Общая психология понятия личность презентация. Проблема развития личности

Главная / Страховка

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЛИЧНОСТЬ. Структура и сущностные характеристики. Елисеева Марианна Николаевна учитель МХК ГБОУ школы № 460 г. Москвы

Что такое личность: Личность - человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. «Атлас по психологии» Личность - деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. А.Г.Ковалев Личность - это динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, определяющее его уникальное поведение и мышление. Г.Олпорт Личность - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо. В.А.Крутецкий

«Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» . А.Г.Асмолов ЧЕЛОВЕК ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕК ИНДИВИД ЛИЧНОСТЬ

Человек - это прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Человек как биологический вид характеризуется особой телесной организацией, существенными признаками которой являются: прямохождение высокоразвитый мозг наличие рук, приспособленных к труду

наделен сознанием способен трудиться обладает речью ЧЕЛОВЕК как биологическое существо: познает окружающий мир активно изменяет, преобразовывает мир

ЧЕЛОВЕК как общественное существо: самосознание сознание как общественный продукт общественная жизнь и труд соотнесение своих желаний с внешними обстоятельствами

Личностью не рождаются, личностью становятся

Психологические характеристики личности: Устойчивость свойств личности: при всей пластичности, изменчивости психических проявлений личности отчетливо выступает относительное постоянство ее склада. Активность личности: выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание). Единство личности: тесная связь и взаимозависимость психических процессов и психических свойств личности.

Личность - очень сложное целое 1. Направленность личности - система ее отношений к окружающему миру: мотивы(причины) поведения личности, потребности, чувства, интересы. 2. Возможности личности - психологические предпосылки успешности ее деятельности (способности). 3. Стиль, психологические особенности поведения личности - темперамент и характер. С Т О Р О Н Ы

Процесс становления личности осуществляется в многообразных социальных отношениях, в которые он включается своей духовностью: - отношения, складывающиеся в процессе производства и потребления материальных благ; - политические отношения; - идеологические отношения

психология педагогика социология Личность как продукт общественного развития, изучается философия медицина этика

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ № теория основатель особенности 1. Классический психоанализ Зигмунд Фрейд Модель личности строится на поляризации двух начал - бессознательных величин и норм, правил, законов общества. 2. Аналитическая теория Карл Густав Юнг Структура личности как индивидуальное своеобразие, соотношение отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного 3. Гуманистическая Карл Рэнсом Роджерс, Абрахам Маслоу Анализ двух состояний -«я» реальный и «я» идеальный. Изучение человеческого в человеке. 4. Когнитивная Джордж Келли Главная функция человеческой психики - исследование реальности в целях прогнозирования будущего и контроля за поведением. 5. Деятельностная С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская Личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. 6. Развитие личности Р.С.Немов, В.А. Мудрик, А.Г.Асмолов Факторы, влияющие на развитие личности. Процесс социализации в становлении личности.

З.Фрейд создал первую развернутую теорию личности, основанную на двух предпосылках. Генетическая предпосылка раскрывает роль переживаний раннего детства в формировании взрослой личности. Именно в этом возрасте закладывается основной фундамент личности. Вторая предпосылка состоит в допущении, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо). Решающую роль в формировании личности он придавал первым пяти годам. В последующие периоды развития динамика более или менее стабилизируется. В подростковом возрасте динамика вновь усиливается, а затем – по мере перехода к взрослости - спадает. Фрейд, Зигмунд (1856.05.06 – 1939.09.23) – австрийский психолог, психиатр и невропатолог, основоположник психоанализа.

К.Г. Юнг рассматривает личность как чрезвычайно сложную структуру, в которую входит огромное число возможных архетипов и комплексов, отношения между которыми сложны и запутаны. В качестве движущей силы развития личности К.Г. Юнг называет психическую (жизненную) энергию организма как биологической системы, которая, как и вся витальная энергия, возникает из метаболических телесных процессов. Психическая энергия рассматривается им как гипотетический конструкт, который нельзя измерить или увидеть. Она проявляется в форме актуальных (желание, воля, чувство, стремление) или потенциальных (склонность, тенденция, установка, предрасположенность) сил. Карл Густав Юнг (26.07.1875 - 6.06.1961) - швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии

Фундаментальным компонентом структуры личности считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. «Индивидуум имеет в себе способность понять факторы своей жизни, которые приносят ему несчастья и боль, и реорганизовать себя таким образом, чтобы преодолеть эти факторы» . Позиция ученого: Когда я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям, они заботятся сами о себе. Когда я удерживаюсь от того, чтобы приказывать людям, они сами ведут себя правильно. Если я удерживаюсь от проповедования людям, они сами улучшают себя. Если я ничего не навязываю людям, они становятся собой. Лао Дзы Карл Рэнсом Роджерс (Rogers, Carl, 1902-1987) - американский психолог и педагог.

Согласно А.Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеческой потребностью. Правда, для того чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней как в основании, и рушится без этого основания. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения базовой низшей природы. А́брахам Масло́у (Авраам Масло́в) 1 апреля 1908, Нью-Йорк - 8 июня 1970) - видный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

ПИРАМИДА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ

Когнитивная психология строится на положении о решающей роли знания, когнитивных структур и схем в протекании психических процессов и поведении человека. В концепции Келли подчеркивается характер восприятия человеком действующих на него стимулов, пути истолкования и преобразования этих стимулов в отношении к уже существующим структурам и особенностям поведения индивида, связанным с такими интерпретациями и трансформациями. Дж. Келли попытался исследовать как формальные, так и содержательные характеристики познания. Ядро личности представлено системой конструктов. Понятие личностного конструкта (как средство логической организации опыта) вводится самим Келли. Джордж Александр Келли (George Alexander Kelly) (28 апреля, 1905 - 6 марта, 1967) - американский психолог, автор теории личностных конструктов.

