Гастелло николай францевич подвиг. Николай гастелло

Главная / Пдд

Великая Отечественная война требовала от населения мужества и неописуемых жертв, на которые приходилось идти простому народу. Именно в эти тяжелые годы народ Советского Союза проявил храбрость и способность к самопожертвованию ради всеобщего блага – независимости Родины и уничтожения фашизма.

Ни техническое превосходство, ни тактика и стратегия ведения боевых действий не привела бы народ к Великой Победе, если бы не ежедневные подвиги отдельно взятых людей. Тысячи военнослужащих, независимо от национальности, пола, возраста и звания, восславили свои фамилии и весь народ СССР, а потомки увековечили героев.

Детство и юность

Николай Францевич Гастелло рожден в Москве 6 мая 1908 года (согласно некоторым источникам – в 1907 г.). Родители будущего героя принадлежали к рабочему классу. Отец Франц Павлович был родом из Белорусского села Плужыны, а фамилия его звучала как Гастылло. В 1900 г. мужчина покинул родную деревню и отправился в поисках работы в столицу, где и остался. В Москве-то Франца и переименовали в более привычное слуху Гастелло. Франц Павлович устроился рабочим-литейщиком на железную дорогу. В Москве Франц Павлович встретился с будущей супругой Анастасией Семеновной, работавшей швеей.


Николай стал первенцем в семействе Гастелло, а спустя пять лет появился его брат Виктор. Жили Франц с Анастасией и детьми в бараке на востоке Москвы. В шесть лет мальчик поступил на обучение в училище для мальчиков имени , где учился только два года. Голод 1918 г. стал причиной эвакуации Николая с другими школьниками в Приволжье, где он провел один год. Вернувшись в столицу, мальчик учился еще два года, а затем отправился осваивать профессию столяра в качестве подмастерья.


В 1924 г. семья покинула столицу. В Муроме 16-летний Николай и его отец устроились работать на завод «Муромтепловоз». Николай совмещал работу слесаря на заводе с учебой в городской школе №33. В 20 лет молодой человек вступил в ряды Коммунистической партии. В 1930 году семья вернулась в столицу, где юноша работал на машиностроительном заводе.

Военная служба

При специальном наборе Николая призвали в состав Красной Армии в 1932 году. В Луганске (Украина) молодой человек осваивал военную авиацию. А в конце 1933 года Гастелло уже в качестве летчика отправился в авиационную бригаду, местом дислокации которой являлся Ростов-на-Дону. За пять лет службы (период с 1933 по 1938 год) с должности второго пилота бомбардировщика перешел в командира корабля, самостоятельно управляющего самолетом.


В 1938 году прошла реорганизация подразделения, где служил Николай, в результате чего он перешел в первую тяжелобомбардировочную авиационную бригаду. Благодаря храбрости и верности советскому народу Николай уже спустя полтора года занял должность командира первичного тактического подразделения, а еще через год – замкомандира эскадрильи.

В 1939 году Гастелло участвовал в локальном необъявленном военном конфликте на границе СССР и Монгольской Народной Республики с Японией. Второй войной на счету Николая Францевича стала Советско-Финская в 1939-1940 годах. В июне 1940-го летчик участвовал в Бессарабской операции, в результате которой Бессарабия, Северная Буковина и область Герца вошли в состав Советского Союза. Операция длилась всего шесть дней, после чего Румыния приняла условия СССР.


Осенью 1940 года место дислокации части, где служил Николай, перенесли в Псковскую область – ближе к европейской границе Советского Союза, а затем под Смоленск, где Гастелло получил чин капитана. Весной 1941 года, накануне нападения Германии на Советский Союз, Николай прошел курсы переподготовки и освоил новую боевую машину – двухмоторный бомбардировщик Ильюшина.

Биография знаменитого героя СССР содержит интересный факт: 24 июня 1941 года Николай совершил свой первый подвиг, который тогда, правда, остался незамеченным. Молодой человек с помощью стрелковой турели сбил фашистский бомбардировщик «Люфтваффе» под шквальным огнем крупнокалиберного пулемета. Во время ведения боевых действий Гастелло показал себя мужественным, храбрым военнослужащим, способным быстро принимать стратегически важные решения.

Личная жизнь

О личной жизни летчика Николая Гастелло сведений практически не осталось. Известно, что Николай был женат. У Николая Францевича с Анной Петровной родились двое сыновей, которые так и не дождались отца с войны, но навсегда сохранили семейную память о герое.


До войны в свободное от работы и учебы время Николай занимался спортом (особенно любил футбол и лыжи) и прыгал с парашютом.

Смерть Николая Гастелло

26 июня 1941 года, в четвертый день Великой Отечественной войны, с советского аэродрома поднялся в воздух самолёт ДБ-3ф, на борту которого находился экипаж в составе четырех человек. Экипажем из штурмана А.А. Бурденюка, лейтенанта Г.Н. Скоробогатого и стрелка-радиста А.А. Калинина командовал капитан Николай Францевич Гастелло. Экипаж машины получил задание нанести авиаудар по колонне немецкой военной техники, которая двигалась по дороге Молодечно - Радошковичи.


В операции участвовало и второе звено, экипажем которого командовал Ф. Воробьев. Имена всех членов экипажа не сохранились в истории, но известно, что в кабине самолета находился также штурман А. Рыбас.

В процессе выполнения операции немецкая артиллерия открыла огонь по советским бомбардировщикам, в результате чего самолет Гастелло был подбит.


В результате повреждения вражеским снарядом топливного бака самолета произошло возгорание. 33-летний Николай Гастелло имел возможность спастись путем катапультирования, но принял решение идти на таран. Горящий самолет, врезавшись в колонну вражеской техники, сорвал спецоперацию фашистов ценой собственной жизни. В результате все члены экипажа героически погибли.

С наступлением ночи жители окрестных белорусских деревень собрали тела погибших героев, обернули их парашютом и похоронили. В тот же день командир второго звена Воробьев, совместно с Рыбасом подали рапорт, где описали обстоятельства гибели Николая Францевича Гастелло.

Память

Учитывая тяжелые потери, которые нес Советский Союз, каждый успех отдельно взятого подразделения предавался огласке в средствах массовой информации. Спустя неделю после гибели Николая информация о нем появилась в Совинформбюро, а еще через пять дней вышла заметка в газете «Правда». А 26 июля 1941 года Николай Францевич Гастелло получил звание Героя Советского Союза посмертно за совершенный им огненный таран. С тех пор обо всех летчиках, совершавших таран (а было их около 60 за годы Великой Отечественной войны), говорили, что они повторили подвиг Гастелло.


С тех пор именем Николая Францевича назван ряд населенных пунктов и географических объектов на территории СССР, на основе подвига Гастелло написаны литературные произведения и сняты фильмы.

По территории бывшего Советского Союза установлены 13 памятников капитану Гастелло, а на здании гимназии, в которой учился летчик, разместили мемориальную доску в память Николая Францевича с его фото.

Уже в 1990-х годах некие политические силы подвергли критике подвиг Гастелло. Поначалу выдвинули версию о том, что Гастелло – не герой, а трус, катапультировался и попал в немецкий плен, а вражескую колону протаранил летчик Маслов.

Эта версия подверглась критике, поскольку правительство фашистской Германии вряд ли умолчало бы о таком военнопленном, пока в СССР трубили о героической гибели летчика, а никакой официальной информации о пленном в архивах не найдено.

Следующая версия гласит, что Гастелло вместе с экипажем разбился в болоте неподалеку от места трагедии, как и Маслов со своим экипажем, а никакого огненного тарана не было вовсе. Однако и сегодня Николай Францевич Гастелло остается героем, огненный таран – его подвигом, а последователи зовутся гастелловцами.

