Формирование УУД во внеурочной деятельности.Творческая мастерская. Средства формирования ууд во внеурочной деятельности по русскому языку Формирование учебных действий во внеурочной деятельности

Главная / Пдд

Внеурочная деятельность как аспект формирования универсальных учебных действий школьников

Аннотация. Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС начального, основного общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной деятельности, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. Внеурочная деятельность в школе реализует воспитательные цели, использует формы и методы воспитательной работы с обучающимися, решает проблемы социализации личности и является составляющей воспитательной системы школы. Внеурочная деятельность организуется в 1-4, 5-7 классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального, основного общего образования .

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Ключевые слова: внеурочная деятельность, универсальные учебные действия, личностные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, информационные и коммуникационные технологий (ИКТ).

Личностными универсальными учебными действиями называют действия, позволяющие личности выделять социально востребованные задачи как значимые.

Личностные УУД разделяют на 3 составляющие блока:

Первый блок - самоопределение.

Формирование личностных универсальных действий у школьника происходит путём становления ряда задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».

Одним из направлений в самоопределении личности ученика является самооценка, которая должна быть сформирована к моменту поступления в школу и диагностируется при определении индивидуальной готовности к школьному обучению.

Следующим направлением в личностном определении являются действия, которые связанны с формированием идентичности личности школьника. Внутренняя позиция ученика является одним из проявлений идентичности, принятием новой роли, нового статуса, позитивного отношения к школе и к изменениям внешней окружающей среды.

Второй блок - смыслообразование.

Смысл и мотивы учения имеют огромное значение. Одними из важнейших задач школы являются формирование и развитие у обучающегося умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения. Этому способствуют беседы о школе, успехи в учебе и широкое применение ИКТ.

Третий блок - нравственно-этическое оценивание.

Личностные УУД способствуют развитию умения сопоставлять свои поступки с этическими и моральными нормами, принятыми в современном обществе, развитию умения оценивать свое поведение и поступки, способствуют пониманию норм морали: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Задание № 1 «Стул для самоанализа»

При выполнении заданий развивается внимание и наблюдательность. Ребята учатся анализировать ситуацию, сравнивать, доказывать, убеждать и быть терпимее по отношению друг к другу. Выполнение данного задания позволяет каждому ученику сопоставить, насколько представление одноклассников о нём, совпадает с его собственным мнением о себе.

Возраст: 10-15 лет.

Материал: листы для письма, ручки.

Описание задания: На первом этапе выполнения задания учитель рекомендует учащимся составить короткие фразы на листке бумаги, характеризующие самого себя. Перед классной доской находится «стул для самоанализа». Каждый учащийся, соблюдая очередность, занимает место на стуле. Одноклассники дают сидящему на стуле свою характеристику, а тот, в свою очередь проверяет, насколько его мнение о себе совпадает либо не совпадает с мнением одноклассников.

Анализ занятия. Учащиеся отвечают на вопросы: что понравилось? Какие испытывали трудности? Кого труднее оценивать - себя или других? Узнали о себе(о своем однокласснике) что-то новое?

Домашнее задание. Выполнить дома рисунок «Мои лучи». Нарисовать солнце с множеством лучей. Каждый солнечный луч на рисунке - отражение определенной характеристики учащегося.

Задание № 2 «Шкатулка будущего»

Цель: осознание учащимися своих качеств и мотивов, формирование личностной и коммуникативной рефлексии.

При выполнении заданий развивается внимание и наблюдательность. Ребята учатся анализировать ситуацию, сравнивать, доказывать, убеждать и быть терпимее по отношению друг к другу.

Возраст: 10-15 лет.

Форма выполнения задания: групповая игра учащихся под руководством учителя.

Материал: конверты, листы для письма, ручки.

Описание задания: один из учеников выходит из класса. Оставшиеся одноклассники называют положительные качества вышедшего ученика, которые помогают ему в общении с другими людьми, и отрицательные качества, которые мешают ему строить дружеские отношения, над которыми ему надо работать, чтобы от них избавиться. На доске записываются качества в 2 столбика. Затем приглашают вышедшего ученика и знакомят его с написанным на доске. Ученик, проанализировав мнение одноклассников, дает свою оценку и отвечает на вопрос: Что ты хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе? Каким образом ты собираешься это сделать? Ответы на эти вопросы ученик записывает на листе бумаги и помещает его в конверт. Конверты с ответами подписываются и отправляются в «Шкатулку будущего». Через определенный промежуток времени (от 1 до 6 месяцев) «Шкатулка будущего» распаковывается и проводится анализ запланированных действий и совершенных учащимися за данное время.