Абульханова-Славская Ксения Александровна (29.06.1932) - психолог и философ; кандидат педагогических наук (по психологии), доктор философских наук, профессор. «Жизнь могуча, бесконечно разнообразна и чревата всем добрым и злым. И у человека, в конечном счете, одно дело в жизни: самому вносить в нее, сколько только может он, красоты и добра». С.Л.Рубинштейн Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 - 1960) - выдающийся психолог и философ - открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии. В XX столетии именно он стал основоположником наиболее глубоко разработанной философско-психологической теории деятельности.

СТРУКТУРА личности (по С.Л.Рубинштейну): НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ ИНДИВИДУАЛЬНО- ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрении. Проявляются в темпераменте, характере, способностях Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.

Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок. Л.Н.Толстой Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста. Альберт Эйнштейн













Понятие личности в психологии Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества или группы, осознающий своё отношение к окружающим его людям и социальной действительности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.








Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.






Краткое название структуры К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и социального Подструктура направленности Убеждение, мировоззрение, личностные смыслы, интересы Социальный уровень(биологического почти нет) Подструктура опытаУмения, знания, навыки, привычки Соц.-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического) Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального) Подструктура биологических, конституциональных свойств. Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень




Индивидуально- психологическая сторона личности Психические процессы - обеспечивают первичное отражение и осознание воздействий окружающей среды Психические свойства - наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивают определенный тип поведения Психические состояния - временное своеобразие психической деятельности, определяемое содержанием деятельности и отношением человека к ней Психические образования - знания, умения, навыки, которые приобретаются и формируются человеком в процессе жизни и деятельности.








Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) древнегреческий врач, автор учения о четырех типах темперамента, основанного на представлении о соотношении в теле человека четырех соков (крови, слизи, желтой и черной желчи). Дал основанное на гуморальном принципе описание эмоциональных проявлений.





Темперамент (от латинского temperamentum – надлежащее соотношение частей), особенности психики, объясняющие образ действий человека в той или иной ситуации. Отражает динамическую, а не содержательную сторону психической деятельности. Выделяются две ведущие характеристики: Активность, в которой человек взаимодействует с окружающим миром. Она проявляется в темпе, быстроте, интенсивности действий; Эмоциональность, которая выражается в чувствительности, импульсивности и впечатлительности. Понятие темперамента содержание




Четыре темперамента символизируют четыре элемента: Холерический - огонь: тёплый и сухой, быстрый и сильный Холерический - огонь: тёплый и сухой, быстрый и сильный Сангвинический - воздух: тёплый и влажный, быстрый и слабый Сангвинический - воздух: тёплый и влажный, быстрый и слабый Флегматический - вода: холодный и влажный, медленный и слабый Флегматический - вода: холодный и влажный, медленный и слабый Меланхолический - земля: холодный и сухой, медленный и сильный Меланхолический - земля: холодный и сухой, медленный и сильный




Темперамент и свойства нервной системы Определенные устойчивые сочетания свойств нервной системы образуют типы высшей нервной деятельности, или сокращенно – типы ВНД. Темперамент, по мнению И.П.Павлова – психическое проявление общего типа нервной системы, а типы ВНД могут быть соотнесены с классификацией темпераментов: содержание


Физиологическую основу темперамента составляют свойства нервной системы: 1. Сила (способность выдерживать большие нагрузки); 2. Уравновешенность (соотношение процессов возбуждения и торможения); 3. Подвижность (способность нервных процессов быстро сменять друг друга).





САНГВИНИК Беззаботный Легкомысленный Живой Активный Общительный Отзывчивый Разговорчивый Быстрый Трудоголик Болтун Красноречивый Поверхностный Чуткий Болтливый Дружелюбный Легко приспо- сабливающийся Яркий Нетерпеливый Безответствен- ный Ненадежный Непостоянный Гибкий Щедрый Легкий Счастливый ХОЛЕРИК Импульсивный Неугомонный Вспыльчивый Активный Легковозбудимый Пышущий здоровьем Агрессивный Лидер Сильный Энергичный Экстраверт Нетерпеливый Инициатор Шумный Практичный Эффективный Забывчивый Спортивный Соперничающий Выносливый Доминирующий Нетерпимый Упрямый Сердитый Деятельный МЕЛАНХОЛИК Пессимистичный Печальный Грустный Серьезный Нервный Погруженный в себя Тихий Сдержанный Замкнутый Скучный Павший духом Задумчивый Требовательный Ранимый Читатель Медлительный Мрачный Мыслитель Умный Хорошая память Созерцатель Неблагодарный Неудовлетворен- ный Самоотверженный Безутешный ФЛЕГМАТИК Внимательный Методичный Уравновешенный Пассивный Миролюбивый Задумчивый Спокойный Сдержанный Расслабленный Неторопливый Медлительный Непреклонный Размеренный Тихий Погруженный в себя Контролирующий себя Мечтательный Любящий рутин- ный труд Медленно учится Настойчивый Упрямый Застенчивый Мудрый Унылый


Характеристики темпераментов холерик Такой человек обычно очень вспыльчив, горяч и несдержан. Вместе с тем холерик быстро остывает и успокаивается, если ему уступают и идут на встречу. Его душевные движения порывисты, но непродолжительны, настроение часто меняется. Вспомним рыцаря Дон Кихота, быстро сменявшего гнев на милость, а благородную ярость – на уныние.





Характеристики темпераментов сангвиник Это человек весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Сангвиник быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем ещё недавно очень его волновало и притягивало к себе. Он много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания, легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная и физическая работа быстро утомляет. Сангвиник очень активен, энергичен, у него живые движения, богатая мимика. При неблагоприятных условиях и отсутствии воспитания у сангвиника могут развиваться поспешность, легкомыслие к поступкам, невнимательность. Примером сангвинического темперамента может служить знаменитый д Артаньян – порывистый, увлекающийся герой Дюма.




