Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века. Панорама Гобелен из Байё

Главная / Дтп

Гобелен из Байё — тканый ковёр длиной около 70 метров хранится в музее французского города Байё. Сюжеты гобелена целиком и полностью посвящены норманнскому завоеванию Англии, и создавался он с целью прославления великой победы герцога Нормандии Вильгельма Завоевателя. Изображения на гобелене переносит зрителя в гущу исторических событий 1066 года.

Гобелен из Байё был создан по заказу епископа Одо, одновременно с постройкой в городе собора в 1070-е годы и был завершен в 1077 году. Его вышивки сделаны шерстяной нитью по льняной основе. На многих сценах ковра присутствуют надписи, которые указывают на имена участников или места события . Почти все надписи вышиты тёмно-синей, почти чёрной шерстью. Некоторые французские имена записаны в архаичной форме («Rednes» ) или в англизированной («Bagias »). Для упоминания норманов иногда используется слово «Franci »

Для историков гобелен из Байё представляет собой незаменимый источник сведений по истории средневекового европейского оружия , гобелен бесценен тем, что на нём изображены сотни фигур нормандских и английских воинов со всеми деталями их снаряжения и вооружения времён нормандского завоевания Англии 1066 г.

НОРМАНДСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ АНГЛИИ 1066 ГОД А — военное вторжение в Англию армии герцога Нормандии Вильгельма Завоевателя, приведшее к утверждению на английской престоле Нормандской династии и переменам в политическом и социально-экономическом устройстве Английского королевства.

В конце X века Англия подверглась массовым набегам скандинавских викингов. Король англосаксов Этельред II , желая обеспечить себе поддержку в борьбе с викингами, в 1002 году женился на Эмме, сестре нормандского герцога Ричарда II, но так и не получив от него помощи Этельред II в 1013 году был вынужден бежать вместе со своей семьёй в Нормандию. Сыновья Этельреда II и Эммы почти 30 лет провели в изгнании, при дворе нормандского герцога.

К 1016 году вся Англия была завоёвана викингами, а королём стал Кнуд Великий, объединивший под своей властью Англию, Данию и Норвегию.

Лишь в 1042 году старшему сыну Этельред II , воспитанному в Нормандии, Эдуарду Исповеднику удалось возвратить себе престол Англии.

1064 год. В королевском дворце Вестминстера король Англии Эдуард Исповедник беседует со своим шурином Гарольдом, графом Уэссекса

Согласно нормандским источникам, международные позиции эрла Уэссекса Гарольда Годвинсона (Harold II ) в 1064/1065 годах резко ослабли, из-за крайне неудачной поездки в Нормандию. Отправившись в к нормандскому герцогу Вильгельму выкупать из заложников своего брата Вульфнота, Гарольд потерпел кораблекрушение и оказался в плену у Ги I (Guy I), графа Понтье (Ponthieu).

HIC WILLELM DEDIT ARMA HAROLDO = Здесь Вильгельм даёт (дадит) оружие Гарольду

После его освобождения по требованию Вильгельма Нормандского, Гарольд провёл некоторое время в Нормандии при дворе герцога, и Вильгельм подарил Гарольду оружие, посвящая его в рыцари .

UBI HAROLD SACRAMENTUM FECIT WILLELMO DUCI = Где Гарольд даёт (ДАСИ ) клятву герцогу Вильгельму

На Гобелене Байе и других нормандские источниках записано, что Гарольд принёс клятву верности Вильгельму Нормандскому на священных реликвиях, и обещал поддержать притязания Вильгельма на английский трон после смерти короля Эдуарда Исповедника. Рассказ об этой поездке и клятве Гарольда на святых мощах записан у всех средневековых хронистов (Гийом Жюмьежский, Вильям Мальмсберийский, Симеон Даремский, Роджер Ховеденский, Матвей Парижский и др.).

HIC HAROLD DUX REVERSUS EST AD ANGLICAM TERRAM = Здесь эрл Гарольд возвращается в английские земли

Нарушение Гарольдом этой клятвы после кончины Эдуарда Исповедника в 1066 году стало главным предлогом для организации вторжения в Англию Вильгельма Нормандского и в значительной мере обеспечило Вильгельму поддержку папы римского и европейского рыцарства.

ET VENIT AD EDWARDU[M] REGEM = и приходит к королю Эдуарду

В ночь на 5 января 1066 года английский король Эдуард Исповедник скончался, не оставив прямых наследников. На гобелене из Байё показана сцена похоронной процессии короля Эдуарда и его окутанное тело, лежащее на кусочке узорчатого византийского шёлка с повторяющимся рисунком пантер и грифонов.

Последний представитель англосаксонской королевской династии — внучатый племянник Эдуарда Исповедник а Эдгар Этелинг был молод (ему было около 15 лет) и не пользовался поддержкой англосаксонской знати.

Здесь король Эдуард в постели разговаривает со своими верными сторонниками. Здесь умирает в присутствии священника

Королём был провозглашён эрл Уэссекса Гарольд Годвинсон , являвшийся фактическим правителем Англии в последние годы правления Эдуарда Исповедника. Согласно английским источникам, Эдуард перед смертью объявил его своим наследником.

Летописец Орден Виталис (Orderic Vitalis) писал о Гарольде (Harold II), что его «отличали его большие размеры и сила тела, его отточенные манеры, его твердость ума и владение словами, всегда готовый остроумный ответ и множество превосходных качеств»

Здесь дают королевскую КОРОНУ (CORONA) Гарольду (…и топор, секиру, как символ власти)

Однако права на английский престол предъявил и герцог Нормандии Вильгельм, состоявший в отдалённом родстве с Эммой, матерью Эдуарда Исповедника .

Надпись: HIC RESIDET HAROLD REX ANGLORUM = Здесь сидит Гарольд, король Англии

Дурное предзнаменование.

Комета считалась предвестником несчастий, болезней и всевозможных катаклизмов.
В 1682 году Галлей рассчитал периодичность возвращения кометы к Земле через 75-76 лет. Именно эту комету в 1066 году запечатлели на гобелене из Байё .

Надпись: ISTI MIRANT STELLA. Люди видят появление кометы Галлея и думают, что это дурное предзнаменование, и ужасаются

Новость о комете приносят во дворец Гарольду. Под изображением короля в нижнем регистре гобелена возникает призрачный флот - намёк на грядущее вторжение норманнов Вильгельма.

Новости о смерти Эдуарда и коронации Гарольда пересекают Ла-Манш и достигают Вильгельма, герцога Нормандии.


Вильгельм в ярости, он предъявляет свои права на трон Англии и считает Гарольда узурпатором. Вильгельм решает вторгнуться в Англию и приказывает построить флот военных кораблей. По левую руку от Вильгельма сидит его сводный брат Одо, епископ Байё . Люди Вильгельма готовятся к вторжению в Англию. Лесорубы валят деревья и делают из них доски, которые используются для строительства кораблей

К лету 1066 года Вильгельм собрал армию около 4-7 тысяч воинов, и начал строить корабли для перехода через Ла-Манш.

Надпись: герцог Вильгельм приказывает строить корабли

Герцог Нормандии Вильгельм смог заручиться поддержкой папы Римского Александра II (1061-1073 годы), пославшего ему «знамя св. Петра». Эта поддержка позволила Вильгельму привлечь в своё войско не только нормандских вассалов, но и рыцарей из всей континентальной Европы (Бретани, Фландрии, Лотарингии, Пикардии, Мена, Аквитании и др.).

Надпись: HIC TRAHUNT NAVES AD MARE = Здесь тащат корабли до моря

В это же время к военному походу на Англию готовился и норвежский король Харальд Суровый, в союз с которым вступил младший брат эрла Уэссекса Гарольда Тости , объявленный в 1065 году вне закона и занимавшийся пиратством у южных и восточных берегов Англии.

В сентябре 1066 года норвежское войско Харальда Сурового высадилось в северной Англии, разбило в битве при Фулфорде (20 сентября) объединённые силы англосаксонских эрлов Эдвина и Моркара и заняло Йорк. Узнав об этом, Гарольд, находившийся на юге Англии, ожидая вторжения Вильгельма из Нормандии, выступил с войском на север и в кровопролитной битве при Стамфорд-Бридже (25 сентября) разбил норвежцев. Норвежский король Харальд Суровый и брат Гарольда Тости погибли в битве.