Организацию учебной деятельности учащихся обеспечивают регулятивные действия . К таким относят:

1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено, и того, что еще неизвестно учащимся.

2. Планирование - составление плана и последовательности действий; определение очередности промежуточных целей, учитывая конечный результат.

3. Прогнозирование результата, уровня усвоения знаний и временных его характеристик.

4. Контроль в форме соотнесения способа действия и его результата с заданным эталоном для выявления отклонений и отличий от эталона.

5. Коррекция - внесение необходимых изменений в план и способ действия в том случае, если обнаруживаются отличия от эталона, реального действия и результата.

6. Оценка - осознание качества и уровня усвоения знаний.

7. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению трудностей.

Задание № 1 «Отгадай определение».

Возраст: 10-15 лет.

Описание задания: учащимся предлагается угадать слово по его описанию. Необходимым условием является объяснение хода выполнения задания.

Состояние организма, все функциональные системы которого в полной степени выполняют свои функции (Здоровье)

Поведение человека, направленное на укрепление иммунитета, профилактику заболеваний и формирование удовлетворительного самочувствия (Здоровый образ жизни).

Система знаний, направленных на обеспечение безопасности в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания (Безопасность жизнедеятельности).

Задание №2 «Определи пословицу»

Цель: обогащение словарного запаса учащихся и грамматического строя речи.

Возраст: 10-15 лет.

Форма выполнения задания: фронтальная или индивидуальная под руководством учителя.

Описание задания: Какие пословицы, поговорки здесь зашифрованы? Объясните смысл.

Подарок не обсуждают, а принимают то, что дарят.

(Дарёному коню в зубы не смотрят)

В любом коллективе не могут быть все хорошими, обязательно найдётся плохой человек.

(В семье не без урода)

Учиться нужно в течение всей жизни, приобретая новые знания, жизненный опыт и мудрость.

(Век живи - век учись)

Если человек экономит там, где этого делать не следует, то впоследствии такая экономия обойдётся ему намного дороже.

(Скупой платит дважды)

В любом деле, если хочешь получить желаемый результат, нужно обязательно стараться и прилагать усилия (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

1. Универсальные общеучебные действия, которые разделяют на:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов поиска информации, также с использованием ИКТ:

- изменение объекта из чувственной формы в модель, с выделением главных характеристик объекта и преобразование модели с целью определения общих законов, которые выделяют данную предметную область;

- умение структурировать знания;

- смысловое чтение как понятие и принятие цели чтения и выбор вида чтения в соответствующей зависимости от цели; выбор информации из прослушанных текстов различных жанров; выделение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

2. Универсальные логические действия, включающие:

- анализ объектов с целью выделения главных и второстепенных признаков;

- синтез как составление целого из нескольких частей;

- выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- нахождение причинно-следственных связей,

- построение логической связи рассуждений,

Доказательство;

- постановка гипотез и их обоснование.

3. Действия постановки и решения проблем.

Задание № 1 «Выбор экскурсии»

Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование. Возраст: 11-15 лет.

Описание задания: учащимся предлагается выбрать экскурсию во время каникул. Проблема - выбор интересной для всех экскурсии. Подготовительный этап - организация сбора информации, выбор основных источников информации о различных видах экскурсии в городе. Основной этап - сбор информации о разных видах экскурсий с разных позиций (стоимость, время экскурсии, расписание - время начала, окончания и др.). Сравнение видов экскурсии по разным показателям с выбором наиболее подходящих вариантов. Обсуждение. Подведение итогов. Формулирование выводов.

Задание № 2 «Люди рядом с тобой».

Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование.

Возраст: 12-13 лет.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.

Описание задания: Учащимся предлагается провести анализ «соседствующего» окружения людей, используя вопросы следующего плана: сколько в их доме (подъезде) проживает детей, взрослых, детей дошкольного и школьного возраста, количество женщин и мужчин, работающих и неработающих, пенсионеров и студентов, а также профессии работающих людей. На основном этапе осуществляется сбор информации и её анализ по показателям, отражённым в вопросах, сравнение с данными, полученными в других местах проведения. Обсуждение. Подведение итогов. Формулирование выводов.

Коммуникативные универсальные учебные действия выражают социальную компетентность и учет позиции другого человека, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, более успешно войти в среду сверстников и строить конструктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формирование коммуникативных умений и навыков взаимодействия у школьников ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

В контексте универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав которой входят:

· потребность ученика в общении со взрослыми и сверстниками;

· владение вербальными и невербальными средствами общения;

· положительное отношение к процессу взаимодействия;

· ориентация на собеседника;

· умение слушать партнера по общению.