Характеристики темпераментов флегматик Обладатель этого темперамента хладнокровен. Он больше склонен к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но и успокаивается постепенно. Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны. Обладатель этого темперамента хладнокровен. Он больше склонен к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но и успокаивается постепенно. Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны. Илья Ильич Обломов, который проводил все время на диване, в ленивой полудреме – яркий флегматик. Илья Ильич Обломов, который проводил все время на диване, в ленивой полудреме – яркий флегматик. В жизни редко приходится встречать «стопроцентных» флегматиков или сангвиников, так как большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов. В жизни редко приходится встречать «стопроцентных» флегматиков или сангвиников, так как большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов. содержание




Характеристики темпераментов меланхолик Человек с меланхолическим темпераментом обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придаёт большое значение всему, что касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Меланхолик почти всегда человек сдержанный и слов на ветер не бросает. Когда он не может выполнить обещанное, то искренне страдает, даже если знает, что от него ничего не зависело. Человек с меланхолическим темпераментом обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придаёт большое значение всему, что касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Меланхолик почти всегда человек сдержанный и слов на ветер не бросает. Когда он не может выполнить обещанное, то искренне страдает, даже если знает, что от него ничего не зависело. Судя по всему, принц Гамлет и Евгений Онегин были типичными меланхоликами. Судя по всему, принц Гамлет и Евгений Онегин были типичными меланхоликами.


Меланхолик. Слабый неуравновешенный тип. плюсыминусы Чувствительность, мягкость, человечность, рассудительность, доброжелательность, способность к сочувствию. Низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, тревожность, пессимистичность.


Тип темперамента в зависимости от свойств личности Знаменитый английский психолог Айзенк предложил определить тип темперамента в зависимости от свойств личности: 1) экстраверсия - интроверсия 2) нейротизм - эмоциональная стабильность Экстравертам свойственны общительность, стремление быть среди людей, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная адаптированость. Интровертам присущи: необщительность, уход в себя, богатый внутренний мир, социальная пассивность, склонность к самоанализу. Показатель "экстраверсия - интроверсия" характеризует индивидуально – психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Показатель "нейротизма" характеризует человека со стороны эмоциональной устойчивости. Показатель типов биополярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся высокой эмоциональной устойчивостью, а на другом – нервозные, неустойчивые и плохо адаптированные индивиды. содержание


Открытый стабильность вспыльчивый нейротизм Круг Айзенка С Ф Х М интроверсия экстраверсия НЕУСТОЙЧИВОСТЬНЕУСТОЙЧИВОСТЬ обидчивый тревожный впечатлительный пессимистичный необщительный сдержанный оптимистичный лидирующий импульсивный агрессивный поддающийся насилию раздражительный пассивный старательный вдумчивый миролюбивый надежный размеренный спокойный любящий удобства беззаботный живой доступный разговорчивый общительный УСТОЙЧИВОСТьУСТОЙЧИВОСТь неподатливый содержание









Самооценка в зависимости от темперамента неустойчивая, повышенная, рассказывает об успехах, у всех на виду наивысшая, стремление к первенству, соперник занижена, скромен, не на виду низкая, стеснителен, в группе держится в тени сангвиник холерикфлегматик меланхолик К началу


Уверенность в зависимости от темперамента САНГВИНИК ХОЛЕРИКФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК надеется на удачу самоуверен, скрывает слабости нет самоуверен- ности, переживает за себя, не унывает Неуверен в себе, преувели- чивает недостатки, не верит в удачу К началу


Дружба и любовь в зависимости от темперамента ФЛЕГМАТИКХОЛЕРИК МЕЛАНХОЛИКСАНГВИНИК дружит с немногими, другом командует, сильно привязан, склонен к гневу, ревности, к разрыву из склонности переживает симпатии легко, ярко и весело не склонен к выражению ярких чувств, спокойное отношение к партнеру, влюбчив, спокойная привязанность преданность, подчиняется паре, стыдится открывать свои чувства, однолюб К началу










Как вы убедились, нет однозначного идеала среди типов темпераментов. И изменить его нельзя, т.к. это не черта характера, а всего лишь особенность реакций организма. Но, узнав подробнее о каждом из типов темперамента, определив, каким типом темперамента обладаете вы, вам будет проще строить свои отношения с людьми.


В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, – холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком. Вильгельм Вундт




Характер это индивидуальное сочетание устойчивых черт, психических особенностей человека, обусловливающих типичные для данного человека способы поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах и определяющих отношение личности к окружающей действительности.


Свойства характера По отношению к окружающему миру: -убежденный; - безпринципный. Волевые: -решительность; - настойчивость; - самообладание; - инициативность; - боязливость. По отношению к деятельности: -деятельный; - бездеятельный; - самостоятельный; - трудолюбивый. По отношению к людям: -общительный; - замкнутый; - доброжелательный; - отзывчивый. Эмоциональный: -порывистость; - впечатлительность; - инертность; - безразличие; - жизнерадостность. По отношению к себе: -самовлюбленный; - неуверенный; -застенчивый; - эгоценричный. Интеллектуальные: -вдумчивость; - легкомыслие; - сообразительность; - находчивость; - любознательность.



















Характеристики индивида: Возрастно-половые: половой диморфизм; процессе становления индивида (стадии онтогенетической эволюции) Индивидуально- типические: конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрии – асимметрии).


Немецким психолог Эрнстом Кречмер- «характер - телосложение». Пикнический тип. Это человек приземистый, с широкой костью, с толстой шеей и основательным туловищем. По характеру циклоид. Спокоен, добросердечен, радостно относится к жизни. Астенический тип. Человек худощавый, невысокий, лептосомный (узкий). По характеру т. н. шизоид. Молчаливый и замкнутый в себе интроверт. Атлетический, смешанный тип. Наиболее распространенный тип следствие смешения двух разных групп гормонов. Высок и физически крепок, по характеру может иметь черты и от циклического и от шизоидного типа.








ИНДИВИД - биологическое начало личности: Таким образом, свойства индивида: возрастно- половые и индивидуально- типические определяет динамику психофизиологических функций: сенсорных, мнемических, вербально (словесно)-логических и т. д.) и структуру органических потребностей.


