Духовная бедность. Какой бывает настоящая бедность материальной или духовной? (ЕГЭ по русскому)
Именно над этими вопросами размышляет И.А.Ильин в своём тексте. В нём писатель ставит нравственную проблему духовной бедности человека.
Автор, рассуждая по данной теме, опирается на собственные рассуждения. В наше время многие люди стремятся к материальному благополучию, забывая про духовный мир. Писатель обеспокоен тем, что человеку, видящему смысл жизни только в богатстве, в трудные минуты жизни «уже не может помочь искусство переносить лишения и довольствия», в этом случае «человек беден, действительно беден».
Мы приходим к мысли, что нельзя целью в своей жизни делать погоню за деньгами, иначе потеряв их, мы потеряем самих себя. Многие люди, не имеющие большого материального достатка, способны видеть этот мир ярким и красочным. Прозаик восхищается людьми, которые довольствуются тем, что у них есть, а «так называемые лишения» даются им легко, ведь «объективные размеры состояния не могут решить вопрос существования в бедности». И.А.Ильин заставляет нас задуматься над тем, что духовность человека не определяется материальным благополучием, она зависит от внутреннего состояния души.
Позицию автора можно сформулировать следующим образом: беда и опасность сегодняшнего мира заключается в холодности людей богатых, но духовно бедных, к бедным людям, лишённых всего необходимого для нормальной жизни.
С точкой зрения И.А.Ильина нельзя не согласиться.
Действительно, настоящая духовная бедность заключается в отсутствии у человека понимания и сострадания к другим людям, равнодушное отношение ко всему окружающему миру, что может привести к гибели человека, как личности.
Ярким доказательством выступает произведение Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Главный герой Степан Плюшки был скупым и подозрительным человеком. После смерти жены, он потерял всяческий интерес к жизни. Его душа наполнилась злостью, жадность к окружающим. Это герой, олицетворяющий падение сильной и яркой личности, а самое главное - падение духовного мира человека. Этот пример иллюстрирует читателям важность сохранения души, нравственных качеств и моральных принципов.
Подтверждение данной проблемы можно найти в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Главный герой всю жизнь стремиться к роскошной и богатой жизни, не задумываясь об истинных ценностях жизни. Даже во время длительного путешествия, мужчина так и не смог научиться радоваться простым мелочам. Он считал, что имея много денег, человек становиться счастливым. Автор в личности главного героя показывает нам отсутствие у человека душевных качеств.
Таким образом, поднятая прозаиком проблема заставляет каждого из нас задуматься о важности духовной бедности. Приобретая материальные ценности, не стоит забывать про внутренний мир человека.
Обновлено: 2017-06-26
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
«Блаженны нищие духом». Ложность или неточность толкования этой заповеди и в самом деле способна обратиться и «безумием», и «соблазном». Для людей, далеких от Церкви, слова о «нищих духом» звучат скандально: если христианство – религия слабых и убогих, а я не таков, значит, правильно, что я не христианин. Внутри церковной общины ложно понятый идеал духовной нищеты время от времени вызывает безумие в виде так называемой «концепции спасения через грех»: не согрешишь – не покаешься; не покаешься – не спасешься; следовательно, не согрешишь – не спасешься.
Между тем, уже простой философский анализ понятия духовной нищеты оказывается вполне достаточным для его ясного определения. Этот анализ состоит в различении нищеты и бедности: бедный – это тот, кто не имеет лишнего; нищий – тот, у кого нет даже необходимого. Нищий не в состоянии покрыть и неотменимые «нулевые» потребности – в питье, пище, лекарствах, защите от непогоды. Бедный живет скромно, но покойно – нищий беспокойно и нескромно умирает. Именно поэтому его имя – жажда, его бытие – борьба и молитва. Инстинкт самосохранения угасающей жизни действует помимо воли, преодолевает иннертность, ленность и сопротивление личного достоинства, заставляя искать необходимое – то, чем можно восполнить роковую недостаточность быта, а в случае духовной нищеты – ущербность бытия.
Нищим в этом смысле может назвать себя и банкир, обнаруживший, что его расходы неумолимо превысили доходы во время кризиса. Жаждущим может оказаться и великий художник, убедившийся в том, что его полотна не запечатлели и десятой доли его вдохновения.