Коммуникативные универсальные учебные действия рассматривают с нескольких позиций:

- Коммуникация как взаимодействие подразумевает общение с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, а также способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия.

- Коммуникация как кооперация представляет собой организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, работу в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) и следование морально-этическим и психологическим типам общения и сотрудничества.

- Коммуникация как условие интериоризации указывает на речевые действия как на средства регуляции собственной деятельности.

Задание № 1 «Строим будущее вместе».

Цель: формирование умения принимать решения и отвечать за них, прислушиваться к мнениям других, анализировать их, менять свою точку зрения, если это необходимо.

Возраст: 10-15 лет.

Форма выполнения задания: фронтальная под руководством учителя.

Описание задания: учащимся предлагается объединиться в группы по 5-6 человек и создать проект, в котором каждый может обладать неограниченными возможностями, властью и финансированием. Группа ищет ответы на следующие вопросы: «Улучшение жизни человечества», «спасение окружающей среды от воздействия цивилизации». На выполнение задания дается определенное количество времени. В процессе занятия нужно уважать мнение собеседника. Если человек использует свой опыт, приводя какие-то примеры, необходимо дать ему возможность почувствовать, что он прав, стараться посмотреть на мир его глазами. Если кто-то не согласен с собеседником, так как считает, что у него есть лучшее решение этого вопроса, то надо постараться договориться, прийти к единому мнению.

Задание № 2 «Путешествуя по странам».

Цель: формирование умения критически мыслить и решать проблемы.

Возраст: 10-15 лет.

Форма выполнения задания: фронтальная под руководством учителя.

Описание задания: выполнение данного задания способствует пониманию духовных ценностей и культур различных национальностей. Ребята учатся влиять на образ мыслей своих одноклассников, оценивают важность многообразия идей и подходов к решению проблем, постепенно овладевают навыками эффективного взаимодействия. Класс делится на несколько команд, каждая из которых представляет выбранную ими определенную страну. В команде учащиеся получают отличную возможность высказывать различные мнения, участвовать в дискуссиях. Каждая команда старается показать особенность, самобытность той страны и того народа, который она представляет, отразить её неповторимость и своеобразие. Другие команды стараются понять причины именно таких условий жизни и особенности данной национальности. Каждое выступление команд рассматривается с нескольких позиций. Затем особенности каждой страны записываются в таблицу. Позже, когда таблицы каждой страны заполнены и ответы представителей стран выслушаны, участники пытаются найти те ценности, которые неизменны и не зависят от страны, от национальности. Следующий этап игры - дискуссия. Свобода самовыражения создаёт атмосферу, необходимую для успешных занятий. В результате ребята лучше узнают друг друга и себя.

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. N373«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 города Красноармейска

Саратовской области имени Героя Советского Союза Танцорова Г.В."

Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности

Выполнила: Алексеева Лариса Валерьевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

г. Красноармейск 2016г

Формирование УУД во внеурочной деятельности

Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и во внеурочной деятельности.

Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий:

  • Факультатив

    Конференция

    Соревнование

  • Спектакль

    Экскурсия

    Другие формы

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов, во внеурочной деятельности через кружковую, воспитательную работу.

Внеурочная деятельность помогает ребятам ощутить свою уникальность и востребованность. В начальной школе дети активно включаются в общие занятия. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов.

Уже с первого года обучения дети принимают активное участие в подготовке и проведении литературных викторин, спортивных игр, концертов, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад.

При подготовке и проведении таких мероприятий дети учатся слушать и слышать друг друга, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению другого человека, полно и точно выражать свои мысли, вырабатывать ораторские и актерские способности, у них развивается речь, обогащается словарный запас.

Развитию и формированию универсальных учебных действий у учащихся мне помогает работа «Театрального» кружка.

Краткая характеристика театрального кружка

Занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом.

Развитие коммуникативных навыков - умения ясно выражать свои мысли и чувства, умение понимать других людей. Развитие основных психических функций - внимания и памяти. Преодоление страха перед публичными выступлениями. Развитие воображения. Возможность для самовыражения.

Средствами предметов русского языка и литературы формируются умения: определять главную мысль и героев произведения, вести диалог в различных ситуациях, работать со словом, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, делать выводы, коллективно обсуждать прочитанное, читать по ролям, работать в группах, создавая инсценировки, сценарии, проекты. Дети учатся оценивать позиции героев, позиции автора художественного текста, овладевают средствами художественной выразительности. На занятиях театрального кружка мы развиваем эти умения и доводим до уровня творчества. Ребята получают возможность на практике применить то, чему научились на уроках, происходит формирование универсальных учебных действий, а именно способности и готовности к сотрудничеству, саморазвитию.