Николай Францевич Гастелло – (рожд. 23 апреля (6 мая) 1907 г. - смерть 26 июня 1941 г.) - советский летчик, капитан, Герой Советского Союза (1941 г. посмертно). Выпускник Луганской Военной авиационной школы летчиков (1933 г.). Принимал участие в боях в районе р. Халхин-Гол, советско-финляндской и Великой Отечественной войне.

1941 год, 26 июня – во время выполнения боевого задания снаряд попал в бензобак его бомбардировщика, возник пожар, экипаж самолета мог воспользоваться парашютами, но капитан направил горящий самолет на скопление немецко-фашистской бронетехники.

Таран наземной цели, совершенный Гастелло и членами его экипажа лейтенантами Анатолием Бурденюком, Григорием Скоробогатым и старшим сержантом Алексеем Калининым, стал символом героизма и преданности Родине. Имя Гастелло носят улицы во многих городах, поселках. На месте подвига Гастелло, близ Радошковичей (Беларусь), героическому экипажу был возведен памятник.

Биография Николая Гастелло

Отец - Франц Павлович Гастылло, белорус, родом из д. Плужыны. Мать - Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия), русская.

1924 год – семья Гастелло перебралась жить в город Муром, где его отец устроился на работу в паровозоремонтный завод вагранщиком. В те времена Николаю исполнилось 17 лет, он устроился на тот-же завод слесарем, вместе с тем обучаясь в общеобразовательной школе. 1928 год – будущий герой стал коммунистом, примерно тогда увлекся спортом. Николай отлично катался на коньках и лыжах, а также прыгал с парашютом. 1930 год – семья Гастелло возвратилась в Москву, где молодой парень устроился на работу слесарем-нормировщиком на машиностроительный завод.

1932 год – Николай Гастелло поступил в Луганскую школу пилотов. С 1933 по 1941 год Гастелло был командиром корабля тяжелобомбардировочной авиации дальнего действия в г. Ростов-на-Дону. 1939 год – воевал на Халхин-Голе был командиром эскадрильи, а в июне 1940 году участвовал в присоединении Северной Буковины и Бессарабии к Советскому Союзу. В том же году ему дали звание капитана.

Николай Гастелло в молодости

Личная жизнь

О личной жизни летчика Николая Францевича Гастелло до нас дошло мало сведений. Известно что Гастелло был женат. У Николая Францевича с Анной Петровной родилось два сына, которым было не суждено дождаться отца с войны.

Подвиг Гастелло

1941 год, 26 июня – эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка под началом капитана Н. Гастелло была отправлена для нанесения удара по фашистским боевым колоннам, продвигавшимся в Минск.

Истребительного прикрытия не было. Эскадрилья встретила немецкую колонну в районе шоссе Молодечно-Радошковичи. Опустившись до 400 метров, они сбросили бомбы на танки и автомобили неприятеля. После выхода из атаки Гастелло отдал приказ своим ведомым лейтенантам Воробьеву и Рыбасу возвращаться на аэродром, а сам полетел к другой дороге, проселочной. По ней также шла колонна. Опустившись на предельно малую высоту, он прошел вдоль нее. Стрелки Калинин и Скоробогатый, ведя пулеметный огонь, смогли уничтожить 12 немецких машин. Вражеские зенитки открыли по бомбардировщику огонь.

Самолет был подбит. Загорелся бензобак. Сбить пламя не удавалось, до своих было не дотянуть. И капитан Гастелло направил горящую машину в центр механизированной колонны противника.

Так был совершен легендарный «огненный таран» или таран наземной цели Гастелло, который станет образцом мужества и самопожертвования. Экипаж бомбардировщика геройски погиб. Они не захотели покидать самолета на парашютах и пошли на смерть вместе со своим командиром. Впоследствии летчиков, совершивших «огненный таран», называли гастелловцами.

Прибывшие на аэродром из звена Гастелло, лейтенанты Воробьев и Рыбас подали рапорт, с изложением всего произошедшего. Капитану Гастелло посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, а 10 июля 1941 г. газета «Правда» прославила этот подвиг на всю страну.

1951 год – эксгумация. Кто совершил подвиг?

Единственные свидетели «огненного тарана» Гастелло - лейтенанты Воробьев и Рыбас, в скором времени погибли. Воробьев возвращаясь с боевого задания был сбит 23 августа в районе города Орел, а Рыбас погиб 15 ноября 1941 г. После их смерти история легендарного тарана стала обрастать новыми подробностями.

1951 год – в канун 10-ти летнего юбилея подвига Гастелло, решили провести эксгумацию героя Советского Союза и его экипажа для последующего торжественного захоронения. Однако на месте предполагаемой могилы Гастелло были найдены останки и вещи его сослуживца - командира 1-й эскадрильи 207-го полка, капитана Александра Маслова и стрелка-радиста Григория Реутова.

Во время дальнейшего разбирательства удалось выяснить, что на том месте, где, как считалось ранее, Гастелло протаранил вражескую колонну, разбился экипаж Александра Маслова, который считался пропавшим без вести. При этом пропал он в тот же день, когда был совершен подвиг Гастелло.

Потом неподалеку от гибели Маслова, в Мацковском болоте был обнаружен еще один самолет. В нем был один обгоревший труп с письмом на имя Скоробогатой и бирка от двигателя - «М-87Б» с номером 87844, которая была идентифицированна как часть разбитого бомбардировщика Гастелло. В то время об этом умолчали, а на месте гибели самолета Маслова был поставлен бюст Гастелло. И до перестройки все благополучно об этом позабыли.

Новые версии

90-е годы XX века подняли тайну Гастелло вместе с другими «секретами» СССР. Автором новой версии был майор в отставке Эдуард Харитонов, предположивший, что А. Маслов был тем, кто совершил «огненный таран», потому как были обнаружены останки именно его экипажа.

1996 год – Маслова и членов его экипажа посмертно наградили званием Героев Российской Федерации, а во многих городах появились улицы с их именами. Правда, в формулировке награждения 1996 г. не было ни слова о том, что именно А. Маслов совершил таран.

Согласно очередной версии, огненный таран не удалось совершить ни одному экипажу.

Капитан Маслов, пытавшийся протаранить на горящем бомбардировщике немецкую колонну, промахнулся и разбился в поле, в 200 метрах от дороги. Вылетевший позднее Гастелло, по некоторым из предположений, попытался направить подбитый самолет на вражеские позиции в деревне Мацки, но «Ил-4» не смог дотянуть и упал недалеко от цели, в Мацковское болото, где впоследствии и был обнаружен.

Что до рапортов Воробьева и Рыбаса, то их достоверность ставится под сомнение. Во-первых, оригиналы рапортов не сохранились до наших дней, во-вторых, по утверждению сторонников альтернативных версий, покинувшие бой летчики могли и не увидеть таран, связав его с дымом от крушения бомбардировщика. Ни опровергнуть, ни подтвердить эти версии нельзя, последние очевидцы погибли в 1941 г.

Герои «огненных таранов»

Примеры мужества, подобные подвигу Гастелло, среди советских летчиков не были единичны. Согласно подсчетам военных специалистов, лишь в первый год войны было зарегистрировано 152 подвига, когда последним оружием летчиков становился горящий самолет. Всего же во время Великой Отечественной войны советскими летчиками было совершено «огненных таранов» около 500 раз. Первое место принадлежит экипажам бомбардировщиков, их число составляет 288. Больше 800 человек во время Отечественной войны стали героями «огненных таранов».

Николай Францевич Гастелло родился 6 мая 1907 г. в Москве, в семье рабочего и белошвейки. В школу поступил в 1911 году. Первая учительница Николая Гастелло, помогая в составлении его биографии, вспоминала его как очень спокойного, уравновешенного мальчика, всегда старающегося достичь своих целей. По ее мнению, такие качества вполне способствовали тому, чтобы в будущем совершить подвиг во имя Родины.

