Поколение Y: Трудоустройство по специальности. Почему каждый четвертый выпускник российского вуза не трудоустроен Студенты работают не по специальности

Главная / Техосмотр

В 2016 году Группа компаний АКИГ провела исследование молодежного рынка труда, в котором приняло участие более 40 крупнейших компаний, 35 ведущих вузов и 600 молодых талантов из 47 регионов России. В предыдущей публикации () рассматривалась общая ситуация на молодежном рынке труда.

Одной из важнейших характеристик рынка является возможность профильного трудоустройства молодых талантов. Для государства процент трудоустроенных по специальности отражает эффективность расходов на систему образования, для вузов - востребованность знаний и навыков выпускников, для работодателей - актуальность их предложения для молодежи и дополнительные резервы рынка.

Как показало исследование, доля трудоустроенных по специальности заметно растет с возрастом ориентировочно до 24 лет (средний возраст выпускников магистратуры). Доля неработающих среди молодежи, напротив, пропорционально снижается. Количество работающих не по специальности в среднем постоянно для всех возрастных категорий.

«В первые два года студенты, которые могут себе позволить не посещать занятия и хотят в первую очередь заработать деньги, устраиваются на работу не по специальности из-за отсутствия какого-либо опыта и знаний. Однако с 3-го курса работодатели начинают активно привлекать их на работу и стажировки, что существенно увеличивает долю профильного трудоустройства. Помимо этого, на возможность найти работу сильно влияет устройство самого учебного процесса: неоптимальность графика учебных занятий и низкая лояльность к пропускам могут серьезно помешать устроиться на квалифицированную работу», - объясняет Алексей Семянников, эксперт Методолого-аналитического центра Практики управления изменениями ГК АКИГ.

Среди работающих студентов с гуманитарным и естественно-научным профилем образования большинство трудоустроено по специальности. Иначе складывается ситуация для молодежи с инженерно-техническим профилем - количество работающих не по специальности преобладает. При этом, по отзывам представителей учебных заведений, практически все студенты ведущих вузов инженерно-технического профиля к моменту окончания обучения успешно трудоустраиваются по специальности. Работодатели «разбирают» их по результатам практических работ и стажировок, начиная с 3-го курса.

«Выпускники ведущих технических вузов пользуются высоким спросом не только в профильных отраслях, но и в IT-секторе, инвестиционном банкинге, бизнес-аналитике и других. Выпускникам вузов, не занимающих топовые позиции, соответствующие отрасли предлагают ограниченное количество вакансий, а также невысокие зарплаты, что также заставляет их искать возможности для самореализации в других сферах. Именно поэтому среди студентов и выпускников инженерно-технического профиля доля работающих по специальности самая низкая», - комментирует Татьяна Павилова, руководитель проектов практики «Государственный сектор» и Практики управления изменениями ГК АКИГ.

Респонденты с медицинским профилем рассматривают работу исключительно по специальности. Это объясняется не только возможностями трудоустройства (дефицитом кадров в отрасли), но и спецификой профессии (важность осознанного выбора).

Анализ открытых ответов студентов говорит о высокой мотивации работать именно по специальности, но существует множество препятствий на пути к этой цели:

  • «К молодым специалистам относятся настороженно. Боятся брать без опыта работы»;
  • «Т. к. я получаю степень магистра, мне необходим гибкий график, что негативно влияет на возможность трудоустройства»;
  • «Работа близкая к специальности есть, но условия очень плохие. Заработная плата крайне мала».

53% студентов высших и средних специальных учебных заведений планируют работать по специальности, 27% затруднились ответить на данный вопрос, а 20% респондентов осознали, что их не привлекает выбранная профессия.


Планы студентов вузов и учащихся ссузов относительно трудоустройства по специальности практически индентичны - 52% студентов вузов и 53% учащихся ссузов планируют работать по специальности.