УУД способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности, в том числе и внеурочной деятельности. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.

Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность воспитания педагогического. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.

Занятия в театральном кружке помогают ребятам:

Проявить свой талант.

Спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё;

Сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор,

Воспитание творческой индивидуальности ребенка,

Развитие интереса к искусству театра и актерской деятельности,

Освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности;

Накопление определенного багажа образных действий, необходимого для первоначального выражения ребенком своего личностного отношения к музыке,

Пробуждение чувств сопереживания воплощаемому образу,

На занятиях учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы.

    полное внимание к однокласснику;

    серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

    терпимость, дружелюбие;

    никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

На каждом из занятий театрального кружка формируются следующие универсальные учебные действия:

- познавательные – умение решать проблемы и задачи;

Определяем тему занятия, ставим цели, учимся работать по алгоритму, осуществляем контроль и самоконтроль – это формирование регулятивных УУД,

Умение работать в группе, в команде, умение договариваться, слышать и понимать партнера – это формирование коммуникативных УУД,

Особо мне бы хотелось остановиться на коммуникативных УУД. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» - является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Общение предполагает передачу информации. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития.

Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы.

Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика.

Выступая перед одноклассниками, получая положительную оценку со стороны одноклассников, ребята тоже самоутверждаются, получая уверенность в себе и своих силах, все это позволяет говорить о формировании личностных УУД.

Таким образом, УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные виды действий:

коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,

познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

личностные – определяющие мотивационную ориентацию,

регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через внеурочную деятельность. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе работы кружка нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочных занятий по формированию умения учиться.

Введение стандарта нового поколения в практику работы начальной школы позволяет педагогам формировать универсальные учебные действия не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

Цель организации внеурочной деятельности - создать условия для достижения младшими школьниками лучших результатов освоения основной образовательной программы.

Создание комфортной образовательной среда способствует становлению личностных характеристик младшего школьника, описанных в стандарте как "Портрет выпускника начальной школы", в основе которых лежит результат сформированное универсальных учебных действий (УУД) и духовно-нравственного воспитания и развития.

Компетентностью педагогов в области достижения младшими школьниками метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Реализацией системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности;

Применением учителями эффективных способов, направленных на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся;

Действующей моделью мониторинга внеурочной деятельности.

Нормативно-правовая база организации внеурочной деятельности

1. Образовательная программа начального общего образования.

2. Договоры с учреждениями дополнительного образования.

3. Положение о внеурочной деятельности.

4. Положение о "Портфолио ученика начальной школы".

5. Должностная инструкция заместителя директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени образования.

6. Должностная инструкция учителя начальных классов.

Модель организации внеурочной деятельности представлена в приложении 1.

Задачи внеурочной деятельности:

1. формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

2. развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

3. воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

4. развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд культура);

5. углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учебы время;

6. организация информационной поддержки учащихся;

7. совершенствование материально-технической базы.

Принципы организации внеурочной деятельности:

Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

Системная организация управления учебно-воспитательным процессом с учетом социокультурных особенностей гимназии, программы развития;

Разнообразив направлений и форм организации внеурочной деятельности;

Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта; единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;

Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения;

Реализация потребностей обучающихся и их родителей;

Оптимальное использование учебного и каникулярного периодов учебного года;

Реализация возможностей учебно-методических комплектов, используемых в образовательном процессе.

Виды деятельности младших школьников:

Учебное сотрудничество (коллективно-распределённая учебная деятельность, в том числе коллективная дискуссия, групповая, парная работа);

Индивидуальная учебная деятельность (в том числе самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

Игровая (в том числе и высшие виды игры - игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);

Творческая (в том числе художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив);

Трудовая (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

Спортивная (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях);

Деятельность по самоуправлению (участие в жизнедеятельности детской организации);

Свободное общение (самопрезентация, тренинг, дискуссия, беседа).

Направления внеурочной деятельности:

1. спортивно-оздоровительное;

2. духовно-нравственное;

3. общеинтеллектуальное;

4. общекультурное;

5. социальное.

Формы организации:

Секция школьного научного общества,

Психологический тренинг,

Литературное объединение,

Студия, практикум,

Олимпиада,

Спортивная секция.

Условия реализации программы внеурочной деятельности:

Проектирование и реализация рабочих программ внеурочной деятельности;

Кадровое обеспечение;

Методическое обеспечение;

Материально-техническое обеспечение.

Технологии организации внеурочной деятельности

Использование технологий деятельностного типа для формирования отдельных видов УУД:

Мониторинг внеурочной деятельности

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям.