В 1924 году семья Гастелло переехала жить в г. Муром, где отец будущего героя устроился на работу в паровозоремонтный завод вагранщиком. Николаю исполнилось в то время 17 лет, поэтому он стал также работать на том же заводе слесарем, одновременно обучаясь в общеобразовательной школе. В 1928 г. Николай Францевич Гастелло стал коммунистом, примерно в тоже время увлекся спортом и усиленно занимался им в свободное от учебы время. Его особенной страстью был футбол, Николай был центральным нападающим в команде и идейным вдохновителем группы комсомольцев, своими собственными силами построившими стадион «Локомотив». Кроме этого, молодой Гастелло отлично катался на коньках и лыжах, а также прыгал с парашютом. В 1930 г семья Николая Францевича вернулась в Москву, где молодой парень устроился работать слесарем-нормировщиком на машиностроительный завод.

Неизвестно, как сложилась бы дальше такая спортивная биография, если бы в 1932 г. Николай Францевич Гастелло не услышал призыв партии «Молодежь на самолеты!» и не поступил бы в Луганскую школу пилотов. Именно с нее началась военная лётная карьера героя. Далее с 1933 по 1941 гг, Николай Францевич Гастелло был командиром корабля тяжелобомбардировочной авиации дальнего действия в г. Ростов-на-Дону. В 1939 г -воевал на Халхин-Голе в качестве командующего эскадрильи, а в июне 1940 г. принимал участие в присоединении Северной Буковины и Бессарабии к СССР. В том же году ему дали звание капитана.

Великую Отечественную войну Н. Гастелло встретил в звании командира эскадрильи 207-го тяжелобомбардировочного авиаполка. До этого он успешно освоил управление самолетом ДБ-3ф и в самом начале сражений 24 июня 1941 года пополнил свою героическую биографию первым подвигом – сбил немецкий «Юнкерс». Ровно через 2 дня Николай Францевич Гастелло пошел еще на один величайший подвиг, стоивший ему жизни. Двадцать шестого июня, в 40-ка километрах от г. Минска он выполнял боевой вылет в составе четырех самолетов. Летчикам было приказано подвергнуть бомбардировке механизированные моточасти гитлеровцев, прорвавшихся в район Молодечино-Радошкевичи. На других воздушных суднах вместе с ним на задание вышли старший лейтенант Воробьев и штурман-лейтенант Рыбас, которые и стали очевидцами совершенного им подвига.

Подвиг Николая Гастелло

Достигнув вражескую колонну на Минском шоссе (часть немецких машин заправлялась на обочине), они открыли по ней огонь, нанеся большой урон противнику. Но немцы быстро спохватились и обрушили на советские самолеты зенитную артиллерию. Один из снарядов попал в бензобак судна Гастелло и стал быстро приближаться к кабине. Попытка спастись с парашютом означала плен. И тогда Николай Гастелло, Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин и А. А. Бурденюк решились на последний в своей жизни подвиг – пошли на огненный таран автоколонны противника. Как позже сообщало Совинформбюро, взорвались десятки гитлеровских цистерн и машин, посеяв ужас и панику среди врага.

Огненный таран капитана Николая Францевича Гастелло - один из самых известных в истории ВОВ примеров подвига. Биография и героическая гибель летчика были широко растиражированы, и самоотверженному примеру стали следовать другие. Тех, кто шли на огненный таран называли в то время «гастелловцами». Отважному бойцу, обессмертившему себя в памяти потомков, сразу же дали звание Героя Советского Союза. В 1951 г. была организована комиссия по эксгумации останков экипажа. На месте гибели летчиков установили памятник. Существует и альтернативная версия подвига Николая Францевича Гастелло, ознакомиться с которой можно в Википедии.

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

История - это правда, которая становится ложью. Миф - это ложь, которая становится правдой. Мировая история в изобилии наполнена такой ложью, которую многие принимают за правду. Мы попытаемся представить Вам на суд несколько подобных примеров, которые мы принимаем за мифы. А мифы ли они в действительности - решать уже Вам.

Подвиг Гастелло

Без сомнения, все в школе проходили историю об огненном таране вражеской танковой колонны, о единогласном решении героического экипажа направить горящий самолет на вражескую колонну. Именем Гастелло назывались колхозы и пионерские дружины, заводы и корабли. Для СССР - это легендарное имя.

Герой

Отец Николая Гастелло Франц Гастыло перебрался в Москву в начале прошлого века из Белоруссии. Устроился на работу на литейном заводе Московско-Казанской железной дороги. Чтобы придать вид благородству происхождения, сменил незвучную фамилию Гастыло на более выразительное - Гастелло. 26 апреля (6 мая) 1907 года родился мальчик, назвали его Николай. С 1914 по 1918 год учился в Сокольническом городском мужском училище. Из-за голода семья в 1918 году переехала в Башкирию, но в 1919 году возвращаются в Москву, где на следующий год он закончил 5 классов. Трудовую жизнь начал в 1923 году. Работал учеником столяра в Москве, затем слесарем на Муромском паровозоремонтном заводе. В 1928 году был принят в члены ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го мая. В 1932 году по специальному набору Московский комитет партии направляет Николая Гастелло в 11-ое Луганское летное училище. Через полтора года он - летчик самолета ТБ-3. В 1939 году становится командиром отряда тяжелых бомбардировщиков. Боевое крещение получил в боях под Халкин-Голом, участник советско-финской войны. Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем - в авиагородок Боровское под Смоленском.

Миф

События первых дней войны в советской прессе освещали под звуки фанфар быстрой победы над супостатами. И лишним подтверждением этой быстроты должны были стать подвиги героев, в число которых попал и экипаж капитана Гастелло. Началом компании прославления "советских камикадзе" послужила статья корреспондентов П. Павленко и П. Крылова в газете "Правда":

"На рассвете 6 июля на разных участках фронта летчики собрались у репродукторов. Говорила Московская радиостанция, диктор по голосу был старым знакомым — сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочел краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей — на разных участках фронта — повторили это имя...

Еще задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нем говорили: «Куда ни поставь, всюду — пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло стоящий человек.

Когда он стал военным летчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шел к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бесарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты.

О капитане Гастелло уже шла слава в летных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга. Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 26 июня во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шел бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный. Черные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал свое дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолета. Машина в огне. Выхода нет.

Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен? Нет, это не выход. И капитан Гастелло не отстегивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолета. Огонь уже возле летчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнем, еще видят, опаленные руки тверды. Умирающий самолет еще слушается руки умирающего пилота. Так вот закончится сейчас жизнь — не аварией, не пленом — подвигом! Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин — и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.

Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя. В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу."

В таком же патриотическом духе вещала и другая официальная пресса:

"В первые дни Великой Отечественной войны командир эскадрильи дальних бомбардировщиков капитан Гастелло стал выполнять боевые задания.

Самолеты эскадрильи совершали по нескольку боевых вылетов в день. 25 июня фашистский бомбардировщик неожиданно на бреющем полете появился над нашим аэродромом и обстрелял его из пулемета. В это время у своего самолета находился Гастелло. Он быстро вскочил в машину на место стрелка и метким огнем сбил врага. Экипаж сбитого бомбардировщика был взят в плен.