Личность («personality» - лат, анг.) – персона – маска. это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.




СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.




Личность характеризуется: активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека; глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного); степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр. Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции важных сторон ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения.


Особенности поведения: темперамент и характер: Характер в буквальном переводе с греческого означает «чеканка», «зарубка», «отпечаток». Теофраст впервые предложил термин «характер» для обозначения комплекса признаков, отличающих одного человека от другого.




Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей: 1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый. 2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров. 3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.


ЛИЧНОСТЬ - ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Личность - это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д., а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Личность есть сложная система социально значимых актов, проявление способностей в социальном мире. Поэтому основная функция личности - это развитие своих способностей. Индивидуальность - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность - это то, что отличает человека от животного и социального мира.


Гуманист – Карл Роджерс Индивидуальностью назвал «полноценно функционирующего человека, для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга».



Личность - это конкретный человек, взятый в
системе его устойчивых социально обусловленных
психологических характеристик, которые
проявляются в общественных связях и отношениях,
определяют его нравственные поступки и имеют
существенное значение для него самого и
окружающих.
Структура личности: направленность, способности,
темперамент, характер.

Проблема соотношения биологического и социального

Биологическое: темперамент, задатки, способности.
Социальное: характер, направленность, мотивация,
установки.

Задатки – зачатки способностей.
Способности - это индивидуально устойчивые
свойства человека, определяющие его успехи в
различных видах деятельности.
Темперамент - это динамическая характеристика
психических процессов человека.
Характер содержит качества, определяющие
отношение человека к другим людям.
Мотивация - это совокупность побуждений к
деятельности.
Социальные установки - это убеждения.

С момента зачатия влияния генов и среды тесно
переплетаются. Родители предоставляют своему
потомству и гены, и среду, причем и то и другое
зависит от собственных генов родителей и среды, в
которой они выросли - тесная взаимосвязь между
наследуемыми характеристиками (генотипом)
ребенка и средой, в которой он воспитывается.

Общий интеллект является частично наследуемым.
У родителей с высоким IQ вероятнее всего будет
ребенок с высоким IQ. Но, кроме этого, такие
родители, скорее всего, будут создавать своему
ребенку богатую среду, стимулирующую развитие
умственных способностей - двойная доза
интеллектуальных возможностей.

Сходным образом, ребенок, выросший у родителей с
низким интеллектом, может встретить домашнюю
среду, которая еще больше усиливает
интеллектуальную отсталость, приобретенную
наследственно.

Некоторые родители могут специально создавать
среду, отрицательно коррелирующую с генотипом
ребенка. Например, родители-интроверты могут
поощрять социальную активность ребенка, чтобы
противодействовать его застенчивости.

Каждый ребенок воспринимает объективное
окружение как субъективную психологическую среду,
и именно эта психологическая среда формирует
дальнейшее развитие личности.

Беспокойный, чувствительный ребенок будет
ощущать строгость родителей и реагировать на нее
иначе, чем спокойный, гибкий ребенок; резкий голос,
вызывающий у чувствительной девочки слезы,
может быть вовсе не замечен ее не столь
чувствительным братом.

Механизмы формирования личности

Социализация - процесс интеграции личности в
социальную систему, вхождение в социальную среду
через овладение социальными нормами, правилами и
ценностями, знаниями, навыками, позволяющими
успешно функционировать в обществе.
Интериоризация - формирование внутренних структур
человеческой психики, посредством усвоения внешней
социальной деятельности, присвоения жизненного
опыта, становления психических функций и развития в
целом.

Стадиальность и гетерохронность развития

Физиологическая гетерохронность: мозг плода
интенсивно развивается на 2-10 неделях
беременности, сердце - на 3-7 неделях,
пищеварительные органы - на 4-12 неделях. Если
избирательность отсутствует, то плод становится
нежизнеспособным.

Гетерохронность развития отдельных органов и систем
наблюдается и после рождения ребенка. В первые
годы его жизни происходит интенсивное нарастание
массы головного мозга. У новорожденного масса мозга
равна 360-390 г; к концу первого года жизни она
увеличивается в 2-2,5 раза. Идет формирование
условно-рефлекторной деятельности и приспособление организма к окружающей среде, что обеспечивает
выживание в первые годы жизни.

Стадиальность и гетерохронность психического развития

Ускоренное развитие одних психических функций в
сенситивные периоды – развитие неравномерное,
скачкообразное. Например, ребенок быстрее учится
ориентироваться в пространстве, чем во времени.

Выделяют зоны актуального и ближайшего
(потенциального) развития.

Возрастные кризисы

Проблемные
периоды - во время
перехода от одного
возрастного этапа к
другому. Могут быть
болезненными,
сопровождаться
конфликтностью,
депрессией,
поиском смысла.
Кризис - это
свидетельство не
совершившегося
сдвига в нужном
направлении.

Наибольшее количество последовательных бурных
кризисных вспышек - возраст детства и ранней
юности. Возрастные кризисы у детей длятся от
нескольких месяцев до пары лет. Характерно: резкая
смена отношения к себе, своим родителям и
окружающей обстановке. Границы кризисов нечеткие,
переход всегда плавный, однако середина кризиса резкий эмоциональный всплеск и аффективность.

Особенности детских кризисов

Трудности в воспитании, непослушание, появление
вредных привычек, иногда – асоциальное поведение;
снижение успеваемости в школе и яркое проявление
внутренних переживаний, зацикливанием на какихлибо проблемах, которые, по сути, не могут являться
чем-то значимым.

Характерно: спонтанное возникновение
новообразований в характере индивида, которые
определяют его отношение к различным окружающим
факторам, которые носят временный характер,
быстро появляются и также быстро исчезают, давая
возможность появиться следующим.

Причина появления кризиса - конфликт между
устоявшимися пониманиями человека, возникшими
раньше, и новыми факторами, которые постепенно
появляются в жизни. Критическая точка
неустойчивости - когда накопленные познания и
осознания достигают своего максимального
количества, обуславливая переход на новый уровень.