Ожидаемые результаты:

Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;

Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов;

Творческая самореализация детей;

Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

Психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;

Сохранение имиджа школы как общественно активной, развитие традиций школы;

Формирование единого воспитывающего пространства;

Развитие ученического самоуправления на всех уровнях;

Активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;

Использование потенциала открытого образовательного пространства.

Таким образом, создание условий для достижения младшими школьниками лучших результатов освоения основной образовательной программы и формирования универсальных учебных действий является целью организации внеурочной деятельности.

Карты достижения личностных и метапредметных результатов в первом классе представлены в приложении 2.

2 .2 Внеурочная деятельность младших школьников по русскому языку как средство формирования универсальных учебных действий

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определена актуальность понятия "функциональная грамотность", основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности. Достаточно большие требования на современном этапе предъявляются к формированию функциональной грамотности младшего школьника, которая создает оптимальный уровень языкового и речевого развития для начального языкового образования, обеспечиваемый познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной и личностной компетенциями.

Естественно, средствами только урочной деятельности невозможно решить данную задачу. Необходимо использовать для формирования функциональной языковой грамотности и внеурочную деятельность. Программа трактует ее как личностно ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, становление его как личности в школьные годы.

В связи с этим можно рассмотреть деятельность в начальной школе работы кружка-лаборатории "Юный лингвист", в основу которой положена учебно-исследовательская деятельность. Эта деятельность направлена на развитие личности, приобретение функционального навыка исследования языка как универсального способа освоения действительности, активизацию личностной позиции, когда школьники могут самостоятельно получать новые знания. Роль учителя заключается в организации учебно-исследовательской деятельности, создании творческой атмосферы, обеспечении мотивации, инициировании и осуществлении педагогической поддержки детей, их сопровождения.

При проектировании исследовательской деятельности младших школьников по русскому языку наиболее приемлемой можно считать модель следующего вида:

Столкновение с языковой проблемой;

Планирование деятельности;

Сбор научных фактов по проблеме;

Экспериментирование, практическое применение полученных языковых знаний;

Выводы на основе анализа и обобщения полученных данных;

Анализ и самооценка собственной деятельности.

Приведем пример организации учебно-исследовательской деятельности при изучении фразеологизмов в лаборатории "Юный лингвист" в 3-м классе.

Любая деятельность начинается с мотива, который выступает как побуждение к действию. При этом учащиеся обнаруживают границы собственного незнания. Перед школьниками появляется проблема, которую необходимо решить. Мотивом для исследования фразеологизмов стала ситуация, когда при изучении художественных произведений на уроках литературного чтения и при чтении дома дети встретились с малопонятными для них выражениями. Похожие выражения звучали и от многих взрослых. Возникали затруднения в понимании прочитанного или услышанного.

Таким образом, перед младшими школьниками встала задача: изучить принятые в русском языке незнакомые им выражения - фразеологизмы.

Исследовательская деятельность, в том числе и учебная, предполагает выработку гипотез. В данном случае гипотеза состояла в следующем: изучив устойчивые выражения, поняв их смысл, можно не только лучше понимать художественные произведения и окружающих людей, но и обогатить свою речь.

При планировании учебно-исследовательской деятельности было бы предложено детям ответить на вопросы "Что я хочу знать о фразеологизмах? и "Зачем мне это надо знать?".

Ответы на первый вопрос показали, что дети хотят знать

Смысл, значение широко распространенных фразеологизмов;

Историю возникновения устойчивых выражений в русском языке;

Роль фразеологизмов в русском языке, а также исследовать фразеологизмы в других языках и сопоставить их с русскими.

Ответ на второй вопрос предполагает практическое использование приобретенных знаний.

Самую большую часть работы над любой творческой или исследовательской темой занимает поиск информации, или сбор научных языковых фактов. Успех такой деятельности напрямую зависит от того, умеет ли младший школьник искать нужную информацию и обрабатывать ее.

В связи с этим на учителя ложится весьма важная задача: познакомить учащихся с системой хранения информации и научить их ускоренному поиску и обработке информации. Сегодня существуют альтернативные источники информации: базы данных библиотек, учебная, научная и художественная литература, базы данных сети Интернет.

Сбор научных фактов при изучении фразеологизмов был бы организован в виде представления учащимся системы заданий.

Задание 1. Среди имеющихся у вас выражений выберите те, которые кажутся вам знакомыми, но их значение вы понимаете не до конца или совсем не понимаете.

Выполняя это задание, дети объединялись бы в группы примерно по 5 человек. Каждая группа использовала бы свой набор фразеологизмов, по ходу выполнения задания, обмениваясь карточками друг с другом.