26 июня 1941 г. в 4 часа утра эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиаполка 42-й авиадивизии Западного фронта под командованием капитана Н. Ф. Гастелло наносила бомбовые удары по механизированной колонне врага на дороге Молодечно - Радошковичи. Сбросив бомбовый груз на скопившиеся для заправки горючим вражеские танки, самолет Гастелло возвращался обратно. В пути его самолет был подбит снарядом зенитки. Загорелся бензобак. Объятая пламенем машина не смогла бы дотянуть до своего аэродрома. Капитан Гастелло направил горящий самолет в скопление бензоцистерн и автомашин противника. Самолет взорвался, но врагу был нанесен большой урон. Н. Ф. Гастелло и его экипаж погибли. Подвиг коммуниста Гастелло в тяжелый начальный период войны стал символом мужества и героизма."

Так или приблизительно так нас учили в школе. И мы не задумываясь принимали все на веру. Ведь учителя не могут врать. А ведь врали, сами того не зная …

Сначала о мелких неточностях (если так можно сказать). Почему практически во всех источниках говориться - "капитан Гастелло и его экипаж". Давайте уж говорить конкретно: капитан Н. Ф. Гастелло, лейтенант А.А. Бурденюк, лейтенант Г. Н. Скоробогатый, старший сержант А. А. Калинин. В учебниках истории, да и в печатных изданиях очень часто указывались разные нумерации авиационного полка: то 27 авиаполк, то 20 полк, хотя на самом деле - 207 дальнебомбардировочный полк. Вы скажите - досадная мелочь? На мелочах очень часто прокалываются. Путают тип самолета: вместо ДБ-3 (дальний бомбардировщик) указывают ТБ-3 (тяжелый бомбардировщик). И по внешнему виду и по конструкции это два совершенно разных самолета. ДБ-3Ф, в последствии переименованный в Ил-4, выпускался с 1938г. до середины 1944г. Полная серия - 5256 машин. Но вернемся к дате 26 июня 1941 года.

Подвиг

А теперь давайте восстановим хронологию событий 26 июня 1941 года.

Человека, который на самом деле совершил этот подвиг,если это можно назвать подвигом, звали Александр Маслов. На том месте, где сейчас стоит 70-пудовый гастелловский бюст, некогда покоились останки Маслова и его экипажа.

А сам Гастелло, позабытый всеми, покоится в совсем другой могиле - с надписью «неизвестным летчикам». Останки еще двух, бывших тогда с ним, до сих пор не найденные, тлеют в белорусской земле.

Это был пятый день войны. Через день падет Минск, армии прорываются из окружения, вывести их надо любой ценой. Задание 207-му дальнебомбардировочному полку - бомбить живую силу и технику противника.

Конечно, они заранее были обречены. «ДБ-3ф», на которых они летали, - тяжелые машины, для бомбардировки городов и заводов в глубоком тылу. А их бросают на колонны с танками, без прикрытия истребителей. Гибло по 15 экипажей в день. Через две недели от полка не осталось ничего.

Утром вылетело звено под командованием капитана Маслова. Над целью командира подбила зенитка, самолет загорелся. Маслов дал команду «парашют» и развернул горящую машину на колонну, хотел таранить. Не попал - горящий самолет упал в поле.

Спастись никому из экипажа не удалось - высота была мала. Местные жители достали летчиков из обломков, похоронили наскоро.

Через несколько часов бомбить вылетело звено Гастелло. Командирская машина с задания не вернулась. А вскоре появляется доклад ведомых Гастелло - Воробьева и Рыбаса. Они якобы видели, как пылающий самолет командира врезался в гущу немецких танков. То, что Воробьев прибыл в полк только 10 июля, уже никого не смущало. У страны было трудное время. Стране нужен был подвиг. Стране нужны были образцы для подражания. А Маслова сочли пропавшим без вести.

В 1951 году, в ознаменование героической даты уже практически обожествленного Гастелло, Советом министров БССР останки героев решено было перезахоронить, а обломки разбившегося самолета выставить в музее. Выехали на место подвига (то, что самолет упал «на фашистскую колонну» в 200 метрах от дороги, никого не смутило). Вскрыли могилу. И застыли, словно громом пораженные.

В могиле народного героя Гастелло «нахально» лежали Маслов и его экипаж. И героем, судя по всему, выходил он, а не Гастелло.

Но менять что-либо в истории было уже поздно. Останки Маслова из могилы в сквере вынули и еще раз перезахоронили - на общем кладбище. А там, где он раньше лежал, поставили огромный гастелловский бюст. На месте неудавшегося московского тарана поставили еще один монумент, тоже Гастелло. Обломки самолета Маслова увезли в Минск, в Белорусский государственный музей истории войны и стали там экспонировать как самолет Гастелло.

Родственникам Маслова велели помалкивать. А дело Маслова в архиве уничтожили.

А все то время, пока о нем пели песни пионеры, сам Николай Гастелло лежал в никому не известной могиле с надписью «неизвестным летчикам». Через три часа после тарана Маслова его подбили над деревней Мацки, что в 20 километрах от места падения масловского самолета. На пылающей машине Гастелло ходил еще и еще раз над дорогой, шерстя немцев из пулеметов. Это на тяжелом дальнем бомбардировщике! Бомб уже не было.

Эпилог

Финал этой истории все-таки довольно оптимистичный. В 1996 году власть наконец-то Маслова признала. Указом президента № 636 «За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» весь экипаж посмертно был награжден званием Героя России. Опять общие формулировки, о таране - ни слова... Получили награды и члены гастелловского экипажа. Здесь решили почему-то обойтись орденом Отечественной войны.

Но до сих пор на месте подвига Маслова стоит памятник Гастелло. И до сих пор Николай Гастелло, совершивший к досаде историков не тот подвиг, который был нужен, лежит в скромной безымянной могиле.

Николай Францевич Гастелло родился 6 мая 1907 г. в Москве в семье рабочего. В 1930-1932 годах жил в поселке Хлебниково. Окончил школу военных летчиков. Участвовал в боях на р. Халкин-Гол и в боях во время советско-финляндской войны 1939-1940гг. С первых дней Великой Отечественной войны он оказался в эпицентре боевых сражений.

Описание подвига

26 июня 1941 года, вылетев со своей эскадрильей на очередное боевое задание он обнаружил на шоссе Минск-Молодечно, в районе Радошковичи механизированную колонну фашистов. Когда самолеты стали подходить к цели, командир приказал снижаться. Боевой заход - и бомбы полетели в цель. Клубы черного дыма и всплески огня отмечали точность и силу бомбового удара. Фашистские зенитчики открыли шквальный огонь. Самолет Гастелло Ил-4 был подбит зенитной артиллерией врага. Объятая пламенем машина, развернувшись, устремилась на скопление автобензоцистерн и, врезавшись в колонну, взорвалась вместе с фашистской техникой. Это был первый "огненный таран", который впоследствии в период войны повторили многие отважные летчики.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.06.1941г. командиру авиаэкадрильи капитану Гастелло Николаю Францевичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Школа N3 носит имя Гастелло.

Улица в мкр. Хлебниково носит имя Гастелло.

Николай Гастелло родился 6 мая 1907 года в Москве, в семье рабочего. В 1911 году семья переезжает в Сокольники, где Николай поступает учиться в школу. В Москве на Девятой Сокольнической улице стоит здание школы, в которой учился - Н. Гастелло.

Из письма первой учительницы Н. Гастелло Евгении Сергеевны Таланниковой: "Невозмутимо спокойный характер, настойчивость в достижении поставленной цели, деловитость, мужество, выдержка вырастили в нем героя-летчика, верного сына Родины..."

С 1919 года Николай Гастелло учится в доме подростков и работает учеником столяра.

Летом 1924 года вся семья переезжает в г. Муром. Отец, Франц Павлович, работает вагранщиком на паровозоремонтном заводе Московско-Казанской железной дороги, 17-летний Николай работает вместе с отцом, в качестве слесаря и учится на общеобразовательных курсах.