Ожидаемо, что среди респондентов, поступивших в вуз под давлением родственников, лишь 20% планируют работать по специальности, в то время как среди студентов вузов, самостоятельно принимавших решение о поступлении, наблюдается противоположная картина - 62%.


Больше половины студентов, планирующих в дальнейшем работать по специальности, уделяют основную часть своего времени обучению (51%). Среди студентов, не собирающихся работать по профессии, - самый высокий процент предающихся безделью и отсиживанию времени в ожидании окончании обучения (24%).


Среди студентов вузов не сложилось единого мнения относительно того, как высшее образование способно повлиять на построение успешной карьеры. При этом прослеживается четкая корреляция: студенты, желающие впоследствии работать по специальности, склонны допускать, что наличие высшего образования помогает взойти на карьерный олимп, и, наоборот, студенты, у которых отсутствует мотивация развиваться в профессии, полученной в вузе, склонны думать, что высшее образование, скорее, не оказывает существенного влияния на построение успешной карьеры.


В среднем учащиеся и выпускники ссузов оценивают знания, полученные в учебном заведении, выше студентов вузов.


Среди выпускников вузов только 30% российских специалистов работают по специальности, которую они получили в учебном заведении. Профессиональная деятельность 40% отечественных работников никак не связана с полученным образованием, а 23% трудоустроены в смежной сфере.


33% специалистов с высшим образованием работают по полученной специальности, среди специалистов со средним специальным образованием данный показатель равен 20%.


При этом по специальности работают 37% специалистов, принимавших решение о поступлении в вуз самостоятельно, и всего лишь 19% респондентов, поступавших в вуз под давлением родственников.


Доля респондентов, удовлетворенных своей нынешней работой, напрямую зависит от того, соответствует ли их образование занимаемой должности: своей работой довольны 50% участников опроса, работающих по специальности, и всего 35% респондентов, выполняющих работу, не связанную с профессией, полученной в вузе.


Желание открыть собственный бизнес практически не зависит от соответствия полученного образования занимаемой должности.


Среди выпускников, работающих по специальности, наблюдается самый высокий процент респондентов, отдававших большую часть своего времени пребывания в вузе именно обучению (65%).


Диплом о высшем образовании стал необходимым фактором при трудоустройстве 72% специалистов, работающих по специальности. Респондентам, трудоустроенным не по специальности, диплом требовался гораздо реже (40%).


Знания, полученные в учебном заведении, пригодились всего лишь 18% работников, трудоустроившихся не по специальности, в то время как среди специалистов, работающих по профессии, данный показатель существенно выше (51%).


Всего лишь каждый четвертый молодой специалист работает по специальности. Среди респондентов старше 45 лет этот показатель выше (37%).


Специалисты с профильным образованием чаще всего работают в таких сферах, как «Юриспруденция» (81%), «Медицина, фармацевтика» (65%), «Добыча сырья» (55%) и «Бухгалтерия, управленческий учет, финансы предприятия» (55%).


По специальности чаще всего работают выпускники Тюменской области (45%) и Иркутской области (44%).


Наибольшей долей трудоустроенных по специальности работников выделяются - ХМАО-Югра (53%), Кемеровская область (45%) и Приморский край (43%).


Работаете ли вы по специальности?

