В каких случаях можно задержать транспортное. Задержание транспортного средства: основания и последствия

Главная / Штрафы
  • Глава 7. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ СОБСТВЕННОСТИ
  • Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
  • Глава 9. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭНЕРГЕТИКЕ
  • Глава 10. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ, ВЕТЕРИНАРИИ И МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ
  • Глава 11. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ
  • Глава 12. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
  • Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ
  • Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 113-ФЗ)
  • Глава 15. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, НАЛОГОВ И СБОРОВ, СТРАХОВАНИЯ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
  • Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ) (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)
  • Глава 18. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ИЛИ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Глава 19. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ
  • Глава 20. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • Глава 21. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВОИНСКОГО УЧЕТА
  • Раздел III. СУДЬИ, ОРГАНЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
    • Глава 22. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Глава 23. СУДЬИ, ОРГАНЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  • Раздел IV. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
    • Глава 24. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Глава 25. УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
    • Глава 26. ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. ОЦЕНКА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
    • Глава 27. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
    • Глава 28. ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
    • Глава 29. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
    • Глава 29.1. ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (введена Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ)
    • Глава 30. ПЕРЕСМОТР ПОСТАНОВЛЕНИЙ И РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  • Раздел V. ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
    • Глава 31. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Глава 32. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
  • Статья 27.13 КОАП РФ. Задержание транспортного средства

    1. В целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 11.8 , частью 1 статьи 11.8.1 , , 11.26 , 11.29 , частью 1 статьи 12.3 , частью 2 статьи 12.5 , частями 1 и 2 статьи 12.7 , частями 1 и 3 статьи 12.8 , частями 4 и 5 статьи 12.16 (в части несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, при их применении со знаком дополнительной информации (табличкой), указывающим, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства), частями 2 - и 6 статьи 12.19 , частями 1 - 6 статьи 12.21.1 , частью 1 статьи 12.21.2 , статьей 12.26 , частью 3 статьи 12.27 , частью 2 статьи 14.38 настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания, а при нарушениях, предусмотренных и 11.29 настоящего Кодекса, также до уплаты административного штрафа в случае, если транспортное средство, на котором совершено нарушение, выезжает с территории Российской Федерации. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 , , , , или 6 статьи 12.21.1 или частью 1 статьи 12.21.2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.9 , частями 6 и 7 статьи 12.16 и статьей 12.21.3 настоящего Кодекса, в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств, задержание транспортного средства путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств применяется до уплаты административного штрафа. В случае, если транспортное средство, в отношении которого принято решение о задержании, будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, оно до начала задержания может быть перемещено путем управления транспортным средством его водителем либо лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в ближайшее место, где данное транспортное средство таких препятствий создавать не будет. В случае совершения административных правонарушений, предусмотренных , 11.29 , 12.9 , частями 6 и 7 статьи 12.16 , статьей 12.21.3 настоящего Кодекса, задержание транспортного средства может осуществляться путем перемещения его водителем задержанного транспортного средства либо лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.

    1.1. Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

    3. Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, о прекращении указанного задержания или о возврате транспортного средства принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, а в отношении транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, также должностными лицами военной автомобильной инспекции. Указанными должностными лицами составляется протокол о задержании транспортного средства, после чего они присутствуют на месте задержания транспортного средства до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

    4. В протоколе о задержании транспортного средства указываются дата, время, место, основания принятия решения о задержании транспортного средства, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также наименование органа (учреждения, организации), должность, фамилия, имя и отчество лица, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.

    5. Протокол о задержании транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

    6. В случае отказа лица, в отношении которого применено задержание транспортного средства, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

    7. Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида вручается лицу, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также лицу, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.

    8. Протокол о задержании транспортного средства в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Копия протокола о задержании транспортного средства, составленного в отсутствие водителя, с решением должностного лица о возврате задержанного транспортного средства вручается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством, незамедлительно после устранения причины задержания транспортного средства.

    9. Перемещение транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств осуществляются в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

    10. Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.

    11. Лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями , утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Обязанность лица, привлеченного к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства отражается в постановлении о назначении административного наказания.