Англосаксонская армия Гарольда , вероятно, была крупнейшей армией Западной Европы. Ядро сухопутных войск составляли личную охрану короля — хускарлы (от др.-сканд. húskarlar, где hús — дом, karl - лично свободный человек) и эрлов (др.-англ. eorl - человек) — титул высшей аристократии англосаксонской Британии в XI веке, возникший под влиянием датского завоевания Англии. К середине XI века насчитывалось около 3000 королевских хускарлов, дружина крупного эрла состояла из 400-500 воинов. В армии Гарольда состояли отряды военно-служилой знати — тэны (англо-сакс.: þeg(e)n (ТЕГУН с 8 века); англ. thegn; лат. tainus), и национальное ополчение крестьян англосаксонской Британии - фирд (англо-сакс.: fyrd ; с 694 года) - представляющее собой армию, созываемую королём из свободных землевладельцев, по принципу выставления в ополчение одного солдата с каждой гайды (англ. hide, англо-сакс.: hϊd или hiwisc) — единицы обрабатываемого земельного участка одной семьи свободного крестьянина. Воины фирда были хорошо вооружены мечами и щитами.



Дождавшись благоприятной погоды, войска Вильгельма высадился в Англии 28-29 сентября 1066 года.

Вильгельм садится за пир со своими аристократами, а епископ Одо произносит молитву перед едой

Гарольд с войском около 7 тысяч человек, совершил марш-бросок на юг, навстречу с нормандскими войском Вильгельма близ Гастингса.

В день битвы при Гастингсе, утром 14 октября 1066 года , Вильгельм изображён одетым в доспехи, он получает благословение перед сражением.

Его нормандская кавалерия скачет галопом навстречу пешим английским солдатам Гарольда. Надпись: Здесь воины оставили Гастингс и пришли на битву против короля Гарольда

Во главе кавалерийского отряда - Вильгельм на чёрной лошади.

Герцог Вильгельм спрашивает у Витала, одного из вассалов Одо, видит ли он армию Гарольда.

события в английском лагере. Воин с наблюдательного поста сообщает королю Гарольду приближении нормандской армии герцога Вильгельма

Вильгельм, держа в руках булаву, произносит речь, чтобы вдохновить своих солдат. герцог Вильгельм говорит своим воинам приготовиться мужественно и мудро к сражению против армии англичан.

Нормандская кавалерия бросается в атаку, и битва при Гастингсе начинается 14 октября 1066 года.

Воздух наполняется летящими стрелами и копьями. Английская пехота защищается от них стеной щитов. Норманны атакуют с обеих сторон. Нижний регистр гобелена заполнен убитыми и ранеными солдатами.

Воины рубят друг друга боевыми топорами и поражают копьями. Братья Гарольда, Леофвин и Гирт, сражаясь, умирают. Надпись: Здесь пали Леофвин и Гирт, братья короля Гарольда.

Битва в самом разгаре. Воины и лошади падают на землю. Нижний регистр гобелена усеян поверженными солдатами и животными. Надпись: Здесь англичане и французы падают одновременно в бою.

Епископ Одо появляется на чёрной лошади в гуще сражения и, размахивая палицей, вдохновляет нормандских солдат.

Одо использует палицу, а не меч, поскольку епископы не должны проливать кровь. Надпись: Здесь епископ Одо, держа посох, ободряет юношей.

После падения с лошади Вильгельм снимает шлем, чтобы открыть своё лицо. Этим он показывает своим войскам, что всё ещё жив и вдохновляет их продолжать сражаться. Надпись: Здесь герцог Вильгельм.

Рядом с ним Граф Евстахий Булонский несёт знамя, которое послал Вильгельму Папа римский, чтобы продемонстрировать свою поддержку вторжению Вильгельма в Англию.

Кажется, что норманны одерживают победу в продолжающемся сражении. Многие солдаты убиты; один из воинов, у которого щит испещрён воткнутыми стрелами, изображён как будто с отрубленной головой. Надпись: Здесь французы сражаются и убивают тех, кто был с Гарольдом.

Одна из самых знаменитых сцен гобелена: смерть короля Гарольда. Вместе с тем кажется, что Гарольд изображён дважды. Сначала Гарольд извлекает стрелу из глаза, а затем его падающего поражает мечом нормандский рыцарь.

HIC HAROLD REX INTERFECTUS EST = Здесь король Гарольд убит

Когда король Гарольд убит, сражение англичанами проиграно. Победоносные норманны преследуют оставшихся на поле битвы англичан. Заключительная сцена гобелена утрачена. Возможно, она показывала коронацию Вильгельма в качестве короля Англии. Это соответствовало бы сцене в самом начале гобелена, изображающей короля Эдуарда, восседающего на троне всего два года назад.

ET FUGA VERTERUNT ANGLI = и англичане бегут

В сражении при Гастигсе н ормандское войско Вильгельма одержало победу, Гарольд и его братья погибли в бою.

Источники не позволяют однозначно реконструировать ход битвы, но, по-видимому, в успехе Вильгельма важную роль сыграло наличие в нормандской армии кавалерии, которая была переправлена на кораблях через Ла Манш. В англосаксонской Британии почти не использовалась кавалерия и лучники , а также крепость как средство контроля и защиты территории.

Сразу после битвы при Гастингсе часть светских и духовных англосаксонских магнатов в Лондоне провозгласили королём Эдгара Этелинга, однако при приближении нормандской армии Вильгельма они капитулировали, и в конце ноября, начале декабря, они принесли ему присягу как законному правителю Англии. 25 декабря 1066 года архиепископ Йорка Эальдред короновал Вильгельма в соборе Вестминстерского аббатства.

Отдельные восстания против власти Вильгельма Завоевателя продолжались до 1071 года. Крупнейшим стало восстание в Северной Англии летом 1069 года. Его поддержал флот, присланный королём Дании Свейном (Свеном) II (1047-1074 или 1076 годы), также претендовавшим на английскую корону, основываясь на своём родстве с Кнудом Великим.

Однако Вильгельм с войском зимой 1069 -1070 года совершил поход на север, разбил восставших и опустошил значительные территории в Йоркшире, Нортамберленде и графстве Дарем. Участвовавший в восстании Эдгар Этелинг бежал в Шотландию, а в 1074 году сдался Вильгельму, совершив церемонию заключения вассального договора, и признав его законным правителем Англии принёс ему оммаж.

Символическим закреплением власти Вильгельма над Англией стала земельная перепись, в результате которой была составлена Книга Страшного суда, а также присяга ему всех свободных держателей земли — «Солсберийская присяга 1086 года».

Нормандское завоевание Англии привело к быстрому и резкому изменению состава светской элиты Англии. За счёт конфискаций земель англосаксов, сражавшихся против Вильгельма Завоевателя при Гастингсе и участвовавших в последних восстаниях.

Вильгельм сосредоточил в своих руках обширные владения, которые активно раздавал своим приближённым. Однако они, как правило, получали земли в различных частях страны, поэтому в Англии, в отличие от Франции, не сложились обширные территориальные баронии.

К 1080-м гг. у землевладельцев англосаксонского происхождения, по-видимому, находилось менее 10% пахотной земли. Изменился и этнический состав высшего духовенства: в 1070-1175 годы на английские епископские кафедры назначались исключительно выходцы с континента или их потомки.

Важным последствием нормандского завоевания Англии стала утрата официального статуса древне-английского языка уже к концу правления Вильгельма Завоевателя.

Вместе с тем нормандские завоеватели сохранили сложившуюся в англосаксонскую эпоху передовую для раннего Средневековья систему центрального и местного управления и судопроизводства. Не были формально отменены судебники и другие правовые акты англосаксонских королей, сыгравшие важную роль в складывании во второй половине XII века системы «общего права» (Common Law). Последствия нормандского завоевания Англии с точки зрения оформления сеньориальной зависимости крестьянства остаются дискуссионным вопросом.

Среди многочисленных исторических памятников старины этот - один из наиболее известных, наиболее «говорящий», поскольку на нем имеются надписи. Однако он и один из самых таинственных. Речь идет о знаменитом на весь мир «гобелене из Байё», и так уже получилось, что здесь, на страницах ВО, мне долгое время рассказать о нем не удавалось. Оригинальных материалов на эту тему у меня не осталось, поэтому я решил воспользоваться статьей в украинском журнале «Наука и техника», который сегодня также распространяется и в розничной продаже, и по подписке в России. На сегодня это самое подробное исследование этой темы, основанное на изучении множества зарубежных источников.