Регион обучения Да, % Работаю по смежной специальности, % Нет, моя работа не связана с полученным образованием, % Затрудняюсь ответить, %
Тюменская область 45 18 30 7
Иркутская область 44 21 26 9
Курская область 40 20 39 1
Удмуртская республика 39 21 36 4
Кемеровская область 38 22 33 8
Чувашская республика 38 30 26 6
Томская область 37 21 32 9
Приморский край 36 33 25 6
Оренбургская область 36 20 36 8
Омская область 36 26 32 6
Красноярский край 36 14 47 3
Волгоградская область 35 20 40 5
Ростовская область 35 22 39 4
Ставропольский край 34 21 37 8
Пермский край 33 21 44 3
Ивановская область 33 19 41 7
Челябинская область 32 24 38 6
Саратовская область 32 24 37 8
Ульяновская область 32 14 51 3
Воронежская область 31 17 45 7
Белгородская область 31 28 34 7
Краснодарский край 31 23 40 6
Москва 31 24 39 7
Кировская область 31 29 34 7
Республика Татарстан 30 27 38 6
Алтайский край 30 21 46 4
Хабаровский край 29 16 50 4
Республика Башкортостан 29 22 38 10
Новосибирская область 29 23 41 7
Нижегородская область 29 25 41 6
Свердловская область 28 24 42 5
Санкт-Петербург 28 23 43 6
Остальные регионы 28 21 45 6
Вологодская область 28 29 36 7
Тверская область 27 20 51 2
Ярославская область 27 22 44 7
Тульская область 26 26 42 6
Смоленская область 26 20 46 7
Липецкая область 25 25 46 4
Самарская область 24 29 36 10
Брянская область 24 30 41 6
Московская область 19 27 51 3
Рязанская область 19 37 37 8
Пензенская область 16 25 53 6
Владимирская область 15 32 47 7

Высшее и среднее профессиональное образование сейчас переживает нелегкие времена. По данным ВНИИ Труда Минтруда России, в среднем 30 процентов выпускников в России работают не по профессии. Среди молодых выпускников техникумов и колледжей это количество составляет 40 процентов.

Во многом это происходит из-за того, что у выпускников школы нет полной информации о том, какие профессии будут наиболее востребованы на рынке труда к моменту завершения ими учебы. Их предпочтения при выборе специальности формируются в отрыве от реальности, и зачастую выбор происходит скорее на интуитивном уровне. Высшее образование в данном случае воспринимается как продолжение школы, как способ получения еще одного аттестата об образовании.

Задача бизнеса сегодня популяризация образования, формирование четкой картины рынка труда в глазах юношей и девушек, поступающих в вузы и ссузы. Только четкая картина даст главное: заинтересованность абитуриентов в выборе востребованных специальностей.

В свою очередь одной из основных задач образовательных учреждений является такая подготовка специалистов, при которой молодой человек, получивший образование в профильной сфере, мог бы получить работу и применить свои знания на предприятиях.

В среднем 30% выпускников в России работают не по профессии

Показатель вхождения молодежи на рынок труда - это успешный переход из состояния "учеба" к состоянию "работа". Именно он говорит об эффективности личных и государственных инвестиций в образование, соответствии рынка образовательных услуг потребностям рынка труда.

Одним из дополнительных способов улучшить показатель вхождения молодежи на рынок труда видится выстраивание комплексной системы подготовки в вузах с привлечением в качестве преподавателей сотрудников компаний.

В этом случае молодой специалист будет получать подготовку для решения конкретных задач, а также существенно легче адаптироваться после трудоустройства. Программы должны включать в себя обязательную производственную практику: в ходе нее студент приобретает необходимые навыки, разбираясь с задачами, которые ему придется решать на рабочем месте.

Сегодня IT-компании Мордовии уверенно выходят на межрегиональный, федеральный и международный уровни. Они разрабатывают и внедряют эксклюзивные программные продукты, создают новые рабочие места.

Компания Bytex уже сейчас предлагает такие программы для встраивания их в учебный план образовательных заведений или использования в качестве факультативных. С крупными вузами республики были подписаны соглашения о взаимодействии в области подготовки специалистов в сфере IT. После окончания программы студенты приходят на практику в компанию, и большинство из них трудоустраиваются.

МОСКВА, 13 авг - РИА Новости. Новое исследование Федеральной службы государственной статистики (Росстат) выявило, что почти 60% россиян работает не по специальности. Об этом рассказал замглавы Росстата Константин Лайкам "Российской газете" , опубликованной в понедельник.