В 1925 году Николая приняли в комсомол, а в 1928 - в Коммунистическую партию.

В свободное от работы и учебы время Николай усиленно занимается спортом. В футбольной команде он был центральным нападающим. По инициативе Николая комсомольцы завода собственными силами построили стадион "Локомотив" (сейчас это стадион имени Н. Гастелло). Николай был отличным лыжником, конькобежцем, прыгал с парашютом.

В августе 1930 года семья Гастелло возвращается в Москву и живет в поселке Хлебниково по Савеловской железной дороге по 2-му проезду в д. 7 (ныне проезд Гастелло). Николай работает на машиностроительном заводе им. 1 Мая в Москве слесарем-нормировщиком.

В 1932 году по призыву партии "Молодежь на самолеты" Гастелло уезжает учиться в Луганскую школу пилотов.

Из автобиографии: "Специальное военное образование: окончил II военную школу пилотов в 1933 году. С 1933 по апрель 1941 года служил в тяжелобомбардировочной авиации дальнего действия в Ростове-на-Дону командиром корабля. С апреля 1941 года - командир эскадрильи 207-го тяжелобомбардировочного авиаполка дальнего действия".

Это случилось 26 июня 1941 г. в сорока километрах от Минска, вблизи г.п. Радошковичи. Шел пятый день войны. Фашистские войска рвались к Москве. Из штаба дивизии получили срочный приказ: "207-му авиаполку в составе четырех самолетов парами бомбардировать мотомехчасти противника, прорвавшегося в район Молодечно-Радошковичи. Высота бомбометания 600-800 метров. Маршрут: Смоленск-Борисов-Минск".

Выполнение задания было поручено звену самолетов под командованием командира 4-й эскадрильи капитана Гастелло. В одном звене с капитаном задание выполняли ст. лейтенант Воробьев, штурман-лейтенант Рыбас. Они-то и стали очевидцами подвига.

До Борисова самолеты шли на высоте 3000 м. Видимость была хорошая. Вскоре бомбардировщики достигли цели. По Минскому шоссе плотным потоком двигалась колонна танков и автомобилей. В стороне от шоссе около деревни Декшняны наблюдалось большое скопление вражеской техники. Шла заправка машин.

По сигналу капитана Гастелло самолеты с оглушительным ревом пикировали на вражескую колонну. Бомбы, сброшенные штурманом Бурденюком, точно ложились в цель. Второй заход - и снова меткие удары по вражеской колонне. Длинные пулеметные очереди стрелков Скоробогатого и Калинина разили мечущихся в панике фашистов. Задание было выполнено, и самолеты стали разворачиваться на обратный курс. Гитлеровцы, словно опомнившись, открыли по самолетам бешеный огонь из зенитных орудий.

Один из снарядов разорвался около самолета Гастелло. Пробил бензобак. Вспыхнул мотор. Огонь мгновенно перебросился на крылья и начал приближаться к кабине летчика. Сбить пламя было невозможно. Самолет запылал. Можно было выброситься с парашютом, но тогда - фашистский плен. Капитан Гастелло, а вместе с ним и члены его экипажа пошли на огненный таран, ценой своей жизни нанесли удар по врагу. Беспощадным смерчем бомбардировщик стремительно пронесся от хвоста до головы колонны и врезался в самую гущу вражеских машин! Экипаж шагнул в бессмертие. В вечернем выпуске Совинформбюро сообщалось: "Десятки фашистских машин и цистерн взорвались вместе с самолетом героя".

Подвиг Н.Ф. Гастелло и его экипажа широко известен в нашей стране и за рубежом. За годы войны такой маневр повторили 367 боевых экипажей, и за каждым из них - величие, сила духа воинов и глубокая вера в победу над врагом.

Материал из юбилейного буклета

музея школы N3

Горькая правда о Гастелло...

Газета "Московский комсомолец", 2001 г.

Данный текст не может претендовать на историческую достоверность!

Постараемся восстановить хронологию того дня, когда Николай Гастелло вошел в бессмертие, - 26 июня 1941 г. На четвертый день войны немецкие танки Гота и Гудериана продвигались по Белоруссии со скоростью 100 км в сутки. А уже 29 июня 3-я, 4-я, 10-я и 13-я армии Юго-Западного фронта Красной Армии были окружены.

Перед нашими войсками стояла задача хоть как-то, любой ценой остановить врага. 26 июня с аэродрома Боровское под Смоленском поднялись три советских бомбардировщика ДБ-3 "Ф". Они должны были отбомбиться в районе шоссе Радошковичи-Молодечно, где наблюдалось большое скопление немецких танков.

Пилотами этих самолетов, по донесению командования, были капитаны: Николай Гастелло, Александр Маслов и ст. лейтенант Федор Воробьев.

Жители поселка видели, как около 12.00 26 июня немецкую колонну благополучно атаковали три "сталинских сокола". Самолет ст. лейтенанта Воробьева, сбросив бомбы, развернулся и ушел к своим - за линию фронта. Два других бомбардировщика уже после выполнения боевой задачи, т.е. по дороге "домой", были подбиты немецкими зенитками.

Один из них (горящий, со шлейфом густого дыма) "ушел в неизвестном направлении". Так свидетельствуют донесения 207-го авиаполка 42-й авиадивизии и местные жители. А второй, также горящий, сделал разворот, дотянул до вражеской колонны и спикировал в самую гущу немецких танков... Федор Воробьев, который вернулся на аэродром в Брянск (т.к. наши войска отступали, то 207-й авиаполк в тот же день, 26 июня, перебазировался в Брянск), тогда же в рапорте указал; он и штурман лейтенант Рыбас видели, что бесстрашный самолет, совершивший огненный таран, вел капитан Гастелло.

"26 июня 1941 г. беспримерный героический подвиг совершил капитан Николай Гастелло, который свой подбитый самолет направил на колонну вражеских танков и цистерн. Десятки машин были уничтожены на месте от взрыва самолета отважного летчика".

(История СССР. М.: Высшая школа, 1978. Стр. 241)

"Всей стране в начале войны стал известен бессмертный подвиг летчика коммуниста Н.Ф. Гастелло. От вражеского снаряда самолет загорелся. Сбить пламя не удалось. Героический экипаж направил горящий бомбардировщик на колонну вражеских машин".

(История КПСС. М.: Политиздат, 1970. Т. 5, кн. 1,стр. 147)

Тут все совершенно ясно. И в трех соснах, то есть в трех самолетах, не заблудишься. Правда, долгое время считалось, что Гастелло - летчик-истребитель, даже марки, выпущенные в его честь, изображали отважного пилота на фоне истребителя. Почему же Героя присвоили только ему, ведь в бомбардировщике экипаж - 4 человека?! Но вернемся к тем событиям.

Один бомбардировщик успешно вернулся на свою базу и продолжал громить фашистов. (Лейтенант Рыбас впоследствии пропадет без вести, а ст. лейтенант Воробьев погибнет в ноябре 1941 г.) Командир второго, Николай Гастелло, совершил беспримерный подвиг- первым в истории войны пошел на таран и стал Героем Советского. Союза. О нем и сейчас слагаются стихи, поются песни, на его подвиге воспитывалась и воспитывается молодежь.

Тайна, покрытая мраком, долгие годы окутывала судьбу экипажа третьего советского бомбардировщика, который 26 июня вместе с Гастелло и Воробьевым улетел бомбить немецкую технику. И который вел пилот, капитан Александр Маслов, призванный в Красную Армию из подмосковной Коломны.

