Правовое регулирование предоставления гостиничных услуг в рф. Правовое регулирование гостиничной деятельности

Главная / Страховка

Постановление Правительства РФ «Правила предоставления гостиничных услуг» № 1085 было принято осенью прошлого года. Этим нормативным актом государство внесло некоторые изменения, касающиеся деятельности в сфере обслуживания населения. В представленной статье рассмотрены некоторые аспекты гостиничной отрасли.

Законодательные основы

Постановление Правительства РФ «Правила предоставления гостиничных услуг», по сути, утвердило новые нормы. В соответствии с ними предприниматели и иные коммерческие организации должны осуществлять свой бизнес, если таковой связан с гостиничным обслуживанием.

Старые нормативные акты, в том числе "Правила предоставления гостиничных услуг в РФ" №490, которыми бизнес-деятели руководствовались ранее, этим постановлением были признаны утратившими силу. Также этим правовым документом внесены изменения и в другие нормативные акты, которые регулировали рассматриваемые гражданско-правовые отношения. Постановление было издано законодательным органом Российской Федерации в строгом соответствии с законом, Конституцией, но основным его предназначением явилось исполнение требований закона, защищающего права потребителей.

Был подписан председателем правительства Д. Медведевым.

Как было обозначено выше, основной документ, согласно которому утверждены новые правила предоставления гостиничных услуг в РФ, - это закон, защищающий отдельные права простых граждан (потребителей). Этот закон предназначен для защиты интересов исключительно физических лиц. При этом предприниматели, хотя и относящиеся к этой категории, отношения к названному правовому акту не имеют. Не включаются в него и юридические лица. Основная суть закона в том, чтобы предоставляемыми государством рычагами управления можно было надежно защитить права покупателей или заказчиков услуг от недобросовестных субъектов бизнеса. Конечно же, он предусматривает и контрмеры против потребителей, которые злоупотребляют предоставленными им полномочиями.

Одними из заказчиков услуг можно назвать лиц, которые пользуются услугами гостиниц. Это могут быть и туристы, и бизнесмены, и просто лица, которые отправились в командировку. Ознакомившись с изданными правительством правилами предоставления гостиничных услуг, перечисленные лица, а также другие заинтересованные в этом граждане могут получить всю необходимую информацию, нужную для того, чтобы суметь защитить свои интересы.

Объекты, на которые распространяется действие

Новые правила предоставления гостиничных услуг в РФ распространяются, как видно из самого названия, абсолютно на все виды гостиниц. Кроме этого, в Правилах под гостиницами подразумеваются и другие объекты, предназначенные для размещения людей. Однако иные средства для постояльцев не следует путать с кемпингами и детскими лагерями. Это самостоятельная категория, на которую действие рассматриваемых Правил не распространяется. Более того, под юрисдикцию означенного нормативного акта не подпадают туристические базы и другие молодежные лагеря. Не относятся к гостиницам и ведомственные общежития, а также квартиры или комнаты, которые граждане или организации сдают в аренду. Железнодорожные выгоны и прочие транспортные средства, в которых оборудованы спальные места и в которых по сути возможно размещение людей, также не регулируются Правилами.

Некоторые определения, используемые в Правилах

С целью понимания некоторых терминов законодателем, как правило, в нормативных документах дается разъяснение определенным понятиям, употребляющимся в текстах этих актов. Аналогично сделано и в рассматриваемом документе. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ основные понятия определяют следующие:

  1. Гостиница, а также какое-то другое место для размещения. Под этими словами имеется в виду здание, его часть, имущественный комплекс, включающий оборудование. Все вместе это должно быть предназначено для осуществления деятельности в области оказания гостиничных услуг.
  2. Под гостиничными услугами подразумеваются не только услуги по предоставлению мест для проживания, но и другие сопутствующие.
  3. Если в гостинице количество номеров для проживания составляет меньше 50 штук, то она именуется малым средством размещения.
  4. Цена места в номере или самого номера включает стоимость как проживания, так и других услуг.
  5. Потребитель в смысле обсуждаемых Правил - это физическое лицо, которое желает воспользоваться или уже воспользовалось гостиничными услугами. Таким лицом не может быть организация или индивидуальный предприниматель. Потребитель будет признан таковым, если пользуется гостиницей только для личной нужды.
  6. Исполнителем считается, наоборот, или коммерческая организация, или частный предприниматель, видом деятельности которых является гостиничное обслуживание.
  7. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, положения которых обязательны для всех бизнесменов, определяют и понятие "заказчик". Под этим лицом подразумевается не только гражданин, но и организация, физическое лицо, занимающееся бизнесом, которые желают воспользоваться или уже воспользовались гостиничным обслуживанием, но в пользу потребителя. Практически это выглядит следующим образом: организация заключает договор на предоставление гостиничных услуг с определенной гостиницей. Согласно этому договору гостиница обязуется принять и разместить работников этой организации (потребителей). Бывают и другие ситуации.
  8. Бронированием в Правилах именуется заказ номера или места в номере, сделанный заранее. Бронирование может осуществить как заказчик, так и непосредственно сам потребитель.
  9. Расчетный час - это понятие означает время, которое установлено гостиницей для въезда и выезда постояльцев.

Общие положения

По обыкновению, к гостиницам и иным объектам, подпадающим под действие вышеназванных Правил, предъявляются требования, которые стороны сами установят в соглашении между собой. Бывают ситуации, когда отдельные требования регулируют местные или федеральные законодательные акты и положения. Исполнитель вправе осуществлять рассматриваемую деятельность только при наличии у него документа, который будет подтверждать, что гостинице присвоена категория. Присвоение такой категории также утверждено уполномоченным органом, точнее, Министерством культуры.

Цена за гостиничное обслуживание в соответствии с законодательством не может быть различной для людей. Она должна быть одинаковой независимо от положения в обществе, ранга или иного различия. Однако для отдельных категорий граждан могут быть установлены льготы (например, инвалиды или иные социально уязвимые слои населения).

За собственником гостиничного объекта законодатель оставил право самому создавать и устанавливать правила поведения и проживания. Однако такие правила не должны противоречить законодательству страны.

Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, информация о услугах, которые рассматриваются в настоящей статье, должны быть свободными для ознакомления в любой гостинице. Они должны предоставляться исполнителем заказчикам и потребителям по их просьбе.

Информация об исполнителе

Правилами предоставления гостиничных услуг установлены определенные доступной для лиц, желающих ими воспользоваться. Прежде всего это касается сведений о самой гостинице и лице, который ее содержит. Так законодателем определено, что исполнитель обязан предоставить следующую информацию:

  1. Название, а также при наличии объекта гостиничных услуг.
  2. Адрес, по которому расположен этот объект, а также режем его рабочего времени.

Перечисленные требования относятся к гостиницам, которые осуществляют свою деятельность в форме организации (юридического лица). Если рассматриваемый бизнес ведет индивидуальный предприниматель, то он должен разместить следующие сведения:

  1. Данные индивидуального предпринимателя, которые включают фамилию, имя и отчество.
  2. Местоположение осуществления его деятельности.
  3. Режим работы гостиницы.
  4. Информацию о государственной регистрации бизнесмена.
  5. Название уполномоченного государственного органа, который зарегистрировал предпринимателя.

Все эта информация должна размещаться перед входом в гостиницу или в ее холле, в том месте, где происходит регистрация постояльцев. Например, при входе в гостиницу используют специальные вывески или просто размещают табличку на входной двери. В холле можно разместить указанные сведения, например, на стойке администратора. Вся суть такого размещения заключается в том, чтобы потребитель смог свободно узнать данные исполнителя.

Информация об услугах

Идентичные требования предъявляются и к сведениям об оказываемых гостиницей услугах. Владелец гостиницы обязан разместить о них информацию также либо в холле заведения, либо на собственном сайте. Содержание этих сведений также определено Правилами.