В интервью газете Лайкам рассказал об обследовании самочувствия россиян на рынке труда, которое впервые проводилось Росстатом.

"Узнали немало. Например, у нас никогда не было информации о том, насколько люди удовлетворены своей работой. Так вот, более всего россиян устраивает режим работы. 75 процентов респондентов им вполне довольны. Следом идут: выполняемые обязанности (68%), расстояние до работы, условия труда (64%), моральное удовлетворенность, надежность работы и профессиональное удовлетворение (примерно по 55%)", - сказал Лайкам.

По его словам, главное недовольство у россиян вызывает зарплата. Ей доволен лишь каждый четвертый. Также исследование выявило прямую зависимость зарплаты от уровня образования. "Чем выше уровень образования, тем больше у человека и профессиональная, и моральная удовлетворенность, тем больше он доволен зарплатой", - заявил в интервью эксперт.

Лайкам отметил, что 87% трудоспособного населения (в городе чуть больше, в селе меньше) имеют профессию, подтвержденную дипломом или другим документом. Вместе с тем почти 60% россиян работают не по специальности.

"Чем ниже уровень образования, тем больше людей работает не по специальности. Провальные группы - имеющие основное общее (8-9 классов) и среднее общее образование. Там огромное несоответствие работы и специальности - 72% и 67% соответственно. В этих же группах самый низкий уровень переподготовки, переобучения", - приводит издание слова чиновника.

Результаты обследования позволили выявить также серьезный разрыв между формальным и неформальным сектором экономики. В первом - полное соответствие работы и специальности - 45%, во втором - только 27%, причем хуже всего дела у тех, кто занят семейным делом. Там полученная профессия пригодилась только 12%.

"Важно, что мы эту проблему высветили и измерили. Кстати, у женщин чаще (42%), чем у мужчин (38%) работа полностью соответствует полученной специальности. Однако мужчины, если их работа не соответствует специальности, чаще готовы переучиваться", - добавил представитель службы.

В 2011 году было принято решение о том, что Росстат с 2016 года будет каждые пять лет проводить сплошное обследование выпускников профессиональных учебных заведений на предмет их трудоустройства. Пилотные исследования показывают, что 80% выпускников трудоустраиваются в первый год после окончания учебы, 9% не могут найти работу совсем, а 33% не могут устроиться по специальности.

Востребованы ли специальности выпускников МГТУ им. Н.Э. Баумана? Работают ли выпускники по специальности? Сколько они зарабатывают? Какие факторы влияют на их доход? — вот те вопросы, найти ответы на которые было смыслом начатого нами исследования. И начали мы с факультета радиоэлектроники и лазерной техники.

Цель исследования не обрадовать или расстроить кого-то, не унизить инженерную деятельность или наоборот возвысить, цель — как можно лучше отобразить реальность, дать реальную информацию как студентам, так и уже выпускникам, участвовавшим в опросе, чтобы они могли адекватно реагировать, планировать, расставлять приоритеты. И данные получились, на мой взгляд, очень занимательные.

Изначально материал был для журнала «Инженер» и посмотреть его электронную версию можно но все уместить на одну полосу не удалось, поэтому более развернутую версию смотрите ниже.


С помощью ВК было опрошено более 500 выпускников факультета радиоэлектроники и лазерной техники МГТУ им. Н.Э. Баумана, добиться таких результатов получилось только благодаря нашей настойчивости. Хотя большинство с удовольствием поучаствовали в опросе: многие излагали свои мысли и пожелания, выказывали заинтересованность в результатах. Благодарю вас, очень надеюсь, что результаты Вам будут полезны.

Изначально опрашивались выпуски с 2005 по 2014 года, но так как с 2005 по 2008 год люди отвечали с меньшей охотой и не набралось необходимого процента опрошенных (процента от всего выпуска), то эти данные не учитывались. В целом их картина по доходам не сильно отличалась от выпусков 2009-2010, но повторюсь, недостаточно было опрошенных, чтобы можно было говорить об этом уверено.