    12. В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1 , пунктом 2 (за исключением случаев недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, либо передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в связи с наличием в противоправных действиях (бездействии) признаков преступления), пунктами 3 , , 8.1 и 9 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса, расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, находившемуся в производстве органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по иным основаниям обязанность по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства возлагается на лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), повлекшие задержание транспортного средства, его родителей или иных законных представителей. Решение вопроса об отнесении расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на счет федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации либо о возложении обязанности по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства на лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), повлекшие задержание транспортного средства, его родителей или иных законных представителей отражается в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

    Сотрудник ГИБДД в ходе обычной остановки автомобиля для проверки документов имеет право прибегнуть к его задержанию. Что это означает? Это означает, что водитель не сможет продолжить движение, а его автомобиль будет транспортирован на специализированную стоянку. Штрафная стоянка – это специализированная охраняемая стоянка, находящаяся в ведении ГИБДД, где располагаются задержанные ТС, до момента их возвращения владельцам. Причем, помещение на штрафстоянку автомобиля осуществляется не с помощью «своего хода», а с использованием эвакуатора.

    Данная мера (задержание транспортного средства) может быть применена инспектором ГИБДД в ряде случаев, которые регламентируются действующим КоАП:

    1. Использование ТС, то есть езда без соответствующих документов . К ним относятся водительское удостоверение, документ на право собственности, регистрационные документы на ТС или доверенность на его использование без присутствия собственника (статья 12.3 часть первая КоАП);
    2. Использование автомобиля его владельцем с неисправными тормозами, сцеплением (при движении автопоездом) или рулевым управлением, причем важен тот факт, что владелец об этом знал заранее (статья 12.5 часть вторая КоАП);
    3. Управление автомобилем гражданином, не имеющим водительского удостоверения (имеется в виду вообще отсутствие прав, статья 12.7 части первая и вторая КоАП);
    4. Езда на автомобиле в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, либо передача права управления владельцем автомобиля лицу, находящемуся в состоянии опьянения (статья 12.8 части первая и третья КоАП);
    5. Нарушения, допущенные при парковке или остановке автомобиля (статья 12.19 часть четвертая КоАП);
    6. Нарушения, допущенные в ходе транспортировки крупногабаритного груза (статья 12.21.1 части первая и вторая КоАП);
    7. Нарушения, допущенные при транспортировке опасных грузов (статья 12.21.2 часть первая КоАП);
    8. Обнаружение инспектором ГИБДД того факта, что остановленный автомобиль находится в розыске, либо отказ водителя от прохождения освидетельствования на опьянение (статья 12.26 КоАП).

    При обнаружении инспектором ГИБДД любого из выше перечисленных пунктов он имеет право вызвать эвакуатор и транспортировать остановленное ТС на штрафстоянку.

    Как предотвратить эвакуацию автомобиля на месте остановки

    Чтобы не допустить задержания автомобиля и направления его на штрафстоянку водителю необходимо предпринять следующие действия:

    1. Представление собственником ТС сотруднику ГИБДД документов, предусмотренных ПДД до начала перемещения автомобиля на штрафную стоянку;
    2. Устранение на месте остановки неисправностей сцепления, тормозов или сцепления (имеется в виду сцепка в составе автопоезда);
    3. При неправильной парковке или остановки автомобиля, водитель имеет право до вызова инспектором эвакуатора переставить транспортное средство согласно ПДД, чтобы оно не мешало передвижению других участников движения или пешеходам;
    4. Устранение на месте остановки нарушений, выявленных сотрудником ГИБДД, при транспортировке крупногабаритного или опасного груза;
    5. Самоустранение от управления ТС и передача данного права другому лицу, если в отношении него у инспектора ГИБДД нет претензий, и само лицо имеет право на управление транспортным средством.

    Исходя из перечисленных пунктов, можно сделать следующий вывод, что избежать эвакуации и последующей «головной боли» сложно, но можно. Главное доказать инспектору готовность и возможность на месте остановки устранить выявленные нарушения. К примеру, если водитель находится не так далеко от дома, то можно попробовать позвонить друзьям или родственникам и попросить их подвезти документы. Главное помнить о важном нюансе, что в составленном инспектором протоколе по факту нарушения, собственноручно необходимо написать: «Обязуюсь устранить причину задержания в течение 20 минут на месте остановки».