Духовная нищета – это присутствие в структурах человеческого бытия некоторого незаполненного сосуда: такова женщина, еще не ставшая женой и матерью; таков праведник, обнаруживший в своем житии не наполненный любовью закон; таков спартанец из числа трехсот, отправленный в Спарту с донесением от царя Леонида и потому упустивший возможность героически погибнуть в блистательной и трагичной битве при Фермопилах...
Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что «природа не терпит пустоты» и стремится ее заполнить. Принято полагать, что под «нищими духом» подразумеваются слабые. Но духовная нищета на языке динамики – это, наоборот, потенция, или сила, то есть причина всякого движения.
Во-первых, это сила, производящая культурообразующее движение. Ни духовно бедные архангельские рыбаки-односельчане, ни духовно богатые дворянские дети Москвы не поняли Ломоносова, пешком пришедшего из Архангельска в столицу, в Славяно-греко-латинскую академию. Никому из них, самодостаточных и статичных, не суждено было вдохновенно дерзать в науке и основывать первый русский университет. Понять ту страсть к познанию, которая двигала первым русским академиком до самой смерти, может лишь тот, кто и сам стоял перед величием Истины, ощущая собственную ущербность и нищету.
Во-вторых, это сила, инициирующая движение к Богу. Нищий духом, о котором говорит Евангелие, – это человек, чья духовная жажда не утоляется ничем земным – ни трагедией театра, ни духом музыки. Духовная нищета – это потребность, перед которой пасует и рационализирующая сложность науки, и художественная фантазия литературы, и даже утешающая мудрость философии. По неисчерпаемости собственной духовной жажды человек догадывается о том, что он микрокосм, то есть образ Того, Кого «и небеса не могут вместить». Неисчерпаемость жажды ничем земным заставляет искать небесного и достигать горних сфер. Это тонко подмечено Пушкиным в стихотворении пророк:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился...
«Духовная жажда» – выражение нищеты – становится непременным условием «явления серафима». И усердно молящийся может замирать в недоумении: почему молитвы не исполняются? Неужели Всеблагой и Всемогущий Бог не хочет или не может дать просимое? Но затруднение возникает не у дарителя, а у просителя: дар есть, он предложен, но человеку оказывается не в чем его унести. Поэтому действительно «блаженны» те, у кого есть ничем не заполненный сосуд – они и в самом деле могут «горы передвигать». Таким образом, духовная нищета оказывается самой сутью веры.
Сторонникам «спасения через грех» стоит отметить, что молитва евангельского мытаря исполнилась не потому, что он «угодил» Богу своими грехами, но потому, что он собственную духовную бедность смог пережить как нищету. Духовное же богатство фарисея переполнило его, создало иллюзию личной онтологической завершенности и полноты, лишив возможности совершить чудо молитвой.
Врачи указывают на хороший аппетит как на один из основных признаков здоровья. Утрата способности жаждать оказывается внешним отражением патологии – так духовно болен фарисей с переполняющим его чувством сытости. Сотворив человеческую душу по образу Своему, Бог создал бытие, комплементарное только Себе, могущее быть до конца наполненным только божественной Бесконечностью и Полнотой. Потому, оторванный от Создателя человек, способный наполняться до сытости зрелищами, театром, литературой, искусствами, наукой или пустыми развлечениями, изменяет собственной природе. Он фальшив, болен, неправилен.
Духовную нищету было бы неправильно отождествлять с личной слабостью характера, а ее носителей – с маргиналами. Вне зависимости от количества талантов и добродетели, богатства и социального успеха, нищие духом – это всего лишь подлинные люди, способные ощущать свою несамодостаточность перед лицом божественного совершенства. Эта нищета выражается в силе жажды, с которой душа ищет упокоения в своем Создателе, до поры утешаясь творением культуры, словно великой Песней о Потерянном Рае.
Самосовершенствование
Что значит быть духовно богатым человеком? Какие черты присущи людям с богатым внутренним миром
11 декабря 2015Назвать себя духовно богатым человеком могут далеко не все. Иногда столь спорные критерии определения смешиваются или подменяются заведомо неверными. Какие же признаки наиболее точные и что такое быть духовно богатым человеком подскажет статья.
Какое оно, духовное богатство?