Первый вопрос — какие специальности факультета РЛ востребованы? И востребованы ли они вообще? Работают ли выпускники по специальности?

Напомню, что на РЛ есть 3 выпускающие кафедры:
РЛ-1 — Радиоэлектронные системы и устройства
РЛ-2 — Лазерные и оптико-электронные системы
РЛ-6 — Технологии приборостроения

Начну с того, что инженерами работает большинство (60%) на всех кафедрах:


Но не обязательно они работают по своей специальности, процентное отношение работающих по специальности (к общему кол-ву опрошенных выпускников) по кафедрам:

Однако, это все ещё очень общая картинка, ниже представлен график, демонстрирующий изменение процента работающих по специальности (по отношению к общему кол-ву выпускников) в зависимости от года выпуска. Цвет на графике: РЛ-1 , РЛ-2 , РЛ-6 .

Видно, что самая востребованная специальность — это специальность кафедры РЛ-1, выпускники РЛ-6 значительно меньше работают по специальности, а вот специальность кафедры РЛ-2 становится все более востребованной у ребят. Да, на последнем графике использовались данные опроса выпускников 2006-2008 годов, чтобы увеличить временной диапазон и, повторюсь, смотреть на них надо с большим сомнением. Однако, даже с 2009 года процент выпускников РЛ-2, работающий по специальности, растет. Также многие с РЛ-2 работают по специальности РЛ-1, но они здесь не учитывались.

И ещё один нюанс — в данном случае учитывается и то, что человек мог уйти с инженерной должности на руководящую, но при этом все равно остаться внутри специальности. Как раз поэтому строить такой же график для того, чтобы также посмотреть процент работающих инженерами — бессмысленно: у более старых выпусков он будет закономерно ниже, т.к. люди растут по должности до руководителей.

Второй вопрос — А сколько зарабатывает выпускник?

Сначала посмотрим без оглядки на специальность:


Хорошо видны распределения, их средние и дисперсия. В первые два года после выпуска средний доход — около 60 т.р., а разброс у выпускников очень маленький, дальше средний доход растет, но и разброс увеличивается. А когда проходит ещё больше времени, прослеживается все большее и большее разделение: у кого-то сверхвысокие доходы, у кого-то ниже среднего. Об этом была написана целая . Надо упомянуть, что здесь учитываются и те, кто не работают полноценно: учатся (второе образование) или сидят с ребенком (очень многие писали как профессию — мама:) Доходы таких людей небольшие — это либо стипендия\грант, либо подработка, работа на долю ставки. И был всего один человек, который не работал, потому что не мог найти работу — к сожалению, он не указал e-mail, чтобы можно было выяснить причину.

Примечание: Доходы выпускников представлены до вычета налога

Теперь самый интересный вопрос — а что влияет на доходы выпускника?

И тут, действительно, очень много интересного. Взяв все параметры, которые были получены из опроса, мы построили многомерную регрессионную модель. Доля разброса зависимой переменной (доход) объяснялась моделью на 43% (R-squared = 43%), поэтому много факторов оказалось за гранью, но тем не менее интересно посмотреть на результаты.

Ниже в форме некоторого теста можно оценить какой в среднем ожидать доход при определенных условиях (все это составлено на основе коэффициентов регрессионой модели).

Итак, представим, что изначально нас ожидает доход равный 130,137 ₽.