С ним получалось так. Самолет был подбит немецкими зенитками и загорелся в воздухе. Но у Маслова не хватило духа развернуть бомбардировщик на вражеские позиции. И повторить подвиг своего боевого товарища Николая Гастелло. Самолет Маслова "ушел в неизвестном направлении". Только в мае 42-го родственникам Маслова в Коломну, а также родственникам членов его экипажа - штурмана лейтенанта Владимира Балашова, мл. сержанта стрелка-радиста Григория Реутова и мл. сержанта воздушного стрелка Бахтураза Бейскбаева - командование 207-го авиаполка отправило извещения, что их мужья (дети) "пропали без вести".

Формулировка эта вплоть до начала 90-х годов коммунистическими властями воспринималась как предательство и измена Родине. Действительно, где гарантия, что "пропавший без вести" солдат или офицер погиб смертью храбрых, а не сдался немцам в плен? Хуже того - мог пойти в полицаи или в армию Власова...

Когда жена капитана Маслова Софья Евграфовна в 1944 г. вернулась в Коломну, ее дочку Иру отказались принять в детский сад: было много детишек, чьи папы погибли на фронте. А ее отец еще неизвестно кто - может, и враг народа. Пенсию по потере кормильца семья Маслова также не получала. Соседи рассказывают, что от Софьи Евграфовны отвернулись даже родители ее мужа. Отец Маслова, бывший в военное и послевоенное время председателем коломенского колхоза "Проводник", отказал ей в помощи. Мама и капитанская дочка жили в большой нужде.

Софья Евграфовна часто плакала и жаловалась на судьбу. Ведь ее супруг и Николай Гастелло служили в одном авиаполку, были закадычными друзьями, она сама прекрасно знала и Колю, и его супругу Аню, дружили семьями. И вот один день все перевернул. Николай Гастелло стал Героем Союза, кумиром всех мальчишек и девчонок. А ее Саша превратился в изгоя, о котором не хотели слушать ни в коломенском райвоенкомате, ни в коломенском райкоме партии. Мало ли их - пропавших без вести защитников Родины? Сотни тысяч, а может, и миллионы...

Не знала тогда еще Софья Евграфовна, какую фантастическую метаморфозу уготовила судьба 26 июня 1941 г. участникам того легендарного вылета.

В 1951 г., по случаю 10-летия подвига Николая Гастелло (белоруса по национальности), братская республика решила увековечить память своего великого земляка, поставить ему в пос. Радошковичи памятник. И перезахоронить его останки вместе с членами экипажа (штурманом Скоробогатым, воздушным стрелком Бурденюком и стрелком-радистом Калининым) в братскую могилу в сквере Радошковичей. До 1951 г. Гастелло с экипажем покоились в том самом месте, где героически погибли, останавливая колонну немецких танков - в дер. Декшняны. Тогда, в 41-м в деревне уже хозяйничали немцы, останки экипажа ночью похоронили местные жители - наспех завернув их в парашюты. (Кстати, послевоенное расследование подвига показало, что советский бомбардировщик таранил не колонну танков, а немецкую зенитную батарею: он упал в 180 метрах от дороги, где шла техника. Но это, естественно, нисколько не умаляет самого подвига).

Всю процедуру по торжественному перезахоронению праха героев должен был проделать радошковичский райвоенком подполковник Котельников. 26 июня 1951 г. при огромном скоплении народа вскрыли старую братскую могилу...

В сохранившейся планшетке пилота, которую сразу открыл райвоенком, он обнаружил... документы на имя капитана Александра Спиридоновича Маслова, А также чудом уцелевшие летные очки и расческу. Еще в могиле был найден медальон на имя стрелка-радиста Григория Реутова, члена экипажа капитана Маслова.

Мозг военкома работал четко. Получалось, что вражеские войска таранил не всенародный герой капитан Гастелло, а капитан Маслов и его экипаж. Не бомбардировщик Маслова "ушел в неизвестном направлении", как считалось до сих пор, а самолет Гастелло! Ведь ДБ-3 "Ф" ст. лейтенанта Воробьева в тот день благополучно вернулся на свой аэродром.

О найденных документах и о появившихся сомнениях подполковник Котельников на церемонии рассказывать не стал. "Отважный экипаж Гастелло" со всеми воинскими почестями торжественно перезахоронили в сквере пос. Радошковичи. А самому Николаю Гастелло открыли бронзовый памятник.

Но вечером того же дня под грифом "Секретно" подполковник отправил письмо в ЦК КП(б) Белоруссии. Видимо, он понимал, что обращение в Минобороны СССР никаких результатов не даст, там просто "похоронят" его письмо. В нарушение воинской этики Котельников о находках проинформировал ЦК: что делать? Вскоре оттуда (также под грифом "Секретно") за подписью зав. Административным отделом ЦК Перепелицына поступил ответ: обращайтесь в отдел по учету потерь Советской Армии.

Первая информация о подвиге Николая Гастелло в сводках Совинформбюро появилась 5 июля 1941 г. В те дни советские люди, как военные, так и гражданские, гибли тысячами и сотнями тысяч. Это был дефолт для Сталина и героической Красной Армии. Ведь считалось, что она "будет вести войну только на вражеской территории".

Партии и ее ленинскому Политбюро срочно требовались "маяки самопожертвования". Чтоб боец не просто погибал, а с улыбкой на устах, не просто падал, скошенный пулеметной очередью, а закрывая амбразуру своей грудью. Не просто был раздавлен немецким танком, а бросался под гусеницы со связкой гранат.

У немцев инструкция гласила: если твой танк подбит, ты должен принять меры к спасению экипажа. Наша - если танк загорелся, ты обязан превратить его в долговременную огневую точку. Только такой "массовый героизм" мог спасти отцов нации от позора и прекращал бы всякие разговоры о геноциде своего собственного народа.

Воздушный бой в районе пос. Радошковичи и беспримерный таран вражеских войск как нельзя лучше вписывались в ту сталинскую идеологию "маяков самопожертвования". Вот почему никто даже не стал разбираться - кто же на самом деле герой? Героем - и это истинная правда - была вся страна.

В коломенской квартире Эдуарда Васильевича Харитонова царит военный порядок. И все документы о подвиге его земляка Александра Маслова разложены "по полочкам". Эдуард Васильевич - майор ВВС в отставке. Делом этим вплотную занялся в 1990 году, когда стал помощником народного депутата СССР Владимира Стадника. И когда под давлением общественности Минобороны было вынуждено открыть если не все, то часть своих секретных архивов.

Я убежден, - говорит Эдуард Васильевич, - что первый огненный таран совершил капитан Маслов. А капитан Гастелло - военный преступник. В том бою он выпрыгнул с парашютом. А это ст. 262 УК РСФСР: "Оставление погибающего военного корабля". Как пилот бомбардировщика Гастелло должен был сначала выбросить с парашютами экипаж. А потом уже прыгать сам...

В Центральном военном архиве Минобороны, что в Подольске, в 1996 г. Эдуард Васильевич обнаружил список "Безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г." (серия "Б", N138). Подписан он помощником начальника отдела строевой части старшиной Боковым.

В списке значится экипаж Гастелло: сам капитан, а также Анатолий Бурденюк, Григорий Скоробогатый и Алексей Калинин. В графе "примечания" сказано, что "один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом с горящего самолета, кто - неизвестно".

Это, заметим, документ командования. А почему Эдуард Харитонов решил, что "десантировался" сам Николай Гастелло, мы поговорим позже.

Еще один момент. Какое-то время у памятника Гастелло была братская могила. Сообщалось, что здесь (т.е. там) похоронен сам Гастелло, и назывались фамилии экипажа. Только фамилии эти были - Маслов, Балашов, Реутов, Бейскбаев. Ни одной из экипажа Гастелло там не значилось!