Понятие «духовное богатство» нельзя трактовать однозначно. Существуют спорные критерии, с помощью которых чаще всего дают определение этого термина. Причем спорные они по отдельности, в совокупности с их помощью складывается довольно четкое представление о духовном богатстве.
- Критерий человечности. Что значит быть духовно богатым человеком с точки зрения других людей? Часто сюда относят такие качества, как человечность, понимание, сопереживание, умение слушать. Можно ли считать духовно богатым человека, у которых нет этих качеств? Скорее всего ответ отрицательный. Но и этими признаками понятие духовного богатства не ограничивается.
- Критерий образования. Его суть в том, что чем образованнее человек, тем он богаче. И да, и нет, потому что есть много примеров, когда человек имеет несколько образований, он умен, но вот его внутренний мир совершенно беден и пуст. При этом истории известны личности, не имевшие образования, но их внутренний мир был подобен цветущему саду, цветками с которого они делились с другими. Таким примером может быть няня А. С. Пушкина. Простая женщина из небольшой деревни не имела возможности получить образование, но Арина Родионовна была настолько богата своими знаниями фольклора, истории, что, возможно, ее духовное богатство стало искрой, зажегшей пламя творчества в душе поэта.
- Критерий истории рода и родины. Суть его в том, что нельзя назвать духовно богатым человека, который не несет багажа знаний об историческом прошлом своей семьи и родины.
- Критерий веры. Слово "духовный" произошло от слова "дух". Христианство определяет духовно богатого человека как верующего, живущего по заповедям и законам божьим.
Признаки духовного богатства в людях
Что значит быть духовно богатым человеком, сложно сказать в одном предложении. Для каждого главной чертой является что-то свое. Но вот список черт, без которых представить себе такого человека невозможно.
- человечность;
- сопереживание;
- чуткость;
- гибкий, живой ум;
- любовь к родине и знание ее исторического прошлого;
- жизнь по законам морали;
- познания в различных сферах.
К чему ведет духовная бедность
В противовес духовному богатству человека идет болезнь нашего общества - духовная бедность.
Понимание того, что значит быть духовно богатым цельным человеком, невозможно раскрыть без отрицательных качеств, которые не должны присутствовать в жизни:
- невежество;
- черствость;
- жизнь ради своего удовольствия и вне моральных законов общества;
- незнание и невосприятие духовного и исторического наследия своего народа.
Это не весь перечень, но наличие уже нескольких черт может определять человека как духовно бедного.
К чему ведет духовное обеднение народа? Часто такое явление толкает к значительному упадку общества, а иногда и к его гибели. Так устроен человек, что если он не развивается, не обогащает свой внутренний мир, то деградирует. Принцип «не идешь вверх - скатываешься вниз» здесь очень справедливый.
Как бороться с духовной бедностью? Кто-то из ученых сказал, что духовное богатство - это единственный вид богатства, лишить которого человека невозможно. Если вы наполните свой внутренний мир светом, знаниями, добром и мудростью, то это останется с вами на всю жизнь.
Способов духовного обогащения немало. Наиболее действенный из них - чтение достойных книг. Это классика, хотя, много современных авторов тоже пишут хорошие произведения. Читайте книги, уважайте свою историю, будьте человеком с большой буквы - и тогда убожество духа не коснется вас.
Что значит быть духовно богатым человеком
Теперь мы можем четко обрисовать образ человека с богатым внутренним миром. Духовно богатый человек, какой он? Скорее всего, хороший собеседник, умеет не только говорить, чтобы его слушали, но и слушать так, чтобы с ним хотелось говорить. Он живет по моральным законам общества, честен и искренен со своим окружением, он знает, что такое сопереживание, и никогда не пройдет мимо чужой беды. Такой человек умен, и не обязательно благодаря полученному образованию. Самообразование, постоянная пища для ума и динамичное развитие делают его таковым. Духовно богатый человек обязан знать историю своего народа, элементы его фольклора, быть разносторонне образованным.
Вместо заключения
В наши дни может показаться, что материальное богатство ценится выше духовного. В какой-то мере это так, но другой вопрос, кем? Только духовно обеднелый человек не будет ценить внутренний мир своего собеседника. Материальные блага никогда не заменят широту души, мудрость, моральную чистоту. Сочувствие, любовь, уважение не покупаются. Только духовно богатый человек способен на проявление таких чувств. Материальные вещи тленны, завтра их может уже не быть. А вот духовное богатство останется с человеком на всю его жизнь, и будет освещать путь не только ему, но и тем, кто с ним рядом. Задайте себе вопрос, что значит быть духовно богатым человеком, поставьте себе цель и идите к ней. Поверьте, ваши старания будут оправданы.