  1. Данные организации или частного предпринимателя, включая номера его контактных телефонов, адрес, реквизиты документа, на основании которого он осуществляет деятельность. Если это юридическое лицо, то свидетельство, подтверждающее запись в Едином госреестре юридических лиц, если ИП - сведения должны быть внесены в Единый госреестр ИП.
  2. Если гостиница является филиалом или иным структурным подразделением, то необходимо указать сведения о вышестоящей организации, головном офисе.
  3. Информация о том, какая категория присвоена гостинице, а также об организации, которая ее установила.
  4. Наличие или отсутствие сертификации.
  5. Стоимость проживания и виды номеров (категории).
  6. Основные услуги, предоставляемые исполнителем, включенные в стоимость проживания.
  7. Способ оплаты проживания.
  8. Список дополнительных услуг, предоставляемых гостиницей за плату, порядок, в соответствии с которым ими можно воспользоваться.
  9. Порядок бронирования номеров и снятия с брони.
  10. Максимальный период, который постоялец может прожить в гостинице.
  11. Список лиц, для которых установлены льготы, и список самих льгот.
  12. Перечень платных услуг, которые оказываются в заведении третьими лицами.
  13. Информацию о

Перечисленные сведения излагаются на русском языке, а при желании и на других.

Виды бронирования

Владелец гостиничного бизнеса имеет право устанавливать на своем объекте следующие виды бронирования:

  1. Бронирование с гарантией. Подразумевает, что администрация гостиницы оставляет за постояльцем номер и ждет его в течение одних суток с начала расчетного часа. Если потребитель не заехал в номер, опоздал на более долгое время, или отказался от номера, то бронирование аннулируется, а с потребителя удерживается оплата за время простоя.
  2. Бронирование без гарантии. При таком номера гостиница будет ждать своего клиента лишь до определенного часа того дня, в который требуется вселиться. После этого бронирование прекращается.

Бронирование будет считаться действительным только после получения заказчиком или потребителем соответствующего уведомления от гостиницы. При этом те могут отказаться от бронирования, аннулировав заявку. Однако такой отказ должен производиться по правилам, определенным администрацией гостиницы. Также Правила предоставления гостиничных услуг в РФ №1085 закрепляют право гостиницы отказать клиентам в бронировании номеров, если свободные места на нужную дату отсутствуют.

Документы для заключения договора

Для того чтобы поселиться в гостинице, постояльцу потребуется всего один документ, который будет удостоверять его личность. Однако виды таких документов могут быть разными. Это может быть:

  1. Паспорт.
  2. Свидетельство о рождении.
  3. Заграничный паспорт.
  4. Иностранный паспорт.
  5. Документ, удостоверяющий, что постоялец является лицом без гражданства, а также подтверждающий его личность.
  6. Разрешение, выданное уполномоченным государственным органом, дающее право на проживание в России.
  7. Вид на жительство.

Сам договор заключается исключительно в письменном виде, подписывается обеими сторонами. При этом в тексте указываются цена, наименования сторон, их контакты, сведения о номере гостиницы, время, которое постоялец будет жить в этом номере. По желанию могут быть указаны и другие сведения.

Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, порядок оформления проживания предусматривают, что исполнитель должен проводить регистрацию проживающих у него лиц в соответствии с нормативными актами российского законодательства.

Некоторые условия

Гостиницы производят обслуживание своих клиентов круглосуточно. В любое время дня и ночи их услугами могут воспользоваться потребители. Не запрещен и выезд в ночное время так же, как и въезд. Однако исключение законодательством установлено для гостиниц, в которых меньше пятидесяти номеров. В таких малых средствах размещения владельцы вправе устанавливать свои режимы обслуживания. Как правило, расчетный час устанавливается исполнителем с учетом особенностей региона, местонахождения объекта. Но по обыкновению, период такого часа определяется в 12 часов. Другими словами, оформление въезда и выезда производится два раза в сутки. В любом случае разница между ними не может быть больше двух часов.

Правилами установлено и право собственника гостиницы определять максимальный срок, в течение которого физические лица могут проживать в заведении. Не регламентирован законодательно порядок оплаты за номер, также как и его цена, а также правила проживания. Поэтому все эти действия оставлены законодателем на выбор организации или частного предпринимателя, оказывающего гостиничные услуги.