Стадии психосексуального развития (З. Фрейд)

Оральная стадия до 1,5 лет

Первый этап развития сексуальности – рот как
источник удовлетворения потребностей. Половое
влечение неотделимо от инстинкта самосохранения.
Чрезмерная или недостаточная стимуляция пассивность человека; впоследствии – демонстрация
беспомощности, излишней доверчивости,
избалованности и поиск постоянного одобрения.

Анальная стадия 1,5-3 года

Ребенок учится контролировать свои акты дефекации,
испытывая удовольствие от опорожнения и интерес к
производимому процессу. Способ приучения к туалету
и реакции родителей определяют формы
самоконтроля и саморегуляции ребенка.

В случае неадекватных/завышенных требований
формируются реакции протеста - «удерживание»
(запоры) или «выталкивания» (плохое пищеварение,
поносы). Затем переносится в характер: анальноудерживающий (упрямый, скупой, жадный,
педантичный, перфекционистичный) и анальновыталкивающий (беспокойный, импульсивный,
склонный к разрушению).

Фаллическая стадия 3,5-6 лет

Ребенок начинает изучать свое тело, рассматривать и
трогать свои половые органы. Возникает интерес к
отношениям полов, появлению детей. Появляется
интерес к родителю противоположного пола,
идентификация с родителем своего пола и
прививание определенной половой роли. Первый
опыт мастурбации.

У мальчика Эдипов комплекс - желание обладать
своей матерью. Отец - препятствие. Бессознательное
соперничество с отцом, страх кастрации как
поражения. В возрасте около 5-6 лет амбивалентные
чувства (любовь к матери/ненависть к отцу)
преодолеваются, сексуальные желания к матери
подавляются. Начинается идентификация с отцом:
перенимание привычек и норм поведения.

Комплекс Электры - неосознанное влечении девочек к
собственному отцу и враждебность и соперничество к
матери. Решающее открытие в развитии женской
сексуальности – обнаружение отсутствия пениса.
«Зависть к пенису» - сексуальное влечение к отцу, а
также желание забеременеть от него. Обвинения
матери в своей «неполноценности». Нет страха
кастрации – можно надолго «зависнуть» в комплексе.

Латентная стадия 6-12 лет

Снижение полового интереса. Энергия либидо
переносится на несексуальные цели: учебу, освоение
культурного опыта, расширение социальных контактов
со сверстниками и взрослыми за пределами
семейного окружения.

Генитальная стадия от 12 лет

Обуславливается биологическим созреванием в
пубертатный период и завершением
психосексуального развития. Происходит прилив
сексуальных сил и агрессивных побуждений.
Формируются зрелые сексуальные отношения. Важно:
поиск своего места в обществе, выбор партнера,
создание семьи. Освобождение от авторитета
родителей и привязанности к ним.

Критика концепции З. Фрейда

Теория психосексуальных стадий дала самый
значимый импульс к развитию сексологии за всю ее
историю. Однако, современные достижения науки не
позволяют рассматривать ее положения, как
универсальные.

Теория когнитивного развития Ж. Пиаже

Стадии «роста
разумности» способности более точно
отражать окружающий
мир и выполнять
логические операции при
взаимодействии с
окружающим миром. Мы
конструируем наши
когнитивные
способности с помощью
собственных действий в
окружающей среде.

Сенсо-моторный интеллект (0-2 года)

6 стадий. Постепенно развивается организация
сенсорных и двигательных взаимодействий с миром.
От врожденных рефлексов к связанной организации
сенсо-моторных действий. Возможны только
предметно-манипулятивные операции, но не действия
с символами, представлениями во внутреннем плане.

1) 0-1 мес. – только врожденные рефлексы;
2) 1-4 мес. - появляются первые простые навыки –
координация рука – рот;
3) 4-8 мес. – более предметная активность,
«узнавание» знакомых предметов;
4) 8-12 мес. – появление преднамеренных предметноманипулятивных действий;
5) 12-18 мес. – открытие новых средств достижения
цели путем активного экспериментирования возникают новые новые действия-средства;
6) 18-24 мес. – возникновение внутреннего плана
действий – внутреннее экспериментирование.

Подготовка и организация конкретных операций (2-11 лет)

1) Дооперационные представления (2-7 лет) –
переход от внешних к внутренним действиям.
Характерно: сосредоточение на самой существенной
характеристике объекта и пренебрежение
остальными признаками.
2) Конкретные операции (7-11 лет) - способность
совершать операции с классами и устанавливать
логические отношения между классами, объединяя их
в иерархии, в то время как раньше были доступны
лишь ассоциативные связи.

Формальные операции (11-15 лет)

Способность иметь дело с гипотетическим, а
внешнюю действительность воспринимать как
частный случай того, что возможно могло бы быть.
Гипотетико-дедуктивное познание.

Критика теории Ж. Пиаже

1) подвергается критике само существование
феномена эгоцентрической познавательной позиции
ребенка;
2) некоторые взрослые
так и не достигнут
стадии абстрактного
мышления, а если и
достигнут, то не особо
им пользуются
(Кэрол Гиллиган);
3) Пиаже игнорировал
гендерные различия.

Стадии нравственного развития Л. Кольберга

Адаптация теории Ж.Пиаже. Моральные рассуждения
как основа этического поведения, имеют шесть
идентифицируемых стадий развития, на каждой из
которых ответы на моральные дилеммы более
адекватны, чем на предыдущей.

Доконвенциональный уровень

Чаще встречается у детей. Индивид судит о
нравственности действия по его прямым последствиям
– эгоцентрическая установка, N и правила еще не
усвоены. Поведение основано исключительно на
принципе выгоды и оценивается исходя из дальнейших
последствий.

Стадия 1

Ребенок стремится быть послушным, потому что
полагает, что только так можно избежать наказания.
Нравственной стороны поступка для него еще не
существует. Понимает только «нельзя», но не
«стыдно», «некрасиво». Чем хуже наказание за деяние,
тем сильнее оно воспринимается как «плохое».