Назвать себя духовно богатым человеком могут далеко не все. Иногда столь спорные критерии определения смешиваются или подменяются заведомо неверными. Какие же признаки наиболее точные и что такое быть духовно богатым человеком подскажет статья.
Какое оно, духовное богатство?
Понятие «духовное богатство» нельзя трактовать однозначно. Существуют спорные критерии, с помощью которых чаще всего дают определение этого термина. Причем спорные они по отдельности, в совокупности с их помощью складывается довольно четкое представление о духовном богатстве.
- Критерий человечности. Что значит быть духовно богатым человеком с точки зрения других людей? Часто сюда относят такие качества, как человечность, понимание, сопереживание, умение слушать. Можно ли считать духовно богатым человека, у которых нет этих качеств? Скорее всего ответ отрицательный. Но и этими признаками понятие духовного богатства не ограничивается.
- Критерий образования. Его суть в том, что чем образованнее человек, тем он богаче. И да, и нет, потому что есть много примеров, когда человек имеет несколько образований, он умен, но вот его внутренний мир совершенно беден и пуст. При этом истории известны личности, не имевшие образования, но их внутренний мир был подобен цветущему саду, цветками с которого они делились с другими. Таким примером может быть Простая женщина из небольшой деревни не имела возможности получить образование, но Арина Родионовна была настолько богата своими знаниями фольклора, истории, что, возможно, ее духовное богатство стало искрой, зажегшей пламя творчества в душе поэта.
- Критерий истории рода и родины. Суть его в том, что нельзя назвать духовно богатым человека, который не несет багажа знаний об историческом прошлом своей семьи и родины.
- Критерий веры. Слово "духовный" произошло от слова "дух". Христианство определяет духовно богатого человека как верующего, живущего по заповедям и законам божьим.
Признаки духовного богатства в людях
Что значит быть духовно богатым человеком, сложно сказать в одном предложении. Для каждого главной чертой является что-то свое. Но вот список черт, без которых представить себе такого человека невозможно.
- человечность;
- сопереживание;
- чуткость;
- гибкий, живой ум;
- любовь к родине и знание ее исторического прошлого;
- жизнь по законам морали;
- познания в различных сферах.
К чему ведет духовная бедность
В противовес духовному богатству человека идет болезнь нашего общества - духовная бедность.
Понимание того, что значит быть духовно богатым цельным человеком, невозможно раскрыть без отрицательных качеств, которые не должны присутствовать в жизни:
- невежество;
- черствость;
- жизнь ради своего удовольствия и вне моральных законов общества;
- незнание и невосприятие духовного и исторического наследия своего народа.
Это не весь перечень, но наличие уже нескольких черт может определять человека как духовно бедного.
К чему ведет духовное обеднение народа? Часто такое явление толкает к значительному упадку общества, а иногда и к его гибели. Так устроен человек, что если он не развивается, не обогащает свой внутренний мир, то деградирует. Принцип «не идешь вверх - скатываешься вниз» здесь очень справедливый.
Как бороться с духовной бедностью? Кто-то из ученых сказал, что духовное богатство - это единственный вид богатства, лишить которого человека невозможно. Если вы наполните свой светом, знаниями, добром и мудростью, то это останется с вами на всю жизнь.
Способов духовного обогащения немало. Наиболее действенный из них - чтение достойных книг. Это классика, хотя, много современных авторов тоже пишут хорошие произведения. Читайте книги, уважайте свою историю, будьте человеком с большой буквы - и тогда убожество духа не коснется вас.
Что значит быть духовно богатым человеком
Теперь мы можем четко обрисовать образ человека с богатым внутренним миром. Духовно богатый человек, какой он? Скорее всего, хороший собеседник, умеет не только говорить, чтобы его слушали, но и слушать так, чтобы с ним хотелось говорить. Он живет по моральным законам общества, честен и искренен со своим окружением, он знает, и никогда не пройдет мимо чужой беды. Такой человек умен, и не обязательно благодаря полученному образованию. Самообразование, постоянная пища для ума и динамичное развитие делают его таковым. Духовно богатый человек обязан знать историю своего народа, элементы его фольклора, быть разносторонне образованным.