«Вот он, Уильям!» – драматический момент боя, когда среди сражающихся разнесся слух, что их предводитель убит.

Впервые про «гобелен» я узнал из «Детской энциклопедии» советского времени, в которой он почему-то был назван… «Байонским ковром». Потом уже я узнал, что в Байоне делают ветчину, а вот город Байё - это место хранения этого легендарного гобелена, потому-то он так и был назван. Со временем интерес к «ковру» у меня только окреп, удалось получить по нему много интересной (и неизвестной у нас в России) информации, ну, а в итоге это вылилось вот в эту самую статью…


Местонахождение города Байё во Франции.

На свете не так уж и много битв, радикально изменивших целой страны. По сути, в западной части света таковых, наверное, всего лишь одна – это битва при Гастингсе. Однако откуда мы про неё знаем? Какие вообще существуют доказательства того, что она действительно была, что это не вымысел досужих летописцев и не миф? Одно из наиболее ценных свидетельств – знаменитый «Байеский ковер», на котором «руками королевы Матильды и её фрейлин» – обычно так о нем пишут в наших отечественных книгах по истории, – изображено норманнское завоевание Англии, и сама битва при Гастингсе. Но прославленный шедевр порождает не меньше вопросов, чем ответов.


Добро пожаловать в Байё! – вывеска на перроне местного вокзала.

Труды монархов и монахов

Самые ранние сведения о битве при Гастингсе получены отнюдь не от англичан, но и не от норманнов. Они были записаны в другой части северной Франции. В те времена современная Франция представляла собой лоскутное одеяло из отдельных сеньориальных владений. Власть короля была сильна только в его домене, для остальных земель он был лишь номинальным правителем. Нормандия также пользовалась большой самостоятельностью. Она была образована в 911 г., после того, как король Карл Простой (или Простоватый, что звучит более правильно, а главное более достойно), отчаявшись увидеть конец набегам викингов, уступил земли около Руана предводителю викингов Ролло (или Роллону). Герцог Вильгельм приходился Роллону пра-пра-правнуком.

К 1066 г. норманны распространили свою власть на территорию от Шербурского полуострова и вплоть до устья реки Сом. К этому времени норманны были настоящими французами – говорили на французском языке, придерживались французских традиций и религии. Но чувство своей обособленности они сохранили и о своем происхождении помнили. Со своей стороны, французские соседи норманнов боялись усиления этого герцогства, и с северными пришельцами не смешивались. Ну не было у них для этого подходящих взаимоотношений, только и всего! К северу и востоку от Нормандии лежали земли таких «не-норманнов», как владение графа Гая из Пуату и его родича графа Юстаса II из Болони. В 1050-х гг. они оба враждовали с Нормандией и поддержали герцога Вильгельма в его вторжении 1066 г. только потому, что преследовали собственные цели. Поэтому особенно примечательно то, что самая ранняя запись сведений о битве при Гастингсе была сделана именно французом (а не норманном!) епископом Гаем Амьенским, дядей графа Гая из Пуату и двоюродным дядей графа Юстаса из Болони.

Труд епископа Гая – это обстоятельная поэма на латинском языке, и названа она «Песнь о битве при Гастингсе». Хотя о ее существовании знали давно, открыта она была лишь в 1826 г., когда архивисты короля Ганновера совершенно случайно наткнулись на две копии «Песни» XII в. в королевской библиотеке Бристоля. «Песнь» можно датировать 1067 г., а самое позднее - периодом до 1074-1075 гг., когда епископ Гай умер. В ней представлена французская, а не норманнская, точка зрения на события 1066 г. Причем, в отличие от норманнских источников автор «Песни» делает героем сражения при Гастингсе отнюдь не Вильгельма Завоевателя (которого все-таки было бы правильнее называть Гийомом), а графа Юстаса II Болонского.


Один из домов на улице в Байё. Здесь время, кажется, остановилось!

Затем английский монах Эдмер из Кентерберийского аббатства написал «Историю недавних (последних) событий в Англии» между 1095 и 1123 гг.» И оказалось, что его характеристика норманнского завоевания полностью противоречит норманнской версии этого события, хотя она и недооценивалась историками, увлеченными другими источниками. В XII в. нашлись авторы, которые продолжили традицию Эдмера и высказывали сочувствие к завоеванным англичанам, хотя и оправдывали победу норманнов, которая привела к росту духовных ценностей в стране. Среди этих авторов такие англичане, как: Джон Ворчертерский, Вильгельм Мольмесберский, и норманны: Одерик Виталис в первой половине XII в. и во второй половине – рожденный в Джерси поэт Вейс.

Плотина на реке, протекающей через город.

В письменных источниках со стороны норманнов герцог Вильгельм удостаивается гораздо большего внимания. Одним из таких источников является биография Вильгельма Завоевателя, написанная в 1070-х гг. одним из его священников - Вильгельмом из Пойтерса. Его труд «Деяния герцога Вильгельма», сохранился в неполной версии, напечатанной в XVI веке, а единственная известная рукопись сгорела во время пожара 1731 г. Это самое подробное описание интересующих нас событий, автор которого был о них хорошо информирован. И в этом качестве «Деяния герцога Вильгельма» бесценны, но не лишены предвзятости. Вильгельм из Пойтерса – патриот Нормандии. При каждой возможности он восхваляет своего герцога и проклинает злого узурпатора Гарольда. Цель труда – оправдать норманнское вторжение после его завершения. Без сомнения, он приукрашивал правду и даже временами попросту преднамеренно лгал, чтобы представить это завоевание справедливым и законным.


Водяная мельница работает до сих пор!

Другой норманн - Одерик Виталис, также создал подробное и интересное описание норманнского завоевания. При этом он основывался на написанных в XII в. трудах разных авторов. Сам Одерик родился в 1075 г. близ Шрусберга в семье англичанки и норманна и в 10 лет был отправлен родителями в норманнский монастырь. Здесь он провел всю жизнь в качестве монаха, занимаясь изысканиями и литературным творчеством и между 1115 и 1141 гг. создал историю норманнов, известную как «Церковная история». Прекрасно сохранившаяся авторская копия этой работы находится в национальной библиотеке в Париже. Разрываясь между Англией, где он провел детство, и Нормандией, где он прожил всю зрелую жизнь, Одерик хоть и оправдывает завоевание 1066 г., которое привело к религиозной реформе, но не закрывает глаза на жестокость пришельцев. В своем труде он даже заставляет Вильгельма Завоевателя назвать себя «жестоким убийцей», и на смертном одре в 1087 г. он вкладывает в его уста совершенно не характерное для него признание: «Я относился к местным жителям с неоправданной жестокостью, унижая богатых и бедных, несправедливо лишая их же земель; я послужил причиной смерти многих тысяч из-за голода и войны, особенно в Йоркшире».


Вид на башни собора Нотр-Дам в Байё.

Эти письменные источники – основа для исторического исследования. В них мы видим захватывающую, поучительную и загадочную историю. Но когда мы закрываем эти книги и подходим к гобелену из Байе, мы словно из темной пещеры попадаем в мир, залитый светом и полный ярких красок. Фигуры на гобелене не просто забавные персонажи XI в., вышитые на льняном полотне. Они кажутся нам реальными людьми, хотя и вышиты иной раз в странной, едва ли не гротесковой манере. Однако, даже просто рассматривая «гобелен», спустя какое-то время начинаешь понимать, что он, этот гобелен, скрывает больше, чем показывает, и что он и сегодня полон тайн, которые еще ждут своего исследователя.


Собор Нотр-Дам со стороны одной из улиц.