Таким образом, учащиеся были бы поставлены в условия учебного сотрудничества, когда нужно делиться с товарищами собственным опытом.

Задание 2. Распределите все отмеченные выражения между членами группы. Найдите их значения.

Для выполнения этого задания целесообразно сформировать небольшие группы по интересам, примерно по 3 человека. Работа по определению значений устойчивых выражений была бы организованна в компьютерном классе с использованием Интернет-ресурсов. Для этого заранее были бы подобраны адреса сайтов с учетом их безопасности для детей. После выполнения задания дети смогли бы обмениваться полученной информацией, зачитывая наиболее понравившиеся выражения.

Таким образом, проведение данных заданий способствовало бы расширению словарного запаса учащихся, отрабатыванию умения работать со словарем, словарной статьей, развитию коммуникативных навыков, а также повышению информационно-коммуникативных компетенций школьников. В результате получились бы небольшие словарики фразеологизмов, которые затем можно было бы распечатать и использовать на уроках русского языка и литературного чтения.

Задание 3. Что такое фразеологизмы? Как они возникли в русском языке?

Снова работа в группах. Для ответов на вопросы они смогли бы использовать лингвистические словари, статьи, энциклопедии, выписывать то, что им казалось важным и существенным. Обмениваться найденными сведениями и обсуждать полученную информацию, учащиеся фиксировали бы их на общем листе, располагая в логическом порядке. Таким образом, углублялись бы знания о фразеологизмах, дети учились бы работать с информацией, выделяя нужное и отбрасывая второстепенное, продолжалось бы формирование навыков учебного сотрудничества, т.е. школьники учились учиться.

Функциональная грамотность, помимо умения учиться, также предполагает толерантное, уважительное отношение к другим народам и их культурам. Одним из условий формирования функционально грамотной языковой личности мы считаем умение выстраивать диалог культур, позволяющий вести разговор с обществом. Это значит, что человек способен понимать взгляды представителей разных культур, времен и возрастов, различая свою и чужую точки зрения; обращаться к текстам иной культуры при решении учебных проблем; с пониманием относиться к иному образу мира в произведениях иной культуры.

С целью формирования уважительного отношения к языкам других народов детям было бы предложено поискать фразеологизмы в других языках, сравнить их с устойчивыми выражениями русского языка. Так, можно организовать работу по поиску фразеологизмов в языках народов, населяющих нашу страну, или обратиться к языкам народов, живущих по соседству с Россией. В первую очередь мы обратились бы к национальному составу класса, а также исследовали бы тот язык, который дети изучают на уроках иностранного языка (английский).

Были бы сопоставлены фразеологизмы из разных языков, в результате чего дети пришли бы к идее об оригинальности фразеологии каждого языка, о том, что в нем отражаются ценности, идеалы, представления людей о мире, о своей жизни. Таким образом, формируется отношение к языку как к культурной ценности.

При изучении роли фразеологизмов в русском языке были бы использованы лингвистическое наблюдение и лингвистический эксперимент. Например, ученикам было бы дано задание дома подобрать художественные произведения, в которых встречаются фразеологизмы. Далее на одном из занятий лаборатории в этих произведениях школьники находили бы, подчеркивали и выписывали фразеологизмы, объясняя их значения, заменяли устойчивые выражения обычными словами и сравнивали получившиеся у них тексты.

Исходный текст

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

Измененный текст

Когда-то я с ним дружил. Но однажды он (в плохом настроении был, что ли?) стал со мной драться. Я быстро побежал домой! С трудом спасся! Зато теперь к нему не хожу. И больше к нему не приду никогда!

Учащиеся делают вывод о том, что фразеологизмы нужны для выразительности речи, ее образности, яркости и точности.

Фразеологизмы часто используются в народных сказках и детских стихотворениях.

Приведем примеры:

Говорят, у мамы

Руки не простые.

Говорят, у мамы

Руки золотые.

Погляжу внимательно,

Погляжу поближе.

Маме руки глажу,

Золота не вижу.

(М. Родина)

Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: "Не дерись,

Не дразнись, не петушись,

Поспеши, уже пора.

Ну, ни пуха ни пера!"

Через час, едва живой,

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

(В. Орлов)

Наблюдая за фразеологизмами в художественных текстах, младшие школьники упражняются в их нахождении, распознавании, приобщаются к культуре, видят примеры выражения эмоций с помощью фразеологизмов.

Позиция в образовании "знания ради знаний" уходит в прошлое. Ее место занимает другая: знания необходимо уметь применять в жизни для решения практических задач. Это значит, что исследовательская работа предусматривает наличие не только теоретической, но и практической части, экспериментирование, использование знаний на практике.