Стадия 2

Поступки ориентированы на получение
вознаграждения, выгоды. Ребенок пробует различные
стратегии поведения, отбирая те, которые считает
успешными. Например, понравившуюся вещь может не
только отнять, но и обменять. Стратегии варьирует в
зависимости от ситуации. Нравственной стороны
поступка по-прежнему не существует.

Конвенциональный уровень

Типичен для подростков и взрослых. Индивид судит о
нравственности действий, сравнивая их с мнениями и
ожиданиями общества. Подчиняется правилам и
нормам общества, даже если нет никаких последствий
для их нарушения; сомнению не подвергает.
Общественное признание становится важнее личных
интересов.

Стадия 3

В состоянии оценить свое поведение с точки зрения
моральных принципов принятых в его окружении.
Понимает, что такое стыд и хочет быть «хорошим» в
глазах значимых людей. «Я хочу, чтобы окружающие
думали обо мне хорошо, хочу нравиться им; вероятно,
мое хорошее поведение заставит людей полюбить
меня».

Стадия 4

Осознает существование законов принятых в обществе
и понимает, для чего они служат. Видит в соблюдении
законов возможность отстоять свои права, если
необходимо. Поведение строго контролируется:
обязанность соблюдать законы и правила и нести
наказание за вину. Мораль продиктована внешней
силой.

Постконвенциональный уровень

Уровень автономной морали/принципов: осознание
того, что индивиды являются отдельными от общества
объектами, и что собственная точка зрения может
иметь приоритет над точкой зрения общества в целом;
т.е. люди могут не подчиняться правилам,
несовместимым с их собственными принципами.
Многие люди никогда не достигают этого уровня.

Стадия 5

Мир содержит различные мнения, права и ценности,
которые необходимо уважать как уникальные для
каждого человека или сообщества. Законы - это
социальные контракты, а не жесткие указания. Если
они не способствуют общему благосостоянию, то
должны быть изменены для достижения "наивысшего
блага для наибольшего числа людей”.

Стадия 6

Мораль основана на абстрактных рассуждениях с
использованием универсальных этических принципов.
Законы действуют лишь потому что основаны на
справедливости: обязательство не подчиняться
несправедливым законам. Люди совершают что-либо,
потому что это правильно, а не ради выгоды или
избегания наказания.

Стадия трансцендентальной нравственности

Связывает религию с моральным суждением.
Трудности Кольберга в получении эмпирических
данных даже на шестом этапе, привели его к тому,
чтобы подчеркнуть умозрительный, теоретический
характер седьмой стадии.

Возраст прохождения стадий условен и зависит от
развития интеллекта. Большинство людей, по мнению
Колберга, останавливается на четвертой стадии
морального развития. Теория Колберга была
полностью подтверждена его экспериментальными
исследованиями и работами его последователей.

Стадии психосоциального развития (Э.Эриксон)

Рождение – 1 год

Первый психологический кризис возможен из-за
недостатка материнской любви и эмоционального
отвержения ребенка. Материнская депривация лежит
в основе «базального недоверия», которое станет
триггером развития страхов, подозрительности,
аффективных расстройств.

Cоздатель концепции родовой травмы О. Rank (1952)
говорил о том, что тревога сопровождает человека с
момента его рождения и обусловлена страхом
смерти, связанным с переживанием отрыва плода от
матери во время рождения.

В отечественной психологии кризис 1-2 года
связывают с возникновением речи. Латентный период
– понимаю все, но сказать не могу – внутреннее
напряжение.

1-3 года

Кризис сопровождается появлением чувства стыда и
сомнения, что в дальнейшем провоцирует
формирование неуверенности в себе, тревожной
мнительности, страхов, ОК расстройства. Причина –
конфликт между «я сам» и гиперопекой.

В отечественной психологии кризис 3 лет
характеризуется негативизмом – выполнение просьбы
с точностью до наоборот. Первые признаки упрямства
в связи с потребностью в самостоятельности. Ребенок
переоценивает свои возможности и возникшая, в
результате его неправильных действий, ситуация,
приводит к конфликту.

R. J. Kastenbaum (1981) отмечал, что даже очень
маленькие дети испытывают душевный дискомфорт,
связанный со смертью и часто родители не
подозревают об этом.

R. Furman (1964) настаивал на том, что только в
возрасте 2–3 лет может возникнуть представление о
смерти, так как в этот период появляются элементы
символического мышления и примитивный уровень
оценок реальности.

3-6 лет

Кризис сопровождается формированием чувства
вины, покинутости и никчемности, что впоследствии
может стать причиной зависимого поведения,
сексуальных и личностных расстройств. Из-за
наказаний и ограничений. «Я – то, что я буду» - игра –
принятие социальных N и запретов – инициативность.

В отечественной психологии выделяют кризис 7 лет –
начало обучения в школе – необходимость адаптации
к кардинально новым условиям. В школе у ребенка
формируется либо понятие о своей неполноценности,
низкая самооценка; либо – наоборот, повышенное
чувство собственной значимости, эгоизма,
собственной компетентности и социальной
значимости.

B.M.Miller (1971) отмечает, что для ребенка
дошкольного возраста понятие «смерть»
отождествляется с потерей матери и это часто
является причиной их неосознанных страхов и тревоги.
Страх смерти родителей у психически здоровых
дошкольников наблюдался у 53 % мальчиков и у 61 %
девочек.

Как правило, воспоминания о тяжелом заболевании,
грозящем смертельным исходом в этом возрасте,
остаются у ребенка на всю жизнь и играют
значительную роль в его дальнейшей судьбе. Так А.
Адлер, едва выжив в 5 лет решил бороться со смертью
и стать врачом. Основа комплекса неполноценности –
невозможность контролировать смерть.