    Порядок задержания ТС и его эвакуация на штрафстоянку

    Если нет способов предотвратить задержание автомобиля, то инспектор ГИБДД составляет протокол задержания с указанием пункта КоАП, который был нарушен. Кроме того инспектор может на месте происшествия вынести решение о возбуждении дела о правонарушении административного характера. Важно, что при составлении протокола должны присутствовать двое свидетелей (понятых), которые привлекаются самим инспектором ГИБДД.

    Транспортировка автомобиля на штрафную стоянку осуществляется при помощи эвакуатора, причем владелец ТС за перемещение и за первые сутки нахождения автомобиля на штрафстоянке не должен ничего платить. Но следует отметить, что в ряде случаев постановка ТС на штрафную стоянку не производится вовсе. Дело касается ТС, перевозящих опасный или крупногабаритный груз. В таком случае инспектор осуществляет блокировку. Она заключается в установке на автомашину специальных блокирующих устройств, делающих невозможным дальнейшее передвижение ТС. Кроме того, если не производится эвакуация транспортного средства, но при этом само транспортное средство мешает остальным участникам дорожного движения, до момента его блокировки допускается его перемещение (даже законным владельцем) в место, стоянка в котором не будет никому мешать. В таком случае инспектор ГИБДД составляет рапорт в установленной форме и вызывает следственную группу, после прибытия которой передает старшему группы рапорт о задержании транспортного средства. Но также делается копия рапорта, которая передается руководителю подразделения.

    Перед тем, как отправить задержанный автомобиль на специализированную стоянку, инспектор ГИБДД обязан оформить два документа. Первый – это протокол, с указанием пункта КоАП, который был нарушен. Второй – протокол задержания транспортного средства. При этом копии оформленных инспектором документов выдаются на руки собственнику автомобиля, а также сообщают точный адрес штрафной стоянки. Если же автомобиль задержан, но законного владельца в нем нет, то инспектор сообщает о данном факте в дежурную часть, а затем оперативный работник уже сообщает владельцу о факте задержания и о месте, куда будет доставлен автомобиль.

    Правила составления протокола о задержании ТС

    На что следует обращать внимание при составлении протокола инспектором ГИБДД

    1. В протоколе должна быть сделана запись об исправности автомобиля, об отсутствии механических повреждений, царапин, вмятин;
    2. К составленному протоколу должна быть приложена опись, в которой указываются сведения по желанию владельца. А указывать можно все, что угодно: марку шин, наличие аптечки и огнетушителя, сведения о сколах и царапинах (имеющихся), чем больше информации, тем лучше;
    3. Помещение ТС на штрафную стоянку по факту – арест, поэтому оказание помощи инспектору или отказ в этом – личное дело владельца автомобиля. Поэтому передача ключей от автомобиля инспектору не является обязательной, заставить их передать он (инспектор) не имеет права;
    4. Владелец ТС имеет право требовать вызова эвакуатора и запретить инспектору самолично доставить автомобиль на спецстоянку;
    5. Инспектор ГИБДД обязан опечатать двери в салон автомобиля, капот и багажник, во избежание случаев вскрытия;
    6. Владелец автомобиля имеет право до начала эвакуации забрать из него все ценные вещи: документы, инструменты и прочее, что сочтет нужным;

    Данные правила необходимо знать не только инспектору ДПС, но и водителю. Несоблюдение какого-либо из пунктов влечет за собой признание действий инспектора незаконными в судебном порядке по процессуальным основаниям.

    Порядок возврата транспортного средства со штрафной стоянки

    Выдача автомобиля со специальной (штрафной) стоянки осуществляется только после устранения причины ее помещения туда. Владелец должен получить письменное разрешение от уполномоченного лица отделения ГИБДД, которое выдается после оплаты всех расходов, связанных с транспортировкой автомобиля и его хранением на штрафной стоянке. Письменное же разрешение должностное лицо выдаст только в том случае, если собственник автомобиля докажет факт устранения причин задержания, после чего будет проставлена соответствующая запись в протоколе о задержании ТС. Если же во время транспортировки или хранения ТС на штрафстоянке имеет место причинение вреда автомобилю, то владелец имеет полное право на возмещение причиненного ущерба, согласно действующему законодательству.