Можно предложить детям разнообразные творческие задания:

Сочинить рассказ или сказку с использованием понравившихся фразеологизмов;

Выполнить рисунки, отражающие прямой смысл фразеологизмов;

Составить и разгадать кроссворд; написать репортаж, взять интервью;

Придумать фантастический рассказ или мистический триллер.

В качестве примера можно привести историю, которую сочинил третьеклассник Даниил К.:

Иван, родства не помнящий

Жил-был мальчик. Родители его очень любили и заботились о нем. Мальчик любил играть в хоккей. Когда он вырос, то не захотел зарывать свой талант в землю и уехал с командой в другой город.

Родители очень скучали по мальчику, а тот все откладывал в долгий ящик поездку домой. Он вел себя, как двуликий Янус: в телефонных разговорах все обещал приехать, но обещания не выполнял.

Наверное, мальчик думал только о себе и не заботился о своих родителях. Ведь не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы помнить о своих близких.

На основе анализа и обобщения проведенной учебно-исследовательской работы школьники совместно с учителем формулируют выводы. В ходе работы школьники начинают понимать и воспринимать фразеологизмы как проявление богатства русского языка. Они приходят к осознанию того, что устойчивые выражения обогащают нашу речь, делают ее образной, яркой, эмоциональной и включают фразеологизмы в свою речь. Кроме того, дети учатся писать научные статьи и доклады, выступать с ними, публиковать в школьном журнале.

В конце занятия мы бы провели анализ и самооценку собственной деятельности с точки зрения личного вклада каждого участника в проделанную работу, если это коллективная деятельность, и с точки зрения личной значимости в индивидуальной работе.

Таким образом, через организацию учебно-исследовательской деятельности во внеурочное время у младших школьников формируется по русскому языку формируются следующие УУД:

Способность к целеполаганию и планированию;

Поиск и отбор актуальной информации и усвоение необходимого языкового знания;

Практическое применение школьных знаний в различных, в том числе и нестандартных, ситуациях;

Самоанализ и рефлексия;

Развитие коммуникативной компетенции.

Все это способствует формированию функционально грамотной языковой личности младшего школьника и повышению ее уровня.

Опыт работы учителя начальной школы. Формирование УУД через внеурочную деятельность посредством проектов

Формирование УУД в деятельности учителя, безусловно, самое важное. Особенно часто по отношению к внеурочной деятельности педагоги встают в тупик.
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями и навыками, но и способности, готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено и во внеурочной деятельности, где происходит непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка во взаимодействии с педагогом, в дружественной детской среде и во взаимодействии с социальными субъектами.
Направления внеурочной деятельности составляют единую образовательную линию с учебными предметами. Так, например, предмет «Окружающий мир» тесно сотрудничает с проектной деятельностью, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Данный метод находит своё применение в кружках «Первая экология», «Юные краеведы», «Природа – наш дом». Объектом изучения является Крутинский район: его социальная, культурная, духовная, а также природная среда. Ведь именно основы познавательного интереса к изучению родного края, как окружающего ребенка микромира создают условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Цель проектов – получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе, в социуме с её объектами. Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Наибольший интерес у детей вызывает возможность установления межпредметных связей в процессе исследования, самостоятельного поиска и открытия. Их действия становятся более осмысленными.