Когда Харитонов в 1991 г. поехал в Радошковичи, эту самую братскую могилу перенесли уже в другое место (перезахоронив во второй раз!) - в еще более братскую могилу, где захоронено много советских солдат и офицеров, не имевших никакого отношения к авиации. И где вообще трудно найти какие-то "концы".

Подвигом Маслова начал заниматься еще мой отец - опытный юрист, народный следователь Коломенской райпрокуратуры, - вспоминает Харитонов. - Это к нему в 1961 г. обратилась Софья Евграфовна с просьбой помочь восстановить честное имя ее мужа...

Как в условиях глухой секретности Маслова узнала о последних минутах жизни супруга? Не могли же коммунисты ей все рассказать и попросить прощения за "причиненные неудобства"!

После того как радошковичский райвоенком получил "добро" из ЦК Белоруссии на выяснение сведений о погибшем экипаже, он навел справки о капитане Маслове. И проинформировал обо всем своего коллегу - коломенского райвоенкома полковника Гладкого.

В 52-м коломенский райвоенком встретился с Софьей Евграфовной. Та, услышав рассказ, была в шоке. Именно ее муж совершил поступок, который приписывают Николаю Гастелло! В 1952 г. она написала ходатайство в Верховный Совет СССР. В котором просила:

Восстановить ее семью в гражданских правах;

Присвоить ее мужу звание Героя Советского Союза, поскольку он (и его экипаж) совершил беспримерный подвиг, а не капитан Гастелло.

Работает комиссия, Софье Евграфовне предъявляют "вещдоки": планшетку, очки и расческу капитана Маслова, которые она тут же узнает. 22 ноября (в день рождения Александра Маслова) из Минобороны приходит официальная справка: "Считать капитана Маслова не пропавшим без вести, а погибшим при выполнении боевого задания 26.06.41 г.". А днем позже в ее коломенскую коммунальную квартиру является чекист: "Еще раз вякнешь о своем муже - пожалеешь!".

Софья Евграфовна молчала ровно 10 лет.

Когда страна широко отмечала уже 20-летие подвига Николая Гастелло, она обратилась к следователю Василию Ивановичу Харитонову. Чтобы он составил юридически грамотное прошение в Верховный Совет СССР.

Что бросалось в глаза исследователям? Например, почему Николаю Гастелло дали Героя Советского Союза, а трех членов его экипажа не наградили даже медалями "За отвагу"? Ведь погибли-то они вместе! И погибли как герои!

Вызывает вопросы сам Указ о присвоении капитану Гастелло звания Героя. Калининым он подписан 26 июля 1941 г. А представление на присвоение этого звания командир 207-го авиаполка капитан Лобанов составил... 25 июля 1941 г. Получается, что "всенародный староста" дедушка Калинин стоял за плечами капитана.

Но нет, он сидел в Кремле, а капитан вел тяжелые кровопролитные бои с фашистскими захватчиками в объятой огнем Белоруссии. Кстати, через два дня, 27 июля, 207-й авиаполк прекратит свое существование, в нем не останется ни одного самолета...

Это представление должно было добираться до Москвы минимум неделю! Да месяц лежать в канцелярии.

С чьих слов "авторство" тарана было приписано Николаю Гастелло? Крестьяне, свидетели того боя, не могли знать, кто пилотирует самолеты. Да, они видели три бомбардировщика. Видели, как один из них, отбомбившись, ушел к своим, другой, горящий, - "в неизвестном направлении", а третий, также подбитый, - совершил беспримерное пике. Но кто есть кто в экипажах, 26 июня 1941 г. они не знали и знать не могли.

В наградном листе на капитана Гастелло, в частности, говорится: "По наблюдению ст. лейтенанта Воробьева и лейтенанта Рыбаса они видели..." Но в пылу боя, под огнем зениток горящие самолеты легко перепутать - это раз. А во-вторых, вряд ли они могли что-то видеть. В военно-учетных карточках этих офицеров (кстати, основные документы на капитана Маслова 26.09.64 г. по акту N34651 в Центральном архиве МО СССР почему-то были уничтожены), которые Харитонов разыскал в архиве Минобороны, сообщается, что Рыбас и Воробьев служили в 96-м авиаполку. А Гастелло и Маслов - в 207-м. Не могли они подняться в воздух втроем! И уж не потому ли в наградном листе (от 25 июля) ссылаются на Воробьева и Рыбаса, что третий, настоящий экипаж к тому времени уже погиб?

Не исключено, что так и не установленный третий экипаж по возвращении на базу подвергся суровому допросу. Ведь два комэска погибли, а третий почему-то вернулся целым и невредимым. Может, под давлением третий экипаж вынужден был сказать, что находился в самом пекле боя. А раз так, то "и видел, и наблюдал..."?

Но абсолютно точно, бомбардировщиков было три. Авиатехник Бородин, 26 июня готовивший на аэродроме Боровское бомбардировщики к вылету, показал, что утром с аэродрома вместе вылетели Гастелло, Маслов "и кто-то еще", которого он не помнит. Эти воспоминания у Эдуарда Харитонова записаны на диктофон в 1991 г., когда он был в Радошковичах и встречался с Бородиным.

Кто и терзался над многими этими вопросами, только не жители пос. Радошковичи и дер. Декшняны. Ибо еще в июле 41-го группа крестьян пошла в лес, на Мацковские болота. В сторону того самого "неизвестного направления", куда ушел горящий советский бомбардировщик. И который, как полагали тогда, вел капитан Маслов.

Среди обломков самолета они обнаружили обгоревший труп, а в кармане гимнастерки - письмо на имя Скоробогатой: лейтенант Скоробогатый не успел отправить его своей жене. Был также найден солдатский медальон. Тщательная послевоенная экспертиза прочитала на нем инициалы: А.А.К. Он мог (и скорее всего принадлежал) стрелку-радисту Алексею Александровичу Калинину. И Скоробогатый, и Калинин - члены экипажа Гастелло.

Теперь уже совершенно очевидно, что вражескую колонну танков (точнее - зенитную батарею) таранил экипаж Александра Маслова, жителя подмосковной Коломны. А экипаж Николая Гастелло разбился в Мацковских болотах.

Редакция ни в коей мере не пытается, как говорится, бросить тень ни на Николая Францевича Гастелло, ни на членов его экипажа. Сам вылет дальнего бомбардировщика в первые дни войны без прикрытия истребителей был настоящим подвигом. Независимо от того, признавала это Родина-мать или нет. Мы считаем все три экипажа, бомбившие в тот день скопления вражеских войск в районе шоссе Радошковичи-Молодечно, героями. Вечная им память.

Но важно установить истину. А ее знают все местные жители в этих краях. Просто говорить об этом запрещено: зачем поправлять историю, менять кумиров и героев? Вот книга "Они защищали Минск". Ее Харитонову в 1991 г. подарил директор музея Гастелло в Радошковичах Михаил Косяк. Что он пишет? "На добрую память в день 50-летия героической гибели командира 3-й эскадрильи 207-го авиаполка 42-й авиадивизии капитана А.С. Маслова в районе пос. Радошковичи".

Согласитесь, слова эти принадлежат будто директору музея Маслова, а не Гастелло. Да, в запасниках музея полно фотографий Александра Маслова, которые белорусское КГБ запрещает выставлять на всеобщее обозрение. Есть человек - есть проблема, нет человека - нет проблемы.

За десятилетие неустанного поиска, проб и ошибок энтузиасту Харитонову удалось: "наградить" Маслова и его экипаж (разумеется, посмертно) орденами Отечественной войны I степени. Это произошло аж в мае 1992 г. - спустя 51 год после совершения подвига.