Путешествие во времени и пространстве

Как случилось так, что хрупкое произведение искусства пережило гораздо более прочные вещи и сохранилось до сих пор? Это само по себе выдающееся событие достойно, по крайней мере, отдельного рассказа, если не отдельного исторического исследования. Первое свидетельство о существовании гобелена датируется рубежом XI и XII вв. В период между 1099 и 1102 гг. французский поэт Бодри, аббат Буржельского монастыря, сочинил поэму для графини Адели Блойской, дочери Вильгельма Завоевателя. В поэме подробно описывается великолепный гобелен, находящийся в её опочивальне. По словам Бодри, гобелен вышит золотом, серебром и шелком, и на нем изображено завоевание Англии её отцом. Поэт подробно описывает гобелен, сцену за сценой. Но это не мог быть гобелен из Байе. Гобелен, описываемый Бодри, гораздо меньше, создан в другой манере и вышит более дорогими нитями. Возможно, этот гобелен Адели – миниатюрная копия гобелена из Байё, и он действительно украшал опочивальню графини, но потом был утерян. Однако большинство ученых считают, что гобелен Адели есть не что иное, как воображаемая модель гобелена из Байе, который автор где-то видел в период до 1102 г. В доказательство они приводят его слова:
«На этом полотне – корабли, предводитель, имена предводителей, если, конечно, оно когда-либо существовало. Если вы бы смогли поверить в его существование, вы бы увидели в нем правду истории».

Отблеск гобелена из Байе в зеркале воображения поэта – единственное упоминание о его существовании в письменных источниках вплоть до XV в. Первое достоверное упоминание гобелена из Байе датируется 1476 г. Этим же временем датируется и его точное местонахождение. Опись Байеского собора 1476 г. содержит данные, согласно которым во владении собора находилось «очень длинное и узкое льняное полотно, на котором вышиты фигуры и комментарии к сценам норманнского завоевания». Документы свидетельствуют, что каждое лето вышивку вывешивали вокруг нефа собора на несколько дней во время религиозных праздников.


Вид на собор в сумерках.

Мы, наверное, никогда не узнаем, как этот хрупкий шедевр 1070-х гг. дошел до нас через века. В течение длительного периода после 1476 г. информации о гобелене нет. Он легко мог сгинуть в горниле религиозных войн XVI в., так как в 1562 г. Байеский собор был разорен гугенотами. Они уничтожили в соборе и книги, и многие другие предметы, названные в описи 1476 г. Среди этих вещей – подарок Вильгельма Завоевателя - позолоченная корона и, по крайней мере, один очень ценный безымянный гобелен. Монахи знали о предстоящем нападении и сумели передать самые ценные сокровища под покровительство местных властей. Возможно, гобелен из Байе был хорошо спрятан или грабители просто просмотрели его; но гибели ему удалось избежать.


Один из витражей собора.

Бурные времена сменялись мирными, и вновь возродилась традиция вывешивать гобелен во время праздников. На смену летящим одеждам и остроконечным шляпам XIV в. пришли обтягивающие штаны и парики, но жители Байе по-прежнему с восхищением взирали на гобелен, изображающий победу норманнов. Лишь в XVIII в. на него обратили внимание ученые, и вот с этого момента история гобелена из Байе известна в мельчайших деталях, хотя сама цепь событий, приведших к «открытию» гобелена – лишь только в общих чертах.

История «открытия» начинается с Николя-Джозефа Фокольта, правителя Нормандии с 1689 по 1694 гг. Он был очень образованным человеком, и после его смерти в 1721 г. принадлежавшие ему бумаги были переданы в библиотеку Парижа. Среди них нашли стилизованные рисунки первой части гобелена из Байе. Антиквары Парижа были заинтригованы этими загадочными рисунками. Их автор неизвестен, но возможно, им была дочь Фокольта, славившаяся своими художественными талантами. В 1724 г. исследователь Энтони Ланселот (1675 – 1740 гг.) обратил внимание Королевской Академии на эти рисунки. В академическом журнале он воспроизвел очерк Фокольта; т.о. впервые изображение гобелена из Байе появилось в печати, однако никто еще не знал, что же это такое на самом деле. Ланселот понимал, что рисунки изображали выдающееся произведение искусства, но не имел понятия, какое именно. Он не смог определить, что это было: барельеф, скульптурная композиция на хорах церкви или гробницы, фреска, мозаика, или гобелен. Он только определил, что работа Фокольта описывает лишь часть большого произведения, и сделал вывод, что «у него должно быть продолжение», хотя исследователь и представить себе не мог, каким оно может быть в длину. Правду о происхождении этих рисунков открыл историк-бенедектинец Бернар де Монфокон (1655 – 1741 гг.). Он был знаком с трудом Ланселота и поставил перед собой задачу найти загадочный шедевр. В октябре 1728 г. Монфокон встретился с настоятелем аббатства Святого Вигора в Байе. Настоятель был местным жителем и рассказал, что на рисунках изображена старинная вышивка, которая в определенные дни вывешивается в Байеском соборе. Так тайна их раскрылась, и гобелен стал достоянием всего человечества.

Мы не знаем, видел ли Монфокон гобелен воочию, хотя трудно себе представить, что он, отдав столько сил его поиску, упустил такую возможность. В 1729 г. он опубликовал рисунки Фокольта в первом томе «Памятников французских монастырей». Затем он попросил Энтони Бенуа, одного из лучших рисовальщиков того времени, скопировать остальные эпизоды гобелена без каких-либо изменений. В 1732 г. рисунки Бенуа появились во втором томе «Памятников» Монфокона. Таким образом, в печать вышли все эпизоды, изображенные на гобелене. Эти первые изображения гобелена очень важны: они свидетельствуют о том, в каком состоянии находился гобелен в первой половине XVIII в. К тому времени заключительные эпизоды вышивки уже были утеряны, поэтому рисунки Бенуа заканчиваются на том же самом фрагменте, который мы можем видеть и в наши дни. В его комментариях говорится, что местная традиция приписывает создание гобелена жене Вильгельма Завоевателя королеве Матильде. Вот откуда, следовательно, и появился широко распространенный миф о «гобелене королевы Матильды».


Королева Матильда.

Сразу после этих публикаций к гобелену потянулась череда ученых из Англии. Одним из первых среди них был антиквар Эндрю Дукарел (1713 – 1785 гг.), увидевший гобелен в 1752 г. Добраться до него оказалось сложной задачей. Дукарел услышал о Байеской вышивке и захотел увидеть ее, однако когда он приехал в Байе, священники собора начисто отрицали ее существование. Возможно, они просто не хотели развертывать гобелен для случайного путника. Но Дукарел не собирался так просто сдаваться. Он рассказал, что на гобелене изображено завоевание Англии Вильгельмом Завоевателем и добавил, что каждый год его вывешивали в их соборе. Эти сведения вернули священникам память. Настойчивость учёного была вознаграждена: его провели в маленькую часовню в южной части собора, которая была посвящена памяти Томаса Беккета. Именно здесь, в дубовом ящике, и хранился свернутый Байеский гобелен. Дукарел стал одним из первых англичан, увидевший гобелен после XI в. Позже он написал о глубоком удовлетворении, которое испытал, увидев это «невероятно ценное» творение; хотя и сокрушался по поводу его «варварской техники вышивки». Однако местонахождение гобелена оставалось загадкой для большинства ученых, а великий философ Дэвид Юм еще больше запутал ситуацию, когда написал, что «этот интересный и оригинальный памятник недавно обнаружен в Руане». Но постепенно слава гобелена из Байе распространилась по обе стороны Ламанша. Правда, впереди у него были тяжелые времена. Он в превосходном состоянии миновал мрачное средневековье, но теперь находился на пороге самого серьезного испытания в своей истории.


Сувенирная майка с символикой гобелена.

Взятие Бастилии 14 июля 1789 г. уничтожило монархию и положило начало жестокостям французской революции. Старый мир религии и аристократии теперь полностью отвергался революционерами. В 1792 г. революционное правительство Франции постановило, что все, что связано с историей королевской власти, должно быть уничтожено. В порыве иконоборчества разрушались здания, крушились скульптуры, вдребезги разбивались бесценные витражи французских соборов. В парижском пожаре 1793 г. сгорело 347 томов и 39 ящиков с историческими документами. Скоро волна разрушений докатилась и до Байе.