Добиться главного результата любой проектной деятельности возможно в совместном творчестве детей, педагогов, родителей, включением каждого ребёнка в самостоятельный поиск и созданием для каждого ученика ситуации успеха. Поэтому, самое ценное для меня при работе над любым проектом - увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего я формирую и развиваю умение планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с составленным планом, затем составлять план для себя и других как инструкцию для решения проблемы и, наконец, учатся выполнять все этапы технологии проектирования. Перед проведением работы руководителю необходимо чётко выстроить логическую схему: цель, задачи, методы, конечный продукт.
Безусловно, в начале 1 класса мы выполняли краткосрочные (простейшие) проекты. Например, проект ко Дню Матери «Руки наших мам самые, самые..!». Дети ещё печатными буквами признавались в любви мамам, составляли композицию, используя рисунки о том, что умеют делать мамины руки, а в центре к золотому солнышку прикрепляли контуры раскрашенных собственными руками ладошек своих мам. Каждый ребёнок имел возможность рассказать всем желающим о своей маме и прикоснуться к её ладошке.
С целью развития у детей представления о зимующих птицах и интереса к ним, ответственности за все живое, развития коммуникативных способностей и помощи зимующим птицам силами учащихся 1и 4 классов, родителей, педагогов был создан и реализован проект «Не оставим птичек в беде!». Среди планируемых результатов особо хочется отметить, что конечным продуктом является сборник «Пернатые друзья зимой». Познакомившись с его разделами, ни один человек не останется равнодушным к прекрасным творениям матушки – природы.
В ходе реализации данного проекта применялись разнообразные формы работы: беседы, экскурсии, наблюдения, зарисовки, игра, практические работы, создание сборника, природоохранительная акция.
После экскурсии в школьный парк, работы в изостудии, игрового занятия мы начали практические работы по изготовлению кормушек и других приспособлений. Затем их разместили в школьном парке. С тех пор ребята постоянно работали с птичьими столовыми. В сборник была помещена информация о зимующих рядом с нами птицах, литературные произведения о них, памятки «Как накормить пернатых зимой», а рисунки в картинной галерее сборника «Наши пернатые друзья». С акцией ребята вышли в другие классы начальной школы. Она была доступна и понятна для всех, имела широкий резонанс, большое воспитательное воздействие и служила эффективной экологической пропагандой.
Сейчас в стадии реализации находится совместный (с ребятами 4 класса) проект «Перелётным птицам тоже нужна помощь!».
Работая над проектом , ребята очень легко включились в работу, так как имеющийся опыт дал положительный результат. А именно: дети уже умели с помощью взрослых планировать и осуществлять свою деятельность, рассматривать проблему и выстраивать последовательность действий, решающих проблему. Собран богатый материал о перелётных птицах края, прочитаны десятки произведений, в том числе и старинные заклички птиц весной, сделаны и раскрашены подвески на окна - фигурки птиц из солёного теста для «зазывания» их в свои края, вместе с родителями изготовлены и развешаны скворечники на территории школы вблизи огорода, чтобы птицы помогали уничтожать насекомых- вредителей.
Таким образом , у детей, открывающих новые стороны в уже привычном, знакомом, начинает формироваться любовь и привязанность родным людям, к Родине, преданность ей, ответственность за всё живое на Земле, желание трудиться на ее благо и беречь её.
Особо хочется отметить, что проектная деятельность позволяет работать над получением личностных результатов в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Направленность на достижение конкретных целей, координированное выполнение взаимосвязанных действий, ограниченная протяженность во времени с определённым началом и концом, неповторимость и уникальность – вот её отличительная черта от других видов деятельности. Работая в группе (команде) ребята становятся более внимательными к своим партнёрам, учатся серьезно относиться к мыслям и чувствам других, терпимости, дружелюбию.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

во внеурочной и урочной деятельности

(из опыта работы)

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений . Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Основная идея этого УМК - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью, соседа по парте или в малой группе, А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта .

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:

    полное внимание к однокласснику;

    серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

    терпимость, дружелюбие:

    никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) К ним относятся:

Целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, учащиеся разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока.

Проводя урок окружающего мира в 1 классе по теме «Почему идёт дождь и дует ветер?» при изучении нового материала перед учащимися ставится новая проблема (коммуникативные УУД) выбрать верные утверждения о Луне. Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь? После предположений учащихся начинается совместное открытие нового.

А, почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по – разному, но опыт помогает нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).

Что я делаю? (нагреваю воду)

А что в природе нагревает воду? (солнце)

Солнце - самый сильный источник тепла в природе.

Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом?

Проверим, так ли это? (показываю)

Почему образовались капельки?

Почему же идёт дождь?

Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:

Личностные (формирование интереса)

Регулятивные (использование простейших предметов для проведения опыта)

Познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником)

Коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

Важно отметить такое универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке.

А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.

Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Основными направлениями являются:

    Спортивно-оздоровительная деятельность

    Художественно – эстетическая деятельность

    Научно – познавательная деятельность

    Военно-патриотическая деятельность

    Общественно-полезная деятельность

    Проектная деятельность

Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.

В своей работе я использую проектную деятельность, которая служит продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе.

Эту работу я начала ещё в букварный период. Была поставлена проектная задача, совершить путешествие «Из Словорецка в Звукоград». Работа велась в группах. Задания были разные:

Задание 1

Группам выдаются карточки-помощники, разделенные на 3 части;

Зал № 1
предмет

Зал № 2
действие

Зал № 3
признак

карточки с напечатанными словами (каждое слово на отдельной карточке):

карандаш
шагать
цвести

ясная
цветок
красивый

яблоко
умные
обедать

Примечание

Интересно, проследить: будут ли дети ставить вопросы к словам для определения их лексического значения.

Помоги каждому слову найти свою лодку. Приклей картинку, которая подходит к слову на парус нужной лодки.

© 2024 aytodor.ru -- Портал для автомобилистов