    Дополнительная информация

    Когда на трассе нас останавливает сотрудник ДПС, нередко можно столкнуться с ситуацией затягивания проверки соблюдения ПДД. Это может случиться по различным причинам. Либо он действительно вас в чем-то подозревает, тогда необходимо разузнать обоснованность его намерений, либо это делается специально. Второй вариант проявляется чаще, и может быть вызван личной неприязнью гаишника к водителю. Инспектора часто просят как можно быстрее закончить проверку, объясняя свою торопливость срочной встречей или вылетом самолета. Такие просьбы могут быть восприняты негативно и ответом может стать фраза: «Я имею право задержать вас на три часа». В этом выпуске мы узнаем, верно ли трактуют закон сотрудники, когда задерживают водителя?

    Обращаем ваше внимание

    Необходимо разграничить «Задержание» и «Остановку» инспектором ГИБДД на трассе. Что касается «Задержания», то об этом мы поговорим ниже в ходе статьи, а вот по поводу «Остановки» хотелось бы отметить зараннее, что у нас есть специальная статья по этой теме.

    И самый важный вопрос всех автолюбителей.

    Сколько может инспектор ГИБДД задерживать машину?

    Это касается рядовой остановки и проверки проверки документов (когда вас просто остановили на дорогу).

    Итак:

    • «Порядок задержания транспортных средств определен в статье 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме этого, задержание транспортных средств может производится в порядке, определенном статьей 11 Закона Российской Федерации «О милиции». В соответствии с Административным регламентом (утвержден приказом МВД России от 02.03.2009 г. № 185) сроки исполнения сотрудниками ГИБДД административных процедур (действий), в том числе и задержание транспортных средств, должны быть минимально необходимыми для их осуществления исходя из конкретной обстановки. Действия сотрудников, влекущие необоснованное увеличение времени исполнения административных процедур (действий) в отношении участников дорожного движения, обжалуются в досудебном (руководителям соответствующих строевых подразделений Госавтоинспекции, в вышестоящие органы управления Госавтоинспекции) и судебном порядке».

    Кодекс об Административных Правонарушениях (КоАП) содержит всю необходимую информация для того, чтобы разобраться в данном вопросе. Глава 27 полностью посвящена вопросу задержания граждан и в ней сказано, что:

    «Задержание является одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях»

    Меры обеспечения применяются для пресечения правонарушения. Соответственно они могут быть использованы только по факту наличия административного нарушения. К ним относятся:

    1. задержание;
    2. доставление;
    3. личный досмотр;
    4. досмотр вещей;
    5. досмотр транспортного средства;
    6. отстранение от управления транспортным средством;
    7. освидетельствование на состояние опьянения;
    8. задержание транспортного средства;
    9. запрещение эксплуатации транспортного средства.

    Согласно КоАП, административное задержание — это ограничение свободы физического лица на непродолжительный срок. Применяется оно в исключительных случаях, когда необходимо верное и своевременное принятие решений в ходе рассмотрения административного нарушения или исполнения постановления по делу.


    • «п. 192. Основанием для административного задержания, то есть кратковременного ограничения свободы физического лица, является необходимость обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного ареста». Приказ №185 от 02.03.2009

    Чтобы осуществить задержание необходимо доставить водителя в специальное помещение при МВД РФ:

    • «п. 193. Для осуществления административного задержания лицо доставляется в дежурную часть подразделения или органа внутренних дел, на стационарный пост ДПС, при которых имеется специально отведенное помещение для содержания административно задержанных лиц». Приказ №185 от 02.03.2009

    Этот пункт приказа говорит нам о том, что на месте остановки, инспектор ДПС не может задерживать водителя. И его действия имеют неверную трактовку и не основаны на законе.