Дополнительно может предлагаться гостиничное обслуживание не за сутки, а почасовое. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, понятие которых дано выше, предусматривают, что если возникнет необходимость в регулировании цен на гостиничные услуги, то их цена не может превышать стоимость, определенную для конкретной категории гостиниц. Это требование имеет силу лишь при проведении каких-нибудь крупных мероприятий или торжеств, когда происходит наплыв гостей.

Рассматриваемым правовым актом ограничено право владельцев данного бизнеса оказывать какие-то другие платные услуги постояльцам помимо их воли, если такие услуги не включены в стоимость проживания.

Услуги, обязательные для исполнителя

Нижеперечисленные виды гостиничного обслуживания являются бесплатными или включенными в стоимость проживания.

  1. Если постояльцу стало плохо, то администрация обязана вызвать скорую помощь, а при необходимости вызывать и иные экстренные службы.
  2. Руководство заведения должно бесплатно предоставлять медицинскую аптечку своим клиентам.
  3. обязан приносить в номер постояльцев почту, которая пришла на их имя, незамедлительно после получения.
  4. При желании клиентов персонал гостиницы должен позаботиться о том, чтобы разбудить проживающих в определенный ими час.
  5. Без дополнительной оплаты клиентам предоставляются кипяток, иголки с ниткой, посуда, ложки, вилки.
  6. Другие услуги, установленные администрацией.

Расчеты

Оплата за предоставляемые гостиничные услуги производится постояльцем только после их фактического оказания, то есть в день выезда. Однако если будущий постоялец не против, то такая оплата может быть сделана и при заключении договора, то есть в день въезда. Расчет также может быть произведен и частично. или другое лицо, которое отвечает за оплату, обязано при расчете выдать постояльцу кассовый чек или иной установленный законом документ. Расчет оплаты, которую необходимо сделать клиенту, осуществляется согласно установленному расчетному часу. То есть если расчетный час определен в 12 часов, то оплата происходит за все 12 часов, даже если постоялец пробыл в гостинице всего три часа. Если клиент задержал выезд из номера, то администрация взымает с него оплату, согласно утвержденным ею правилам. Если клиент заехал в гостиницу после 12 часов ночи, а выезжает до определенного гостиницей расчетного часа, то плата за проживание не может быть больше платы, определенной для половины суток.

Ответственность

Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, ответственность за соблюдение которых несут все стороны, устанавливают, что и исполнитель, и постоялец отвечают за вред в случаях, предусмотренных гражданским законодательством. Так, исполнитель отвечает за сохранность имущества своего клиента, а за ненадлежащее исполнение своих обязанностей может быть привлечен к ответственности, предусмотренной законами России. Соответственно, и постоялец, причинивший вред имуществу гостиницы, также будет возмещать его.

Таким образом, каждому гражданину, который планирует ехать в командировку или по другой причине желает остановиться в гостинице, лучше внимательно изучить рассмотренные в данной статье правила, чтобы впоследствии избежать некоторых неприятных моментов. Помимо прочего, зная эти правила, можно смело защищать свои права как потребителя гостиничных услуг. В случае их нарушения с жалобой можно обращаться в уполномоченный орган, реализующий контроль за субъектами бизнеса, которые занимаются данным видом деятельности.

14. Исполнитель вправе осуществлять бронирование в любой форме, в том числе путем составления документа, подписанного двумя сторонами, а также путем принятия заявки на бронирование (далее - заявка) посредством почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей установить, что заявка исходит от потребителя или заказчика. Форма заявки устанавливается исполнителем.

15. Исполнитель вправе применять в гостинице следующие виды бронирования:

А) гарантированное бронирование - вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки гарантированное бронирование аннулируется;

б) негарантированное бронирование - вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до определенного часа, установленного исполнителем, в день заезда, после чего бронирование аннулируется.

16. Бронирование считается действительным с момента получения потребителем (заказчиком) уведомления, содержащего сведения о наименовании (фирменном наименовании) исполнителя, заказчике (потребителе), категории (виде) заказанного номера и о его цене, об условиях бронирования, о сроках проживания в гостинице, а также иные сведения, определяемые исполнителем.