В 1792 г. очередная партия местных граждан отправлялась на войну в защиту французской революции. В спешке забыли полотно, укрывавшее повозку со снаряжением. И кто-то посоветовал использовать для этой цели вышивку королевы Матильды, хранившуюся в соборе! Местная администрация дала свое согласие, и толпа солдат вошла в собор, захватила гобелен и накрыла им повозку. Комиссар местной полиции, адвокат Ламберт Леонард-Лефорестер, узнал об этом в самый последний момент. Зная об огромной исторической и художественной ценности гобелена, он немедленно приказал вернуть его на место. Затем, проявив подлинное бесстрашие, он бросился к повозке с гобеленом и лично увещевал толпу солдат до тех пор, пока они не согласились вернуть гобелен в обмен на брезент. Однако некоторые революционеры продолжали вынашивать идею уничтожения гобелена, а в 1794 г. его попытались разрезать на куски, чтобы украсить праздничный плот в честь «богини Разума». Но к этому времени он уже находился в руках местной художественной комиссии, и та сумела защитить гобелен от уничтожения.

В эпоху Первой империи судьба гобелена была более счастливой. В то время никто не сомневался, что Байеский гобелен – это вышивка жены победоносного завоевателя, которая хотела прославить достижения мужа. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Наполеон Бонапарт увидел в нем средство для пропаганды повторения такого же завоевания. В 1803 г. тогда ещё Первый Консул планировал вторжение в Англию и, для подогрева энтузиазма, приказал выставить «гобелен королевы Матильды» в Лувре (тогда он назывался музеем Наполеона). На протяжении веков гобелен находился в Байе, и горожане с горечью расставались с шедевром, который могли больше никогда не увидеть. Но местные власти не могли ослушаться приказа, и гобелен был отправлен в Париж.


Парижский Лувр, где несколько раз экспонировался гобелен.

Выставка в Париже имела огромный успех, гобелен стал популярным предметом обсуждения в светских салонах. Была даже написана пьеса, в которой королева Матильда усердно трудилась над гобеленом, а выдуманный персонаж по имени Раймонд мечтал стать солдатом-героем, чтобы его тоже вышили на гобелене. Неизвестно, видел ли эту пьесу Наполеон, но утверждается, что он провел несколько часов, стоя в размышлениях перед гобеленом. Как и Вильгельм Завоеватель, он тщательно готовился к вторжению в Англию. Флот Наполеона из 2000 кораблей находился между Брестом и Антверпеном, а его «великая армия» из 150-200 тыс. солдат разбила лагерь в Болони. Историческая параллель стала еще более очевидной, когда в небе над северной Францией и южной Англией пронеслась комета, ведь на гобелене из Байе ясно видна комета Галлея, замеченная в апреле 1066 г. Этот факт не остался без внимания, и многие посчитали его еще одним предзнаменованием поражения Англии. Но, не смотря на все приметы, Наполеону не удалось повторить успех нормандского герцога. Его планы не осуществились, и в 1804 г. гобелен вернулся в Байе. На этот раз он оказался в руках светских, а не церковных властей. Больше он никогда не выставлялся в Байеском соборе.

Когда между Англией и Францией в 1815 г. установился мир, гобелен из Байе перестал служить орудием пропаганды, и был возвращен миру науки и искусства. Только в это время люди начали осознавать, как близка была гибель шедевра, и задумались о месте его хранения. Многие были обеспокоены тем, как гобелен постоянно сворачивали и разворачивали. Одно это причиняло ему вред, но власти не торопились решать эту проблему. Чтобы сберечь гобелен, Лондонское общество антикваров направило Чарльза Стозарда – выдающегося чертежника, скопировать его. На протяжении двух лет, с 1816 по 1818 г. Стозард работал над этим проектом. Его рисунки, наряду с более ранними изображениями, очень важны для оценки тогдашнего состояния гобелена. Но Стозард был не только художником. Он написал один из лучших комментариев к гобелену. Более того, он попытался на бумаге восстановить утерянные эпизоды. Позже его работа помогла реставрации гобелена. Стозард со всей очевидностью понимал необходимость этой работы. «Пройдет немного лет, – писал он, – и уже не будет возможности завершить это дело».

Но, к сожалению, заключительный этап работы над гобеленом продемонстрировал слабость человеческой натуры. Долгое время, находясь наедине с шедевром, Стозард поддался искушению и отрезал кусочек верхнего бордюра (2,5х3 см) на память. В декабре 1816 г. он тайно привез сувенир в Англию, а через пять лет трагически погиб – упал с лесов церкви Бере Феррерса в Девоне. Наследники Стозарда передали фрагмент вышивки в музей Виктории и Альберта в Лондоне, где он выставлялся в качестве «части байеского гобелена». В 1871 г. музей решил вернуть «заблудший» кусочек на его истинное место. Он был доставлен в Байе, но к тому времени гобелен уже отреставрировали. Было принято решение оставить фрагмент в той же стеклянной коробке, в которой он прибыл из Англии, и поместить его рядом с восстановленным бордюром. Все бы ничего, но не проходило и дня, чтобы кто-нибудь не спросил хранителя об этом фрагменте и английском комментарии к нему. В итоге у хранителя кончилось терпение, и кусочек гобелена из выставочного зала убрали.

Известна история, рассказывающая о том, что в краже фрагмента гобелена виновата жена Стозарда и ее «слабая женская натура». Но сегодня уже никто не сомневается, что вором был сам Стозард. И он не был последним, кто хотел прихватить с собой хотя бы частичку древнего гобелена. Одним из его последователей стал Томас Диблин, побывавший у гобелена в 1818 г. В своей книге путевых заметок он пишет, как о чем-то само собой разумеющемся, что с трудом получив доступ к гобелену, он отрезал несколько полосок. Судьба этих лоскутков не известна. Что же касается самого гобелена, то в 1842 г. его перенесли в новое здание и, наконец, поместили под защиту стекла.

Слава гобелена из Байе продолжала расти, во многом благодаря печатным репродукциям, появившимся во второй половине XIX в. Но некой Элизабет Вардл этого было мало. Она была женой богатого торговца шелком и решила, что Англия заслуживает чего-то более осязаемого и долговечного, чем фотографии. В середине 1880-х гг. миссис Вардл собрала группу единомышленниц из 35 человек и приступила к созданию точной копии гобелена из Байе. Так, спустя 800 лет, был вновь повторен сюжет байеской вышивки. Викторианским леди понадобилось два года, чтобы завершить свой труд. Результат был великолепным и очень точным, похожим на оригинал. Однако чопорные британские леди не смогли заставить себя передать некоторые детали. Когда дело доходило до изображения мужских гениталий (четко вышитых на гобелене), достоверность уступала место стыдливости. На своей копии викторианские рукодельницы решили лишить одного голого персонажа его мужского достоинства, а другого предусмотрительно одели в трусы. Но сейчас, наоборот, то, что они скромно решили прикрыть, невольно привлекает особое внимание. Копия была закончена в 1886 г. и отправилась в триумфальный выставочный тур по Англии, затем по США и Германии. В 1895 г. эта копия была подарена городку Рэдинг. И по сей день британская версия байеского гобелена находится в музее этого английского городка.

Франко-прусская война 1870 – 1871 гг. равно как и Первая мировая, не оставила следов на гобелене из Байе. Но во время Второй мировой войны гобелен пережил одно из величайших приключений в своей истории. 1 сентября 1939 г., как только немецкие войска вторглись в Польшу, повергнув Европу во мрак войны на пять с половиной лет, гобелен аккуратно сняли с выставочного стенда, свернули, опрыскали инсектицидами и спрятали в бетонном укрытии в фундаменте епископского дворца в Байе. Здесь гобелен хранился целый год, в течение которого лишь изредка проверялся и вновь посыпался инсектицидами. В июне 1940 г. Франция пала. И почти сразу же гобелен попал в поле зрения оккупационных властей. В период с сентября 1940 по июнь 1941 г. гобелен, по крайней мере, 12 раз выставлялся на обозрение немецких зрителей. Как и Наполеон, нацисты надеялись повторить успех Вильгельма Завоевателя. Как и Наполеон, они рассматривали гобелен в качестве средства пропаганды, и, как и Наполеон, отложили вторжение в 1940 г. Британия Черчилля была лучше подготовлена к войне, чем Англия Гарольда. Британия выиграла войну в воздухе и, хотя ее и продолжали бомбить, Гитлер направил свои основные силы против Советского Союза.