Дети с чрезмерными страхами и тревогой, связанной с
разлукой со значимыми близкими, с неадекватными
страхами одиночества и расставания, ночными
кошмарами, социальной аутизацией и
рецидивирующими сомато-вегетативными
дисфункциями, нуждаются в консультации и лечении
психиатра. В МКБ–10 -«Тревожное расстройство в
связи с разлукой в детском возрасте» (F 93.0).

6-12 лет

Кризис сопровождается появлением чувства
неполноценности или некомпетентности, чаще всего
связан с неуспешностью. В дальнейшем эти дети
могут утратить уверенность в себе, способность
эффективно трудиться и поддерживать человеческие
контакты. «Я - то, чему я научился» - кризис - если
ожидания взрослых завышены или занижены.

У детей этого возраста резко возрастает страх смерти
родителей - у 98 % мальчиков и 97 % психически
здоровых девочек 9 лет. Также в школьном возрасте
возрастает страх собственной смерти (до 50 %), у
девочек реже (Д.Н.Исаев, 1992).

У младших школьников (в основном после 9 лет) уже
наблюдается суицидальная активность, которая чаще
всего обусловлена не серьезными психическими
заболеваниями, а ситуационными реакциями,
источником которых являются, как правило,
внутрисемейные конфликты.

12-18 лет

Наиболее уязвимый период для стресса и кризисов.
3 основные сферы: 1) проблема выбора карьеры; 2)
группирование со сверстниками; 3) употребление
алкоголя и наркотиков как попытка преодоления
стресса идентичности. «Кто Я?», «Как Я впишусь в
мир взрослых?», «Куда Я иду?». Свобода –
зависимость.

В отечественной психологии выделяют кризис 11-15
лет – половое созревание – новые возможности и
новые зависимости. Первая возможность,
позволяющая взглянуть на противоположный пол
через гормональную призму желаний и удовольствий.
Концентрация на своей внешности, постоянное
стремление быть взрослым или казаться им, часто
приводит к конфликту с родителями, которые уже
забыли о своем пубертате.

В отечественной психологии выделяют кризис 17 лет
– окончание школы – порождение различных страхов,
у женщин – предстоящей семейной жизни, у мужчин –
ухода в армию. Кроме того, существует проблема
получения профессионального образования – шага,
который определит предстоящую жизнь каждого
индивида.

Положительный выход - верность себе, способность
сделать свой выбор, найти путь в жизни, оставаться
верным взятым на себя обязательствам, принять
общественные нормы и правила и придерживаться их.

Резкие социальные изменения, непринятие
социальных N - чувство неопределенности.
Отрицательный выход из кризиса - плохая
самоидентичность, чувство бесполезности, душевного
разлада и бесцельности, иногда - делинквентное
поведение.

Чрезмерная идентификация со стереотипными
героями или представителями контркультуры
подавляет и ограничивает развитие идентичности.

У подростков преобладает романтическое отношение к
смерти. Часто они трактуют ее как иной способ
существования. Пик суицидов. Пик экспериментов с
нарушающими сознание веществами и другой
жизненно опасной активностью.

Для этого возраста характерны мысли о суициде, как о
мести за обиду, ссоры, нотации со стороны учителей и
родителей. Преобладают мысли типа: «Вот я умру
назло вам и посмотрю, как вы будете страдать и
сожалеть о том, что были несправедливы ко мне».

20-25 лет

Кризис - поглощенность собой и избегание
межличностных отношений - возникновения чувства
одиночества, экзистенциального вакуума и
социальной изоляции. Успешное преодоление способность любить, альтруизм, нравственность;
слияние с идентичностью другого человека без
опасения потерять самого себя.

26-64 лет (зрелость)

Выбор между продуктивностью и инертностью. Важно
- творческая самореализация. Чувство
ответственности за себя и других. Кризис: утрата
продуктивности - состояние поглощенности собой,
концентрация на собственных, личных потребностях и
удобствах. Потворство своим желаниям.

В отечественной психологии выделяют кризис
среднего возраста - наступает, как правило, в
середине прожитого пути и характеризуется глубокой
переоценкой ценностей, взвешиванием полученного
опыта на фоне качества достижений. Часто –
неудовлетворенность. Последний шанс на изменения.
Оценка смысла жизни. Уход родителей, взросление
детей.

65 лет и старше (старость)

Конфликт цельности и безнадежности. Принятие себя
и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и
понимание собственного личностного достоинства,
мудрости. Отсутствие цельности – желание прожить
жизнь заново – безысходность, недовольство и страх
смерти. Принятие – доверие к миру и своей судьбе.

В отечественной психологии выделяют кризис выхода
на пенсию – один из самых тяжелых и для мужчин и
для женщин. Острое чувство профессиональной
невостребованности – человек еще сохраняет свою
работоспособность, однако работодателя он уже не
устраивает. Появление внуков смягчает течение
кризиса у женщин. Отягощения: биологическое
старение, болезни, одиночество из-за смерти супруга,
понимание скорого завершения жизни.

Литература: М.В. Гамезо, И.А. Домашенко Атлас по психологии М., 86 г.; Я.Л. Коломинский Человек: психология М., 86; А.В. Петровский Введение в психологию, М-95 г.; Теории личности в западно-европейской и американской психологии, ред. Сос-ль Д.Я. Райгородский, Самара – 96 г.; Л. Хьел и Д. Зиглер Теории личности., С-Петербург 98 г.; Общая психология., под ред. С.Л. Рубинштейна., С-П 98 г. Социальная психология личности., под. Ред. В.А. Лабунской., М.: С Д. Майерс Социальная психология., С-Пб.:1997., с Общая психология., сост. Е.И. Рогов. М.:1995. С Психологія., під ред. Ю.Л. Трофімова. Київ.: С Л.А. Венгер, В.С. Мухина Психология., М.: 1988., с Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.Пб: 1999 (Я-концепция с, направленность личности). Психология, под. Ред Л.А. Крылова., М.: 1999 (Я- концепция с.243, личность 165). Общая психология., под. Ред. А.В. Петровского., М.: С)


Самостоятельная работа Составить конспект основных взглядов на природу личности зарубежных персонологов (по выбору студента) Составить конспект основных взглядов на природу личности зарубежных персонологов (по выбору студента) Составить конспект основных психологических понятий по теме: Человек, индивид, личность, индивидуальность, интерес, мировоззрение, установка, Я- концепция, самооценка, уровень притязаний, самоконтроль, саморегуляция. Составить конспект основных психологических понятий по теме: Человек, индивид, личность, индивидуальность, интерес, мировоззрение, установка, Я- концепция, самооценка, уровень притязаний, самоконтроль, саморегуляция.




