17. Потребитель (заказчик) вправе аннулировать заявку. Порядок и форма отказа от бронирования устанавливаются исполнителем.

18. Исполнитель вправе отказать в бронировании, если на указанную в заявке дату отсутствуют свободные номера.

19. Договор заключается при предъявлении потребителем документа, удостоверяющего его личность, оформленного в установленном порядке, в том числе:

а) паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

б) паспорта гражданина СССР, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;

в) свидетельства о рождении - для лица, не достигшего 14-летнего возраста;

г) паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - для лица, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации;

д) паспорта иностранного гражданина либо иного документа, установленного федеральным законом или признанного в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

е) документа, выданного иностранным государством и признанного в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

ж) разрешения на временное проживание лица без гражданства;

з) вида на жительство лица без гражданства.

20. Договор заключается между заказчиком (потребителем) и исполнителем путем составления документа, подписанного двумя сторонами, который должен содержать:

а) наименование исполнителя (для индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество (если имеется), сведения о государственной регистрации;

б) сведения о заказчике (потребителе) (наименование и сведения о государственной регистрации юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица и сведения о документе, удостоверяющем его личность, оформленном в установленном порядке);

(см. текст в предыдущей редакции)

в) сведения о предоставляемом номере (месте в номере);

г) цену номера (места в номере);

Д) период проживания в гостинице;

е) иные необходимые сведения (по усмотрению исполнителя).

21. Регистрация потребителей, являющихся гражданами Российской Федерации, по месту пребывания в гостинице осуществляется в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".

Регистрация в гостинице несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов) или близких родственников, сопровождающего лица (лиц), документа, удостоверяющего полномочия сопровождающего лица (лиц), а также свидетельств о рождении этих несовершеннолетних.

Постановка иностранного гражданина и лица без гражданства на учет по месту пребывания в гостинице и снятие их с учета по месту пребывания осуществляются в соответствии с Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

22. Исполнитель обеспечивает круглосуточное обслуживание потребителей, прибывающих в гостиницу и убывающих из гостиницы.

В гостинице с номерным фондом не более 50 номеров исполнитель вправе самостоятельно устанавливать время обслуживания потребителей.

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Заезд в гостиницу и выезд из гостиницы потребителя осуществляются с учетом расчетного часа, который устанавливается в 12 часов текущих суток по местному времени. Исполнитель с учетом местных особенностей и специфики деятельности вправе изменить установленный расчетный час.

Время заезда устанавливается исполнителем. Разница между временем выезда потребителя из номера и заезда потребителя в номер не может составлять более 2 часов.

24. Исполнитель вправе установить предельный срок проживания в гостинице, одинаковый для всех потребителей.

25. Цена номера (места в номере), перечень услуг, которые входят в цену номера (места в номере), а также порядок и способы оплаты номера (места в номере) устанавливаются исполнителем.

Исполнителем может быть установлена посуточная и (или) почасовая оплата проживания.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации вводится государственное регулирование стоимости гостиничных услуг (гостиничного обслуживания) в период проведения мероприятий (церемоний), стоимость гостиничных услуг не может превышать максимально установленной стоимости для данной категории гостиницы.

26. Исполнитель не вправе без согласия потребителя предоставлять иные платные услуги, не входящие в цену номера (места в номере).

Жмулина Д.А., соискатель кафедры коммерческого права юридического факультета СПбГУ.

В статье на основе детального анализа действующего законодательства исследуется система государственного регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг в Российской Федерации, а также сформулированы предложения по совершенствованию регулирования данной сферы.

В сфере оказания гостиничных услуг задействовано немало людей, которые обслуживают огромное количество потребителей. Это не предпринимательство, рассчитанное на узкий круг, а индустрия, предлагающая современному обществу с его разнообразными запросами условия для отдыха.

Государственное регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг осуществляется путем нормативно-правового регулирования данной сферы, а также с помощью стандартизации и классификации гостиниц и других средств размещения, создания благоприятных условий для инвестиций в гостиничную индустрию.