Тем не менее, интерес Германии к гобелену из Байе утолен не был. В Аненербе (наследие предков) – исследовательском и просветительском отделение германского СС, заинтересовались гобеленом. Цель этой организации – найти «научные» доказательства превосходства арийской расы. Аненербе привлекла внушительное число немецких историков и ученых, которые с готовностью забросили подлинно научную карьеру ради интересов нацистской идеологии. Эта организация печально знаменита своими бесчеловечными медицинскими экспериментами в концентрационных лагерях, но она занималась и археологией, и историей. Даже в самые тяжелые времена войны СС тратили огромные средства на изучение германской истории и археологии, оккультизма и поиски произведений искусства арийского происхождения. Гобелен привлек её внимание тем, что на нем была изображена воинская доблесть нордических народов – норманнов, потомков викингов и англосаксов, потомков англов и саксов. Поэтому «интеллектуалы» из СС разработали амбициозный проект по изучению байеского гобелена, в рамках которого намеревались сфотографировать и перерисовать его полностью, а затем опубликовать полученные материалы. Французские власти вынуждены были им подчиниться.


Фигурки нормандских всадников фирмы «Эластолин» есть, наверное, едва ли не в каждом местном магазине сувениров.

С целью изучения в июне 1941 г. гобелен перевезли в аббатство Жуан-Мондойе. Группой исследователей руководил доктор Герберт Янкухн - профессор археологии из Киля, активный член Аненербе. Янкухн прочитал лекцию о байеском гобелене в «кругу друзей» Гитлера 14 апреля 1941 г. и на съезде Германской Академии в Штеттине в августе 1943 г. После войны он продолжил свою научную карьеру и часто публиковался в «Истории средневековья». Многие студенты и ученые читали и цитировали его работы, не догадываясь о его сомнительном прошлом. Со временем Янкухн стал заслуженным профессором Геттингена. Он умер в 1990 г. а его сын передал работы о байеском гобелене в дар музею, где они и по сей день составляют важную часть его архива.

Тем временем, по совету французских властей, немцы согласились в целях безопасности перевезти гобелен в хранилище произведений искусства в Шато Де Сюрше. Это было разумное решение, так как Шато, большой дворец XVIII в., находился вдали от театра военных действий. Мэр Байе, сеньор Додеман приложил все усилия, чтобы найти подходящий транспорт для перевозки шедевра. Но, к сожалению, ему удалось получить только весьма ненадежный, и даже опасный грузовик с газогенераторным двигателем мощностью всего 10 л.с., который работал на угле. В него-то и погрузили шедевр, 12 мешков угля, и утром 19 августа 1941 г. невероятное путешествие знаменитого гобелена началось.


Техника вышивки изображений на гобелене.

Сначала все было в порядке. Водитель и двое сопровождающих остановились на ланч в городке Флёрс, но когда они собрались снова двинуться в путь, двигатель не завелся. Через 20 минут водитель все же завел машину, и они запрыгнули в неё, но тут двигатель забарахлил на первом же подъеме, и им пришлось вылезать из грузовика и толкать его в гору. Затем машина понеслась под гору, а они побежали за ней. Это упражнение им пришлось повторять множество раз, пока они не преодолели больше 100 миль, отделявших Байе от Сюрше. Достигнув места назначения, измученные герои не успели ни отдохнуть, ни поесть. Как только они выгрузили гобелен, машина двинулась обратно в Байе, где нужно было быть до 10 часов вечера из-за строгого комендантского часа. Хотя грузовик стал легче, он все так же в гору не ехал. К 9 часам вечера они достигли только Алансьона, городка на полпути в Байе. Немцы проводили эвакуацию прибрежных районов, и он был переполнен беженцами. В гостиницах не было мест, в ресторанах и кафе – еды. Наконец, консьерж городской администрации пожалел их и пустил на чердак, который служил также и камерой для спекулянтов. Из еды у него нашлись яйца и сыр. Только на следующий день, через четыре с половиной часа, все трое вернулись в Байе, но немедленно пошли к мэру и сообщили, что гобелен благополучно пересек оккупированную Нормандию и находится в хранилище. Там он пролежал еще три года.

6 июня 1944 г. союзники высадились в Нормандии, и казалось, что события 1066 г. отразились в зеркале истории с точностью до наоборот: теперь огромный флот с воинами на борту пересек Ла-Манш, но в противоположном направлении и с целью освобождения, а не завоевания. Несмотря на ожесточенные сражения, союзники с трудом отвоевывали плацдарм для наступления. Сюрше находился в 100 милях от побережья, но все равно немецкие власти, с согласия французского министра образования, решили перевезти гобелен в Париж. Считается, что сам Генрих Гиммлер стоял за этим решением. Из всех бесценных произведений искусства, хранившихся в Шато Де Сюрше, он выбрал только гобелен. И 27 июня 1944 г. гобелен перевезли в подвалы Лувра.


Танк «Шерман» – памятник освобождению Байё.

По иронии судьбы, задолго до того, как гобелен прибыл в Париж, Байе был освобожден. 7 июня 1944 г., на следующий день после высадки, союзники из 56 британской пехотной дивизии взяли город. Байе стал первым городом Франции, освобожденным от нацистов, и в отличие от многих других, его исторические здания не пострадали от войны. На британском военном кладбище есть латинская надпись, гласящая, что те, кто был завоеван Вильгельмом Завоевателем вернулись, чтобы освободить родину Завоевателя. Если бы гобелен остался в Байе, он был бы освобожден значительно раньше.

К августу 1944 г. союзники подошли к предместьям Парижа. Эйзенхауэр, главнокомандующий над силами союзников, намеревался пройти мимо Парижа и вторгнуться в Германию, но лидер Французского Освобождения генерал де Голь боялся, что Париж перейдет в руки коммунистов, и настоял на скорейшем освобождении столицы. Начались сражения в предместьях. От Гитлера поступил приказ в случае оставления столицы Франции, стереть ее с лица земли. Для этого главные здания и мосты Парижа были заминированы, а в туннелях метро спрятаны торпеды большой мощности. Генерал Хольтиц, командовавший парижским гарнизоном, был выходцем из старой семьи прусских военных и никак не мог нарушить приказ. Однако к тому времени он осознал, что Гитлер – сумасшедший, что Германия проигрывает войну, и всячески тянул время. Вот при таких-то обстоятельствах в понедельник 21 августа 1944 г. два эсэсовца внезапно вошли в его кабинет в отеле «Морис». Генерал решил, что это за ним, однако он ошибся. Эсэсовцы сказали, что у них приказ Гитлера увезти гобелен в Берлин. Возможно, что его намеревались, наряду с другими нордическими реликтами, поместить в квази-религиозное святилище элиты СС.


Британское военное кладбище.

Генерал с балкона показал им Лувр, в подвале которого хранился гобелен. Знаменитый дворец был уже в руках бойцов французского сопротивления, и на улице стреляли пулеметы. Эсэсовцы задумались, и один из них сказал, что французские власти, скорее всего, уже вывезли гобелен, и нет смысла брать музей штурмом. Подумав немного, они решили вернуться с пустыми руками.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter


Байё (фр. Bayeux) - город в Нормандии (северо-запад Франции), в департаменте Кальвадос. Байё расположен в плодородной долине реки Ор, в 12 км от Ла-Манша.
В древности Байё был центром гальского племени байокассов, а во времена римлян носил название "Augustodorum" и, как показывают остатки водопровода, гимназии и других признаков цивилизации, достиг известной степени процветания.
В III веке эта область принадлежала к так называемому «Саксонскому берегу» (лат. Litus Saxonicum, современный департамент Антлантическая Луара), потом к территории Малой Саксонии (лат. Otlingua Saxonia, современный департамент Кальвадос), куда Карл Великий выселил покоренных им саксонцев. Потомки этих переселенцев ещё долгое время именовались «бессенские саксы». Байё был главным городом области Бессен. В IV веке в городе было основано епископство, а в IX веке к саксонскому элементу присоединился ещё один, тоже германского происхождения. Норманн Роллон (с 912 г. христианский герцог Нормандии) отнял Байё у графа Беренгарда, который был убит при штурме города викингами, и красивая дочь которого стала женой победителя. Таким образом Байё стал главным центром норманнской власти в Верхней Нормандии и дольше других городов сохранял скандинавские обычаи.
Главная достопремичательность города - кафедральный собор, постройка которого началась в 1105 г. и была закончена в 1497 г. В городе также находится музей, в котором экспонируется знаменитый «ковёр из Байё», памятник раннесредневекового искусства, представляющий собой вышитое полотно 50 см высоты и 70,3 м длины, изображающее главнейшие события из истории завоевания Англии Вильгельмом Нормандским. Во Франции гобелен известен как «Ковёр королевы Матильды», так как долгое время полагали, что эта картина вышита руками жены Вильгельма Завоевателя, королевы Матильды. Однако в настоящее время существует и вторая теория, что заказчиком ковра был Одо, епископ Байё, один из ближайших соратников и единокровный (по матери) брат Вильгельма, и в этом случае, вероятно, изготовителями гобелена были английские ткачи, поскольку основные земельные владения епископа находились в Кенте. Это косвенно подтверждается тем, что некоторые латинские названия на ковре являются производными от англосаксонских, а растительные красители, использованные при создании ковра, были широко распространены именно в Англии. Существует предположение, что авторами ковра из Байё были монахи монастыря Cв. Августина в Кентербери.