Структура личности по С.Л. Рубинштейну 1. Направленность (проявляется в потребностях, интересах, идеалах,убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения); 2. Знания, умения и навыки (приобретаются в процессе жизни и деятельности); 3. Индивидуально-типологические особенности (проявляются в темпераменте, характере, способностях);


Структура личности К.К. Платонов 1. Направленность личности моральные качества, установки, ее отношения с другими. Определяется эта подструктура общественным бытием человека 2. Опыт (знания умения навыки и привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор. 3. Формы отражения Эта подструктура охватывает индивидуальные особенности психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально волевой деятельности человека. 4. Биологически обусловленная сторона психических функций личности






Структура личности А.В. Петровский 1. И нтраиндивидная (внутрииндивидная), 2. И нтериндивидная 3. М етаиндивидная (надиндивидная) Л










Основные теории личности в зарубежной психологии З. Фрейд () З. Фрейд () Супер-Эго Морально- этические нормы Эго Принцип реальности.Вторичные процессы мышления Ид Принцип удовольствия. Первичные процессы мышления Сознание. Контакт с внешним миром Предсознательное. Материал который может быть переведен в сознание. Бессознательное Материал, недоступный для сознания..


Юнг Карл Густав () Структура личности: «я» «тень» «тень» (совокупность вытесненных человеком представлений о самом себе) «самость» «самость» (самопознание смысла жизни) «анима» «анима» (источник ласки и влечений) «анимус» «анимус» (источник непререкаемых суждений)






Адлер Альфред () Индивидуальная психология: основные концепции и принципы 1. чувство неполноценности и компенсации; 2. стремление к превосходству; 3. стиль жизни; 4. социальный интерес; 5. творческое «Я»; 6. порядок рождения; 7. фикционный финализм;


Хорни Карен Клеменгина (1885 –1952) Типы поведения: 1. выражается в «невротическом стремлении к любви» как средству обеспечения безопасности в жизни; 2. проявляется в «невротическом стремлении к власти», которое объясняется не какими-то объективными причинами, а страхом и враждебностью к людям; 3. выражается в стремлении изолироваться от людей; 4. проявляется в признании своей беспомощности («невротическая покорность»). три типа невротической личности: 1) устойчивый, (стремление к людям) 2) устраненный, (стремление отдалиться от людей, стремление к независимости) 3) агрессивный (против людей).


Маслоу Абрахам Харольд () Физиологические (органические) потребности (голод жажда, половое влечение и другие) Потребности в безопасности Чувствовать защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности Потребности в принадлежности и любви Принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятыми ими Потребности уважения (почитания) Компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет Познавательные потребности Знать, уметь, понимать, исследовать Эстетические потребности Гармония, симметрия, порядок, красота Потребность в самоактуализации Реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности


Роджерс Карл Рэнсом () В качестве ядра личности рассматривал «Я-концепцию», представленную В качестве ядра личности рассматривал «Я-концепцию», представленную динамикой соотношения «Я-реального» и «Я-идеального». Центральным звеном в теории личности Роджерса является категория самооценки Потребность в позитивном внимании Потребность в позитивном внимании для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Условия ценности Условия ценности (я буду любить, уважать и принимать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть). Безусловное позитивное внимание Безусловное позитивное внимание Ребенка любят и ценят просто за то, что он есть.


Самосознание личности "Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе" используется множество разнообразных терминов, соответствующих по содержанию понятию "Я-концепция": "самость", "самосознание", "образ Я", "Я система", "Я". Американский психолог М. Розенберг в структуре "Я" выделяет: - "настоящее Я" – каким индивид видит себя в действительности, в данный момент; - "настоящее Я" – каким индивид видит себя в действительности, в данный момент; - "динамическое Я" – каким индивид поставил себе целью стать; - "динамическое Я" – каким индивид поставил себе целью стать; - "фантастическое Я" – каким следует быть, исходя из усвоенных индивидом моральных норм; - "фантастическое Я" – каким следует быть, исходя из усвоенных индивидом моральных норм; - "будущее" или "возможное Я" – тип лица, каким как кажется индивиду он может стать; - "будущее" или "возможное Я" – тип лица, каким как кажется индивиду он может стать; - "идеализированное Я" – каким приятно себя видеть; - "идеализированное Я" – каким приятно себя видеть; - ряд "изображаемых Я" – образов и масок, которые индивид примеряет каждый раз, чтобы скрыть отрицательные стороны "реального Я". - ряд "изображаемых Я" – образов и масок, которые индивид примеряет каждый раз, чтобы скрыть отрицательные стороны "реального Я".


Начало изучения "Я" было положено Уильямом Джемсом () "материальное Я" – тело, одежда, собственность (уровень материального обеспечения, как и достижения, и внешность влияют на самооценку человека); "материальное Я" – тело, одежда, собственность (уровень материального обеспечения, как и достижения, и внешность влияют на самооценку человека); "социальное Я" – то, чем признают этого человека окружающие; "социальное Я" – то, чем признают этого человека окружающие; "духовное Я" – совокупность психических способностей и склонностей. "духовное Я" – совокупность психических способностей и склонностей. Самоуважение = успех \ притязания Эта формула лежит в основе иерархии личностей, их стремлении к самосовершенствованию и успеху, их болезней и неврозов, их оценки себя и испытываемых ими эмоций и неврозов, их оценки себя и испытываемых ими эмоций

© 2024 aytodor.ru -- Портал для автомобилистов