Начиная свой тернистый путь к истине, Эдуард Васильевич ни в коей мере не помышлял "отменить" или развенчать подвиг Николая Гастелло: слишком высок был авторитет героя. Поэтому в обращениях писал так: "В одно время и в одном месте, в одном и том же воздушном бою экипаж бомбардировщика капитана Маслова предвосхитил подвиг Николая Гастелло..." Зная, что кривит душой, что получается два подвига вместо одного. А ведь, как ни крути, один горящий бомбардировщик рухнул на Мацковские болота, а не на вражеские войска.

Но такая формулировка устраивала очень многих - и прежде всего советский генералитет. Пусть лучше будет одним героем больше - чем вообще никакого героя.

Однажды Эдуард Васильевич даже был на волоске от победы. Из Президиума ВС СССР ответили: да, дескать, Маслов и его экипаж заслуживают всяческого уважения. Но присвоить им Героев не можем за давностью лет...

Но буквально через полгода после этого вышел указ о присвоении (посмертно) звания Героя Советского Союза лейтенанту Ибаррури - сыну известной испанской писательницы Долорес Ибаррури. Почему на лейтенанта Ибаррури "давность лет" не распространилась, а на капитана Маслова - распространилась?

Двойная мораль властей, полная закрытость тематики, невозможность ее свободного обсуждения сподвигли Харитонова к тому, что он решил идти до конца. Говорить всю правду, какой бы горькой она ни казалась.

Помогла перестройка. Будучи доверенным лицом Ельцина в Коломне, он лично знал Бориса Николаевича. И уже решил, что настал час сказать всю правду о 26 июня 1941 г.

Но целых шесть лет ему понадобилось на то, чтобы на стол Ельцина в Кремле лег проект указа о присвоении звания Героев России Маслову и его экипажу. Просить поддержки ездил к тогдашнему губернатору Нижегородской области Немцову (стрелок-радист Григорий Реутов был родом из Нижегородской области). 11 часов (!) просидел в приемной, и Немцов его так и не принял! Помогли тогдашние председатель Госдумы Иван Рыбкин, депутат Госдумы Калашников и его референт Гущин, которые каким-то образом и положили на стол Б.Н. проект указа.

Ельцин, демократ Ельцин, отказался подписывать тот указ, не решился "отменять" подвиг Гастелло. Пришлось пользоваться старым советским вариантом. Что "в одно время, в одном месте и в одном воздушном бою капитан Маслов предвосхитил подвиг капитана Гастелло". Так, в 1996 г. Маслов и его боевые товарищи - Балашов, Реутов, Байскбаев - посмертно стали Героями России. А стрелок Байскбаев еще и народным героем у себя в Казахстане.

Сейчас в Коломне есть улица имени Героя России капитана Маслова. Но жители Коломны о его подвиге, конечно, ничего не знают. И о том, что он явился реальным "прототипом" Николая Гастелло, - тоже.

Мэр Коломны обещал поставить памятник своему земляку. Но пока ему нет даже бюста в аллее Героев: Коломна - единственный город в России, где всем Героям-землякам установлены бронзовые скульптуры. Жена Маслова умерла в 1985 г., так и не дождавшись полной реабилитации мужа. А его дочь Ира (ей уже за 60) живет в Белоруссии, она и получала за отца Звезду Героя.

Въедливый и скрупулезный Харитонов не бросает своего расследования. Пытается проследить судьбу капитана Гастелло. Помните, мы говорили про парашютиста, который выпрыгнул из горящего самолета Гастелло? Кто им был: Калинин, Скоробогатый, Бурденюк или... сам Гастелло? Вот что рассказывает один из жителей деревни Мацки, которому в 1941 г. было 15 лет, и эта трагедия происходила на его глазах. Его фамилия, к сожалению, неизвестна, хотя сам рассказ записан на кинопленку:

Я видел, как с левого крыла горящего бомбардировщика выпрыгнул парашютист. Он приземлился метрах в 300 от меня. И к нему на машине поехали немецкие солдаты. В деревню уже вошли немцы. Наш парашютист вскочил на ноги, но немцы дали автоматную очередь, и он снова упал. Но его не убили, а ранили. К машине он шел, немцы придерживали его за обе руки...

Заместитель командующего ВВС СССР генерал-полковник Решетников, начинавший войну младшим лейтенантом на бомбардировщиках типа ДБ-3 "Ф", вспоминает:

У меня был случай, когда мой самолет подбили в воздухе, и он загорелся. Сначала я дождался, когда с парашютами выпрыгнут члены экипажа - нужно держать самолет на максимальной высоте. А потом уже катапультировался и сам. Стрелок-радист прыгает из верхнего люка, штурман - из нижнего. С крыла может прыгнуть только пилот...

Словом, велика вероятность, что Николай Гастелло попал в плен к немцам. Харитонов сделал запрос в посольство Германии. Просит ответить, кто из советских летчиков попал в плен 26 июня 1941 г. в районе поселка Радошковичи. Ответа пока не получил. Да и будет ли он? Известно, что пленных советских летчиков немцы расстреливали практически на месте...

Владимир ЧУПРИН, г. Коломна.

Минобороны РФ рассекретило доказательства "огненного" подвига Гастелло

Телеканал "Звезда", 10.10.2015. www.tvzvezda.ru

Очередной хрестоматийный подвиг времен Великой Отечественной войны - огненный таран Николая Гастелло - приходится доказывать вновь. Некоторые ставят под сомнение все, что доносилось из громкоговорителей «от Советского информбюро», о чем писали школьные учебники. Чтобы развеять последние сомнения, Минобороны РФ обнародовало уникальные документы.

Еще в начале 1990-х годов некоторые эксперты пытались присудить подвиг летчика Николая Гастелло другому человеку, а то и вовсе превратить его трагическую историю в «очередной миф» советской пропаганды. Возможно, документы из Центрального архива Министерства обороны наконец прекратят пересуды. В частности, ходатайство командира о присвоении Гастелло звания Героя Советского Союза и свидетельства очевидцев огненного тарана.

В четвертый день Великой Отечественной войны вражеские колонны выдвинулись в сторону Минска. Боевой вылет в район деревни Радошковичи совершило звено под командованием капитана Николая Гастелло. Летчики работали без прикрытия с земли или воздуха. Вернуться живым из этого боя опытному пилоту Николаю Гастелло не удалось: в его самолет попал снаряд. Летчик развернул охваченное огнем воздушное судно и направил его прямо в колонну вражеских танков. Старший лейтенант Федор Воробьев и лейтенант Анатолий Рыбас написали рапорты в штаб об увиденном подвиге. Из сводок штаба эта информация попадет в Советское информбюро.

Слава о подвиге летчика Гастелло разлетелась мгновенно. А уже через месяц газета «Правда» опубликовала указ Президиума Верховного Совета о присвоении летчику звания Героя Советского Союза. В 1951 году было принято решение перезахоронить останки экипажа Николая Гастелло. Но при эксгумации нашли вещи другого экипажа, капитаном которого был Александр Маслов. Это и породило разговоры о том, что героический подвиг совершил якобы не Гастелло.

Судьбы Гастелло и Маслова постоянно пересекались удивительным образом. Два близких друга-летчика погибли в один день при выполнении одного и того же боевого задания с разницей в несколько часов. Даже в книгу о безвозвратных потерях имена экипажей Гастелло и Маслова вписали рядом.

Историки уверены, эти совпадения неслучайны. В тот роковой день огненный таран совершили оба летчика. Тем, кому этих доказательств недостаточно, внук Гастелло готов раскрыть семейную тайну. В советское время трижды собирались комиссии, которые должны были установить истину в этой истории. Они сверяли документы из архивов и рассказы очевидцев, проводили дополнительные проверки, но каждый раз единогласно решали, что капитан Гастелло действительно совершил огненный таран и звания Героя Советского Союза достоин по праву.

© 2024 aytodor.ru -- Портал для автомобилистов