Правовое регулирование услуг, в частности гостиничных, начинается с Конституции РФ, где указано, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8), а также закреплены основные права и свободы человека и гражданина, важные для этой сферы, в том числе право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27), право на отдых (ч. 5 ст. 37).

В ГК РФ услуги выделены в качестве самостоятельного объекта прав (статьи 1, 2, 128 и др.). Регулированию договорных отношений по оказанию услуг посвящена глава 39 "Возмездное оказание услуг" ГК РФ, значимость которой состоит в том, что в ней заложен фундамент для гражданских правоотношений, еще не поименованных в данном Кодексе. К их числу относятся отношения по оказанию гостиничных услуг. В п. 2 ст. 779 ГК РФ, содержащем перечень услуг, гостиничные услуги не указаны. Однако это не означает, что правила главы 39 ГК РФ не применяются к таким отношениям, так как приведенный перечень услуг не является исчерпывающим.

Следующий источник правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг - Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туристской деятельности). Данный Закон распространяется на гостиничную деятельность только косвенно. Из понятийного аппарата Закона о туристской деятельности становится ясно, что гостиничная деятельность не может быть отнесена как к туристской, так и к иной деятельности по организации путешествий.

Вместе с тем Закон о туристской деятельности относит гостиницы к объектам туристской индустрии, а в ст. 4 декларирует развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, т.е. фактически развитие гостиниц, как одну из основных целей государственного регулирования туристской деятельности.

Закон о туристской деятельности определяет также, что услуги по размещению являются составной частью туристского продукта, а деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта есть туристская деятельность. Таким образом, можно сказать, что государственное регулирование сферы туристской деятельности весьма существенно затрагивает деятельность по оказанию гостиничных услуг.

Важную роль в регулировании деятельности по оказанию гостиничных услуг играет Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), который регламентирует взаимоотношения, возникающие между потребителем и исполнителем услуг, в том числе и гостиничных, устанавливает права потребителей (на приобретение услуг надлежащего качества, безопасных для их жизни, здоровья и имущества; на получение информации об услугах и об их исполнителях; на государственную и общественную защиту интересов потребителей), а также определяет механизм реализации их прав.

Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", Федеральные законы от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранный инвестициях в Российской Федерации" и от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" определяют основные гарантии прав инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности инвесторов на гостиничном рынке России.

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) чрезвычайно важен для регулирования качества услуг, поскольку регламентирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к оказанию услуг.

Среди источников правового регулирования отношений по оказанию гостиничных услуг ключевыми являются Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 N 490 (далее - Правила предоставления гостиничных услуг). Данные Правила приняты в соответствии с Законом о защите прав потребителей и содержат нормы, регламентирующие порядок предоставления информации о гостиничных услугах, порядок оформления проживания в гостинице и оплаты услуг, порядок предоставления услуг, ответственность исполнителя и потребителя.

Правила предоставления гостиничных услуг содержат определения ключевых понятий по предоставлению гостиничных услуг. Так, гостиница определяется как имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг. Однако приведенное определение представляется не вполне корректным и не отвечающим реалиям современных отношений в данной сфере.

Потребителем услуг, согласно Правилам предоставления гостиничных услуг, является гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий и использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, если следовать Правилам предоставления гостиничных услуг, не являются потребителями гостиничных услуг граждане, осуществляющие во время проживания в гостинице какую-либо деятельность, направленную на извлечение прибыли, в том числе граждане, выполняющие свои обязанности по гражданско-правовому договору (например, лекторы, адвокаты, поверенные). Неоднозначным является момент отнесения к потребителям Правилами предоставления гостиничных услуг граждан, направленных по распоряжению работодателя в командировку в соответствии с трудовым законодательством и выполняющих в период проживания в гостинице свои трудовые обязанности. Заказывает гостиничные услуги в такой ситуации работодатель, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который направляет своего работника в командировку, в том числе и в целях извлечения прибыли, а потребляет услуги работник, который является "инструментом" извлечения прибыли.