1. Если мы окончили РЛ-1, то изменений не будет. Если РЛ-2, то из этого дохода следует вычесть 1,645 ₽, а если РЛ-6 — вычесть 9,850 ₽.
2. Если мы работаем в консалтинге следует вычесть 50,981 ₽, если в финансах — вычесть 45,358 ₽, если в продажах — вычесть 31,106 ₽. Если мы работаем инженером — вычесть 64,122 ₽, если продакт\проджект менеджером — вычесть 46,405 ₽, если руководителем — оставляем так. Если что-то другое (художник, дизайнер, охотник, модельер, бухгалтер — очень много уникальных примеров при опросе было, поэтому все обобщено) — стоит вычесть 74,596 ₽.
3. Если мы работаем в большой компании, то сумму не меняем, а вот если в маленькой — придется вычесть 2,926 ₽. Если же мы работаем на себя: как фрилансер или у нас свой бизнес — прибавляем 22,941 ₽.
4. Если мы только 1-2 года как выпустились — то смело вычитаем 31 703 ₽, если прошло уже 3-4 года после выпуска — вычитаем 6,545 ₽. И ничего не меняем, если прошло больше 5 лет.
5. Для парней — неплохая прибавка в 19,862 ₽ (надо прибавить), девушки ничего не меняют. (Напомню, многие девушки работают на фрилансе, сидя с ребенком)
6. Те, у кого средний балл за время обучения больше 4,3, получают ещё плюс 7,099 ₽ (надо прибавить), а если нет — то без изменений.
7. Второе высшее образование тоже дает неплохой бонус в 9,129 ₽ (надо прибавить), а если нет — то без изменений.
8. Если вы работали во время обучения, то Вас ждет не очень то и большое преимущество перед другими в виде 1,665 ₽ (надо прибавить), а если нет — то без изменений.
9. Если при трудоустройстве Вас взяли за ваши навыки, вы прошли отбор (будь это череда собеседований, либо рекрутинг со стороны компании), а не устроились «по блату», то Ваш доход вырастет на 18,540 ₽. А если все-таки устроились по знакомству, — то без изменений.

Например: вы — парень, окончили РЛ-1 3 года назад с красным дипломом, работаете инженером и устроились сами, работаете в большой компании, при этом вы не работали во время обучения и у вас нет второго высшего, то ваш ожидаемый доход будет — 104,971 ₽ (130,137 — 64,122 — 6,545 + 19,862 + 7,099 + 18,540).

Но это ладно, значительно интереснее просто ощутить влияние этих факторов, меня удивило три вещи:

Во-первых, это разрушение стереотипа о предприимчивых людях, которые плохо учатся, но зато потом выстреливают. Высокая работоспособность во время обучения, как оказалось, значительно влияет на будущий успех, особенно среди работающих инженерами, что логично, т.к. образование инженерное. Подробнее об этом можно прочитать в .

Во-вторых, рушится ещё один стереотип — «устроился по блату на большую зарплату», на самом деле картина совершенно другая: рынок жестко оценивает людей и те, кто поленился устраиваться сам, польстился на предложение трудоустройства через знакомых — получает ниже. Бизнес\Рынок не готов платить за лень.

Причем в модели все коэффициента посчитаны при взаимном влиянии друг друга, но если взять просто среднюю зарплату того, кто устроился по знакомству (66 т.р.) и через отбор (105 т.р.) — то разница ещё больше. Но надо понимать, что это среднее и все остальные параметры не учитываются.

В-третьих, очень интересно то, что работа во время обучения не дает столь большого преимущества, как может показаться. На мой взгляд, логика тут такая — у нас есть ограниченный запас сил и времени и потратить мы его можем либо на обучение, либо на работу. Хорошо, если работа была по специальности, но даже так — это не дает большого выигрыша в будущем. Рядовые выпускники быстро нагоняют тех, кто кроме учебы ещё и работал, т.к. базовые, фундаментальные знания усвоены, а наложить на это какие-то новые практические навыки и знания, обучиться чему-то — уже проще.

На этом все. Периодически будут появлятся опросы других специальностей и ВУЗ-ов. Если что-то на ваш взгляд можно сделать лучше — пишите в комментариях.

Чтобы следить за этим исследованием можно подписаться .

P.S. Напоследок хотелось бы показать ещё две диаграммы, которые, безусловно, радуют:

© 2024 aytodor.ru -- Портал для автомобилистов