Основным сюжетом гобелена является битва при Гастингсе(англ. Battle of Hastings, 14 октября 1066 г.) между англосаксонской армией короля Гарольда Годвинсона и войсками нормандского герцога Вильгельма:
«Бились ожесточенно большую часть дня, и ни одна из сторон не уступала. Убедившись в этом, Вильгельм дал сигнал к мнимому бегству с поля брани. В результате этой хитрости боевые ряды англов расстроились, стремясь истреблять беспорядочно отступающего врага, и тем была ускорена собственная их гибель; ибо нормандцы, круто повернувшись, атаковали разъединенных врагов, и обратили их в бегство. Так, обманутые хитростью, они приняли славную смерть, мстя за свою отчизну. Но все же они и за себя отомстили с лихвой, и, упорно сопротивляясь, оставляли от своих преследователей груды убитых. Завладев холмом, они сбрасывали в котловину нормандцев, когда те, объятые пламенем [битвы], упорно взбирались на высоту, и истребили всех до единого, без труда пуская в подступающих снизу стрелы и скатывая на них камни.»
Хронист Вильгельм Пуатевинский о сражении нормандцев и англосаксов.

Самое ранне письменное свидетельство о ковре содержится в описе имущества кафедрального собора Байё, датированной 1476 г. Ковёр был обнаружен в конце XVII века в Байё, где он по традиции раз в год выставлялся в местном соборе. Первые репродукции ковра были опубликованы в 1730-х гг. Бернаром де Монфоконом. В период Великой Французской революции некоторые республиканцы из Байё хотели сделать из ковра покрытие для повозки с военной аммуницией, но один из адвокатов, понимавший ценность ковра, спас его, предоставив другую ткань. В 1803 г. Наполеон вывез ковёр в Париж с целью пропаганды планируемого французского вторжения в Англию. Однако, когда план вторжения провалился, ковёр возвратили в Байё. Там он и хранился в свёрнутом виде, пока его не захватили представители германского Аненербе. Бо?льшую часть Второй мировой войны ковёр провёл в подземельях Лувра.

В настоящее время ковёр выставлен в специальном музее в Байё, причём во избежание ухудшения состояния этого произведения искусства, он помещён под стекло, а в комнате поддерживается специальное слабое освещение.

Ковёр вышит на льняном полотне шерстяными нитями четырёх цветов: фиолетового, голубого, зелёного и чёрного. При вышивке применялись техника тамбурной строчки, техника стебельчатого шва, а также простой «набор».

События разворачиваются в хронологическом порядке и представлены последовательными сценами: отправка Гарольда королём Эдуардом Исповедником в Нормандию; его пленение людьми Ги, графа Понтье, и освобождение герцогом Вильгельмом; клятва Гарольда Вильгельму и его участие в осаде Динана; смерть Эдуарда Исповедника и коронация Гарольда; появление кометы, предвещающей несчастье, над дворцом Гарольда; приготовления Вильгельма к вторжению и путь его флота через Ла-Манш; и, наконец, битва при Гастингсе и гибель Гарольда. Часть ковра длиной около 6,4 м не сохранилась. На ней, вероятно, изображались события после битвы при Гастингсе, в том числе коронация Вильгельма Завоевателя.

Авторы ковра отразили нормандскую точку зрения на события 1066 г., например, коронацию Гарольда проводит отлучённый Стиганд, хотя скорее всего, по свидетельству Флоренса Вустерского, помазание осуществлял архиепископ Элдред, рукоположенный в полном соответствии с церковными канонами. Кроме того, согласно легенде, изображённой на гобелене из Байё, стрела попала в правый глаз короля. По другой же версии Гарольд был зарублен нормандскими рыцарями. Хроника Roman de Rou сообщает, что король Гарольд был ранен стрелой в глаз, но вырвал стрелу и продолжил сражаться, пока не пал под ударами нормандских рыцарей. Ещё раньше погибли братья короля Гирт и Леофвин. Оставшись без предводителей, англосаксонская армия ударилась в бегство, хотя дружина короля продолжала биться вокруг тела своего сюзерена до последнего.
Победа Вильгельма была полной. Несколько тысяч англосаксов осталось лежать на поле боя. Изрубленное тело короля Гарольда Вильгельм позднее отдал его матери для захоронения.

Памятная плита на месте гибели короля Гарольда:

Сражение при Гастингсе - одна из немногих битв, кардинально изменивших ход истории. Победа открыла перед Вильгельмом Англию. После недолгого сопротивления покорился Лондон, а уцелевшая англосаксонская аристократия признала права Вильгельма на английский престол.
25 декабря 1066 г. в Вестминстерском аббатстве состоялась коронация Вильгельма королём Англии. В результате нормандского завоевания было уничтожено древнее англосаксонское государство, на смену которому пришла централизованая феодальная монархия с сильной королевской властью, основанная на европейской рыцарской культуре и вассально-ленной системе. Развитию страны был дан новый толчок, позволившей Англии в короткое время превратиться в одну из сильнейших держав Европы.
На месте битвы при Гастингсе был основан монастырь Баттл (англ. Battle - «битва»), причём алтарь главной церкви монастыря находился прямо на месте гибели короля Гарольда. Позднее вокруг монастыря вырос небольшой город Баттл.

Поле битвы при Гастингсе. Вид с нормандских позиций:

Ковер из Байе (Байенский гобелен) – это шедевр нормандского искусства, находящийся в музее французского города Байе. Историков и туристов гобелен привлекает своим огромным размером (70 метров в длину и 50 метров в высоту) и красочным сюжетом. Этот шедевр за 1000 лет великолепно сохранился, что можно считать настоящим чудом. Идеальная гармония, свежесть цветов, тонкое мастерство и сама историческая идея делают просмотр вышивки чрезвычайно увлекательным занятием.

На гобелене изображено историческое событие – завоевание Англии норманнами под предводительством Вильгельма-Завоевателя. Дата изготовления гобелена до сих пор точно не определена, примерно - это вторая половина XI века.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ.

У Байенского гобелена насыщенная и интересная история. Она напрямую связана с историей Франции и с Мировой Историей. Изначально Гобелен провисел 400 лет в Байенском Соборе, о чем свидетельствуют ведущиеся церковные записи. В 1750 году к ковру стали проявлять неподдельный интерес англичане и даже забрали его изучать на два года.

Потом к власти пришел Наполеон и привез произведение искусства в Париж с целью пропаганды вторжения в Англию. Когда Наполеон потерпел поражение, гобелен увезли на родину в Байе и спрятали в хранилища. Как известно, далее история развивалась стремительно, было много разных исторических событий, прошла Вторая Мировая Война.

Гобелен находился на территории Франции в различных хранилищах. После капитуляции Германии французы вывесили Гобелен в Лувре в знак победы над нацистами. Затем гобелен прошел серьезную реставрацию и выставлен в «Центре Гийома Завоевателя» в Байе.

Французы оказались надежными хранителями своего шедевра, благодаря этому он по сей день имеет большую ценность и радует взгляд как местных жителей, так и многочисленных туристов.

Три версии изготовления Байенского Гобелена

Большинство историков придерживаются официальной точки зрения относительно изготовления легендарного ковра. Она гласит, что вышить Ковер приказала супруга Вильгельма-Завоевателя королева Матильда. Ее указ исполнили ткачи при дворе. Во Франции ковер называют «Ковер королевы Матильды».