    Права задержанного

    Задержанный водитель имеет право на уведомление родственников, руководства на работе или учебе и юридического защитника. Сотрудники ГИБДД должны незамедлительно осуществить его требование.

    • «п. 194. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
    • п. 195. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители». Приказ №185 от 02.03.2009

    Задержанному водителю сотрудниками ГИБДД в обязательном порядке разъясняются его права и обязанности, об этом делается соответствующая пометка в протоколе об административном задержании. В нем также указываются:

    1. дата и место составления;
    2. должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
    3. сведения о задержанном водителе;
    4. время, место и мотивы задержания.

    Протокол подписывается лицом, его составившим, и водителем. В случае, если водитель не согласен с действиями сотрудников и не собирается подписывать протокол, в нем делается соответствующая отметка. И еще один важный момент — копия протокола о доставлении предоставляется водителю только по его просьбе.


    • «п. 197. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
    • п. 198. Об административном задержании в соответствии с положениями статьи 27.4 Кодекса составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания». Приказ №185 от 02.03.2009

    Согласно административному кодексу РФ, задержание осуществляется на срок не более трех часов. Если при задержании выясняется, что в отношении водителя ведется производство по делу об административном правонарушении, мерой наказания за которое может быть арест, например, при возбуждении дела по неуплате штрафа за нарушение ПДД (ст.20.25 КоАП РФ), то в этом случае задержание водителя могут продлить до двух суток. Следует учесть, что срок административного наказания начинает исчисляться с момента доставления задержанного лица.

    • «п. 201. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случая осуществления производства по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, когда лицо, в отношении которого ведется производство по делу, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов». Приказ №185 МВД РФ от 02.03.2009

    Для содержания задержанных лиц существуют специально отведенные для этого помещения в отделении МВД или специальные учреждения, которые создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке. Правительством определяются общие условия содержания задержанных, нормы питания, а также порядок их медицинского обслуживания. Все помещения или учреждения, используемые для содержания задержанных лиц, должны соответствовать санитарным нормам. Возможность самовольного оставления данных мест временного содержания должна быть исключена.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что задержанием будет считаться только такое кратковременное ограничение свободы, при котором водитель был доставлен в специально отведенное помещение, как говорят в народе — «обезьянник», для его дальнейшего содержания.


    • «п. 201. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления…». Приказ №185 МВД РФ от 02.03.2009

    Как поступить при затягивании проверки?

    На следующий день после произошедшего необходимо составить жалобу, которая должна быть адресована вышестоящему руководству ГИБДД. В ней необходимо отразить следующие данные:

    • дату и время остановки;
    • место остановки;
    • ФИО инспектора, номер жетона;
    • причина остановки, если была озвучена, а если нет, то написать «без объяснения причины остановки»;
    • формулировка жалобы: проверка была затянута инспектором, цель данных действий не объяснена. Сообщил, что имеет право задержать на 3 часа. Я был не согласен, сослался на 27 главу «КоАП РФ» и пункты 192 — 201 «Приказа №185 МВД РФ от 02.03.2009», что задержание водителя наступает с момента его доставление в специальное помещение и при наличие административного правонарушения. Упомянутый инспектор ДПС не знаком с данными нормативами и действовал не по закону. Прошу вас провести проверку по данному факту;
    • показания свидетелей, если таковые имеются;
    • доказательства данных действий (диктофонная запись, съемка на видеокамеру).

    «Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством»

    Лучше всего доставить жалобу самостоятельно, так как на месте вам должны вручить копию, с подписью о приеме заявления и датой.

    Не стоит думать, что правда всегда может быть на стороне властных структур. Знайте свои права и добивайтесь их выполнения. Удачи вам. В следующем выпуске коснемся вопроса поиска свидетелей.

    В соответствии с ч.1 ст. 27.13. КоАП при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренных частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1, 3 и 4 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16, частями 3-4, 6 статьи 12.19, частями 1-3 статьи 12.21¹, частью 1 статьи 12.21², статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП, применяется задержание ТС , т.е. исключение ТС из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого ТС и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания .

    При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 2 или 3 статьи 12.21¹, частью 1 статьи 12.21² , задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств . В случае, если ТС будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, оно до начала задержания м.б. перемещено путем управления ТС его водителем либо лицами, указанными в ч.3 ст. 27.13 КоАП (ГИБДД, УУП, ВАИ ) , в ближайшее место, где данное ТС таких препятствий создавать не будет.

    Срок задержания ТС исчисляется с момента составления протокола об административном правонарушении.

    Срок хранения ТС исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку.

    Перемещение ТС на специализированную стоянку (), их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат ТС осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов РФ.

    Расходы на перемещение и хранение задержанного ТС (за искл. ТС воинских формирований ) возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение .

    В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1, пунктом 2 (за исключением случая недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности ), пунктами 3, 7 части 1 статьи 24.5 КоАП, расходы на перемещение и хранение ТС возмещаются в порядке, установленном законодательством РФ, а ТС незамедлительно возвращается его владельцу или лицу, обладающему правом пользования или распоряжения данным ТС.

    Задержание транспортного средства осуществляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, а в отношении транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД РФ, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны - также должностными лицами военной автомобильной инспекции. Указанными должностными лицами составляется ПРОТОКОЛ о задержании ТС.

    В протоколе о задержании ТС указываются дата, время, место, основания принятия решения о задержании ТС, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о ТС и о лице, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В протоколе о задержании ТС указываются наименование органа (учреждения, организации), должность, фамилия, имя и отчество лица, которое будет исполнять решение о задержании ТС.

    Протокол о задержании ТС подписывается должностным лицом, их составившим, и лицом, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

    В случае отказа лица, в отношении которого применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (ч.6 ст.27.13. КоАП).

    К протоколу, в случае помещения ТС на специализированную стоянку прилагается ОПИСЬ находящегося в нем имущества .

    Лицо, осуществляющее транспортировку задержанного ТС (организация, осуществляющая по договору с органом внутренних дел транспортировку, хранение и выдачу АМТС ), ОПЕЧАТЫВАЕТ конструктивно предусмотренные места доступа в ТС (все двери, капот, крышку багажника, лючок бензобака, верхний люк (при наличии)) .

    Копия протокола о задержании ТС вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а при помещении ТС на специализированную стоянку - также лицу, ответственному за хранение ТС на этой стоянке.

    Водителю сообщается о месте хранения задержанного ТС.

    О задержании транспортного средства в отсутствие водителя незамедлительно сообщается в дежурную часть территориального органа внутренних дел . Оперативный дежурный органа внутренних дел информирует владельца (представителя владельца) о задержании транспортного средства, принимая в случае необходимости меры для установления владельца (представителя владельца) транспортного средства. Протокол о задержании транспортного средства, создавшего препятствия для движения других транспортных средств, в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых .

    Доступ водителя (владельца, представителя владельца) к находящемуся на специализированной стоянке транспортному средству осуществляется в присутствии лица, ответственного за его хранение .

    Выдача задержанного транспортного средства водителю (владельцу, представителю владельца) производится на основании разрешения (в письменной форме) уполномоченного должностного лица после оплаты расходов, связанных с хранением транспортного средства на специализированной стоянке.

    На специализированной стоянке ведется учет задержанных транспортных средств .

    Вред, причиненный задержанному транспортному средству и находящемуся в нем имуществу при его транспортировке или хранении на специализированной стоянке, возмещается в соответствии с законодательством РФ.

    Транспортное средство Вооруженных Сил РФ задерживается с последующим помещением на гарнизонный сборный пункт задержанных машин.

    Трамвай или троллейбус задерживается в установленном порядке с последующим помещением в соответствующий парк.

    ПРОТОКОЛ 59 АВ N 000159

    КоАП РФ предусматривает в ряде случаев необходимость задержания транспортного средства .

