, предъявляемые к культуре речи, и составляет памятку, которую можно повесить в классном уголке.

© 2024 aytodor.ru -- Портал для автомобилистов