Другая версия была выдвинута историками в ХХ веке. Возможно, что заказчиком ковра был Одо, родной брат близкого друга Вильгельма-Завоевателя. В то время он занимал пост байенского епископа. На ковре есть сцены, подтверждающие это:

На гобелене вышиты силуэты людей, которые служили епископу. Их имена также есть в английской Книге Страшного суда.
Изначально ковер находился в Байенском Соборе, который был построен при жизни Одо. Вероятно, что ковер создавался параллельно со строительством Собора. Его предназначением было украшать здание изнутри.

Если же ковер был сшит по заказу Одо, то изготовили ковер, вероятнее всего, английские ткачи. Большинство епископских земель находились в английском графстве Кент. Подтверждению этой гипотезы служат использованные при изготовлении гобелена красители, они были очень распространены именно в Англии. Также любознательный человек может обнаружить на гобелене некоторые латинские названия, которые изначально произошли от англосаксонских.

Сторонники третьей версии предполагают, что изготовили гобелен монахи из монастыря Святого Августина в английском юго-восточном городке Кентербери.
Намного более интересный вопрос – кто был автором задумки и придумал план создания столь осмысленной картины завоевания.

Ковер целиком и полностью посвящен норманнскому завоеванию и создавался он с целью прославления этой великой победы. Скорее всего, автором был мужчина, который сам участвовал в историческом событии. Если вы посмотрите на гобелен в целом, то у вас создастся впечатление, что вы как бы перенеслись в гущу событий исторической схватки. Навряд ли женщина могла знать столько подробностей и тонкостей, которые изображены на ковре.

ИЗОБРАЖЕНИЯ НА КОВРЕ БАЙЕ.

Изображения, вышитые на ковре, рассказывают историю нормандского завоевания Англии. События разворачиваются в хронологическом порядке и представлены последовательными сценами: отправка Гарольда королём Эдуардом Исповедником в Нормандию; его пленение людьми Ги, графа Понтье, и освобождение герцогом Вильгельмом; клятва Гарольда Вильгельму и его участие в осаде Динана; смерть Эдуарда Исповедника и коронация Гарольда; появление кометы, предвещающей несчастье, над дворцом Гарольда; приготовления Вильгельма к вторжению и путь его флота через Ла-Манш; и, наконец, битва при Гастингсе и гибель Гарольда.

Причём сцены вышиты в хронологической последовательности. Основное полотно сшито из 9 полотен длиной от 3 до 14 метров. Места соединений замаскированы вышивкой. Между первым и вторым полотном границы несколько не совпадают, но затем технику улучшили, и последующие места соединений практически незаметны.

На полотне вышито 626 человеческих фигур, 202 лошадиные фигуры, 55 собак, 505 других различных животных, 41 корабль, 37 домов и 49 деревьев. Начинается вышивка с отъезда наследника престола Гарольда в Нормандию. Затем изображены другие исторические перипетии, включающие в себя коронацию Гарольда, появление на небе кометы, указывающей на грядущие несчастья, вторжение флота Вильгельма в Англию. Изображена также битва при Гастингсе и гибель короля Гарольда. Последняя часть гобелена (предположительно более 6 метров в длину) не сохранилась. На ней, скорее всего, была вышита коронация Вильгельма Завоевателя.

Благодаря вышивке, историки составили представление о доспехах и вооружении воинов того далёкого времени. Так большую часть воинов Вильгельма составляют всадники, одетые в кольчуги и шлемы с наносниками. Другие доспехи – простёганная броня по типу халата-ватника, расшитого разноцветными матерчатыми треугольниками.

Пешие англосаксы рубят головы лошадей топорами с длинными ручками и мечут копья во всадников. Некоторые всадники соскакивают с сёдел, чтобы принять участие в рукопашной битве. Кольчуги у воинов длинные и имеют по бокам разрезы. Некоторые кольчуги имеют особую прорезь для ножен меча. Из прорези видна лишь рукоять, а сами ножны скрыты под кольчугой. Так носили мечи в XI веке. Однако впоследствии рыцари начали вешать кинжалы и мечи поверх доспехов.

Всадники и пехотинцы имеют одинаковые по форме каплевидные щиты. Долгое время щиты такой формы называли норманнскими. Но применяли их не только европейцы, а также и мусульмане. Вот только роспись на них была другая, а нижняя часть щита была не заостренной а тупой. На таких щитах воины в то далёкое время ели. Они крепили их на козлах и раскладывали съестные припасы.

На полотне вышито 29 воинов с луками. Но лишь 6 из них изображены на основном поле. Остальные находятся на кайме. Это указывает на более низкий статус лучников по-сравнению с всадниками. А вот конный лучник только один. Изображён он позади скачущих нормандцев, преследующих англосаксов.

Что касается лошадей, то никакие защитные доспехи на них не изображены. Поэтому можно допустить, что животные очень сильно страдали от вражеских стрел. Впрочем, средневековые рыцари стрелами и луками в сражениях никогда не пользовались. Лук они применяли лишь на охоте. А вот с коней всегда стреляли восточные воины, но данная военная тактика в Европе не получила массового распространения.

Из всего сказанного видно, что ковёр из Байе представляет для историков уникальную находку. Он рассказывает не только об исторических событиях, но и даёт полное представление об униформе западноевропейских воинов. Это длинная кольчуга, шлем конической формы с наносником, щит каплеобразной формы. Также длинный прямой меч, созданный специально для рубящего удара, секира с широким лезвием и копьё.

В средние века ковер ежегодно выставлялся на всеобщее обозрение в кафедральном соборе. Сейчас же для него построен специальный музей, в котором ковер является единственным экспонатом. Действительно, ценность этого предмета для истории сложно переоценить. Ведь в письменных источниках того времени практически нет описаний жизни, внешнего облика людей, традиций. На основании изображений на ковре сделаны многие выводы об одежде, вооружении и обычаях людей того времени

Несмотря на то, что Ковру довольно много лет, поражает качество и яркость красок. Также очень четко и красиво вышиты детали – особенно вас поразят благородные кони и детали оружия.

«Соборы Московского Кремля» - Иконы собора писал замечательный русский иконописец Андрей Рублёв. Почему исторические памятники являются национальными святынями Отечества? Фасад палаты облицован белым гранёным камнем, отсюда и название палаты. Архангельский собор Московского Кремля Архитектор: Алевиз Новый. Благовещенский собор Московского Кремля.

«Церкви храмы и соборы» - Храм Христа Спасителя в Москве. Храм состоит из 9 церквей на одном фундаменте. Свято-Успенский собор. Какой архитектурный ансамбль является чудом русского деревянного зодчества? Гениальный архитектор крепостной Яков Бухвостов был неграмотным. Благовещенский собор Московского Кремля. Центральный – Покровский.

«Собор» - Собор. Строительство началось в 1386, закончилось в 1856. Обилие килевидных закомар и кокошников напоминает каменное кружево. А. Амадео, К. Солари, П. Тибальди и другие. Собор Парижской Богоматери. В городе бывает несколько соборов. Павла в Лондоне, Софийские соборы в Киеве и Новгороде). Земский собор.

«Софийский собор» - Фрески писались водяными красками, хорошо впитывавшими в сырую поверхность грунтовки. Наличие хоров во многих храмах Древнерусского государства было характерным явлением. С принятием христианства начинается сооружение храмов и монастырей. Софийский собор имел так называемое «позакомарное» покрытие. Памятники древнерусской архитектуры свидетельствуют о высоком развитии строительного дела в государстве.

«Успенский собор во Владимире» - Здесь в то время находились мясные, сапожные, красильные ряды. Музей заповедник. Плато делится поперечными оврагами на три части. Успенский собор стал еще более величественным. Ведущую роль всегда играла центральная часть, или кремль. В знаменном гербовнике 1730г. впервые голова льва повёрнута в фас.

«Воскресенский собор» - Собор с трёх сторон окружен двухъярусными галереями. В который раз гляжу я на собор, Не в силах скрыть восторг и изумленье. Воскресенский собор (1652-1675). Подобье кружева – цветной узор Заворожил искусным исполненьем. Весь храм как белокаменное диво! К.Конюшев. Венчает собор мощное пятиглавие с простыми стройными восьмиконечными крестами.

© 2024 aytodor.ru -- Портал для автомобилистов