    В соответствии с ч. 1 ст. 27.13 задержание судна осуществляется в случаях управления им лицом, находящимся в состоянии опьянения, или уклонения лица, управляющего судном, от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

    Задержание автомототранспортных средств осуществляется в случаях:

    · управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им;

    · управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство;

    · управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца;

    · управления транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством или лишенным этого права;

    · управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения;

    · невыполнения водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

    · управления транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством в составе поезда;

    · нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшего создание препятствий для движения других транспортных средств, остановки или стоянки транспортного средства в тоннеле;

    · перевозки тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, более чем на 15 процентов;


    В случае управления транспортным средством водителем, не имеющим права управления, транспортное средство задерживается и в тех случаях, когда водитель вообще не имеет права на управление транспортными средствами, и в тех случаях, когда имеющееся у водителя водительское удостоверение не позволяет управлять транспортным средством данной категории.

    В ч. 1. ст. 27.13 КоАП РФ определяется, что понимается под задержанием транспортного средства. Задержание транспортного средства включает его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

    При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку задержание осуществляется путем прекращение движения при помощи блокирующих устройств. Это может быть лишь в случаях:

    · перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска или с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута;

    · перевозки тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось. более чем на 15 процентов;

    · перевозки опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов; перевозки опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов; несоблюдения условий перевозки опасных грузов, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов.

    Когда подлежащее задержанию транспортное средство создает препятствие для движения других транспортных средств или пешеходов, но по своим техническим характеристикам не может быть помещено на специализированную стоянку, оно может быть перемещено в близлежащее место, где не будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов с последующей блокировкой. Такое перемещение возможно, в том числе путем управления задержанным транспортным средством:

    а) его водителем;

    б) должностным лицом, уполномоченным составлять протокол о соответствующем административном правонарушении, в частности сотрудником ГИБДД;

    в) должностными лицами военной автомобильной инспекции (в отношении транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти).

    Плата за перемещение транспортного средства, за первые сутки его хранения на специализированной стоянке и за блокировку не взимается.

    Задержание транспортного средства осуществляются должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Так, суда могут быть задержаны должностными лицами органов внутренних дел (милиции), органов морского транспорта, органов внутреннего водного транспорта, органов государственной инспекции по маломерным судам; автомототранспортные средства ‑ должностными лицами органов внутренних дел (милиции), в том числе ГИБДД. Задержание транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти может быть осуществлено также должностными лицами военной автомобильной инспекции.

    Задержание транспортного средства, возврат транспортного средства, оплата расходов за хранение осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.

    Допустимость задержания транспортных средств по решению должностных лиц органов исполнительной власти в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях определена в постановлении Конституционного Суда РФ, в котором прямо указывается, что административные органы и должностные лица, реализующие полномочия по осуществлению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, вправе задерживать транспортные средства, поскольку подобная мера не связана с лишением имущества.

    О задержании транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол. К сожалению, законодатель не говорит, имеет ли право лицо, во владении которого находится транспортное средство, требовать составления самостоятельного протокола о его задержании. Копия протокола о задержании транспортного средства вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

    Присутствие понятых при составлении протокола о задержании транспортного средства законом не предусмотрено. Однако протокол о задержании транспортного средства, создавшего препятствия для движения других транспортных средств, в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых. Естественно, что в отсутствие водителя невозможно составить протокол об административном правонарушении, а поэтому составление самостоятельного протокола о задержании транспортного средства в этом случае обязательно.

    Нам не понятна логика законодателя. Как мы уже говорили, об отстранении водителя от управления транспортным средством в обязательном порядке составляется самостоятельный протокол. Внесение записей об отстранении от управления транспортным средством ни в протокол об административном правонарушении, ни в иные имеющиеся по делу протоколы не допускается. Кроме того, отстранение от управления осуществляется в присутствии двух понятых. Между тем, отстранение водителя от управления – это всегда лишь первый этап процесса реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Дополнительно к протоколу об отстранении от управления транспортным средством обязательно составляется либо акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, либо протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (и, конечно, акт соответствующего медицинского освидетельствования), либо протокол о задержании транспортного средства (или делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении). А к процессуальному оформлению задержания транспортного средства, которое является достаточно серьезной мерой обеспечения производства по делу, к сожалению, закон подходит не строго.

    © 2024 aytodor.ru -- Портал для автомобилистов