Вместо заключения
В наши дни может показаться, что материальное богатство ценится выше духовного. В какой-то мере это так, но другой вопрос, кем? Только духовно обеднелый человек не будет ценить внутренний мир своего собеседника. Материальные блага никогда не заменят широту души, мудрость, моральную чистоту. Сочувствие, любовь, уважение не покупаются. Только духовно богатый человек способен на проявление таких чувств. Материальные вещи тленны, завтра их может уже не быть. А вот духовное богатство останется с человеком на всю его жизнь, и будет освещать путь не только ему, но и тем, кто с ним рядом. Задайте себе вопрос, что значит быть духовно богатым человеком, поставьте себе цель и идите к ней. Поверьте, ваши старания будут оправданы.
Когда-то, в прошлом, нам вбили в голову идею о том, что чем богаче человек, тем он дальше от духовности.
Зато вот бедный человек одухотворен прямо до безобразия. Такие, как правило, отмазываются тем, что не в деньгах счастье.
Напрашивается вопрос: «А откуда он это знает?»
Он же не был богатым.
Да он и бедный не особо-то счастливый.
Ложная духовность - вот чем прикрываются неразвитые люди.
Богатый человек каждый месяц отдает 10% на благотворительность, а это миллионы долларов, которые помогают миллионам людей.
Кому может помочь бедный «духовный человек»?
Да он себе-то не в состоянии помочь, нежели другим. Богатые знают 2 стороны жизни: бедную (так как поднимались с нуля) и богатую.
Сразу хочу заметить, что по статистике дети миллионеров, которые получили богатство по наследству, а не вырастили его сами, не могут подняться и преуспеть. Им даже трудно сохранить богатство, оставленное богатым папой.
Исключение составляют те, кого с детства приучили быть ответственным, но таких единицы.
Большие деньги - это как увеличительное стекло, которое приумножает наши привязанности и черты характера.
Это энергия в материальном проявлении.
Если человек плохой по натуре, то, получив миллион, он становится хуже в миллион раз.
Если хороший, то становится ещё лучше.
Плохому человеку деньги могут испортить жизнь капитально.
Есть 2 вида людей: те, кто развивается, и те, кто деградирует. Середины нет.
Отсюда следует, что развивающемуся человеку деньги усилят развитие, а деградирующему усилят деградацию.
Обычная зависть бедных к богатым говорит о том, что человек жаждет оказаться на его месте, но не хочет для этого что-либо делать. Бедность дает такому человеку мотивацию хоть как-то двигаться, работать.
Это психология бедного безответственного человека.
Итог очевиден: мы не выросли и не реализовались, а он давно уже банкир. Есть ещё один такой же друг, с которым пили, гуляли, а потом наши дороги разошлись, и он вскоре стал успешным бизнесменом.
Я тоже хотел бы быть на их месте, но я не желал тратить жизнь в здесь и сейчас на перспективы в будущем. Терпение, умение взращивать и получать дивиденды присущи только успешным людям.
Поэтому за быстрыми результатами гоняются люди с мышлением бедного человека, не желающие ждать и трудиться во благо своего будущего.
Источник:
Ноэль Бухарметов и Наталья Берилова
Глава из книги
«Ёжик в тумане или выход к цели - 3»
******
Как мы вылезали из нищеты и меняли свою жизнь
Когда мы говорим о деньгах, пробуждается очень много возмущений. Как и секс – эта тема запретная. У нас много страхов и комплексов, переживаний и убеждений…
Когда я разговариваю с людьми, я явно или скрыто слышу:
Деньги – это зло
Деньги – это грязь
Просить денег – плохо
Зарабатывать можно только тяжелым трудом
Легко богатеют только воры
Богатые – злые и несчастные
Семьи богатых непрочные
И это все очень осложняет им жизнь.
Потому как тогда жизнь превращается в убегание от денег. И вроде бы я хочу свой дом, чтобы покушать было что-то, платья красивые.
Но способ, которым они ко мне придут – я считаю грязным и недостойным.
Что тогда произойдет?
Мы все это знаем - на своем опыте.
Денег будет становиться все меньше. Зарплата будет мизерной, хватать ее будет едва-едва.