Следовательно, Правила предоставления гостиничных услуг, регулирующие ключевые моменты в отношениях по предоставлению гостиничных услуг, рассчитаны только на узкую область отношений, к которым относятся отношения с участием граждан-потребителей на стороне получателя услуги.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51185-98 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования", утвержденный Постановлением Госстандарта России от 09.07.1998 N 286, содержит ряд норм, регулирующих деятельность по оказанию гостиничных услуг. Однако согласно ст. 46 Закона о техническом регулировании вышеупомянутый ГОСТ подлежит обязательному исполнению только в части, обеспечивающей достижение целей законодательства России о техническом регулировании.

ГОСТ Р 51185-98 дает определение таким понятиям, как "средства размещения", "услуги средств размещения", "исполнитель услуги средств размещения", классифицирует средства размещения, ограничиваясь их простым перечислением.

Подводя итог анализу нормативных правовых актов в сфере деятельности по оказанию гостиничных услуг, можно сделать вывод, что современное отечественное регулирование этой деятельности является неполным. Правовая регламентация общественных отношений в данной сфере осуществляется преимущественно на подзаконном уровне.

Качественный уровень правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг, очевидно, невысок и недостаточен для успешного развития гостиничного хозяйства в нашей стране. В целях повышения эффективности правовой регламентации отношений по оказанию гостиничных услуг следует, с нашей точки зрения, доработать Правила предоставления гостиничных услуг, необходимо установить специальные нормы, посвященные регулированию предпринимательских отношений в рассматриваемой сфере. Статья 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию. Деятельность по оказанию гостиничных услуг в этом перечне не указана, соответственно, лицензирование данной сферы не осуществляется.

Согласно ч. 3 ст. 4 Закона о туристской деятельности государственное регулирование туристской индустрии, к которой, как мы уже отмечали ранее, относятся прежде всего гостиницы, осуществляется путем стандартизации и классификации объектов туристской индустрии. С нашей точки зрения, данное направление государственного регулирования крайне важно и необходимо, так как реализует право потребителей на информацию об исполнителе услуг размещения и о самих услугах в соответствии со ст. 8 Закона о защите прав потребителей.

Статья 5 Закона о туристской деятельности закрепляет норму о том, что стандартизация и классификация объектов туристской индустрии осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Стандартизация услуг в нашей стране регулируется Законом о техническом регулировании. Применительно к услугам вообще и к гостиничным услугам в частности данный Закон определяет техническое регулирование как правовое регулирование отношений в области установления и применения на добровольной основе требований к оказанию услуг, а также оценки и подтверждения соответствия услуг этим требованиям. Законом о техническом регулировании устанавливается, что такие требования могут существовать в форме стандартов или договоров. Никаких иных форм документов, устанавливающих состав и содержание добровольно принимаемых требований к услугам, данный Закон не предусматривает. Закон о техническом регулировании также не допускает применения процедур обязательного подтверждения соответствия услуг каким-то требованиям и принуждения к добровольному подтверждению соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации.

Система добровольной сертификации может быть создана любым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем либо несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, но может и не регистрироваться.

Можно сделать вывод, что в России гостиничные услуги не подлежат обязательной сертификации, необходимо лишь добровольное подтверждение соответствия каким-либо критериям, причем не обязательно регистрировать данные критерии, их может разработать и применять любая организация. Значит, установление и применение стандартов в данной сфере, если следовать Закону о техническом регулировании, полностью выведены из сферы ведения государственных органов.

Однако государство активно участвует в разработке критериев оценки качества гостиничных услуг.

Так, Минэкономразвития России Приказом от 21.06.2003 N 197 утвердило Положение о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения. Данная система классификации гостиниц просуществовала два года и была отменена в связи с Приказом Ростуризма от 21.07.2005 N 86 "Об утверждении Системы классификации гостиниц и других средств размещения" (далее - Приказ N 86). Данная Система классификации гостиниц и других средств размещения (далее - Система классификации) применяется в настоящее время. Рассмотрим этот документ более подробно.

Прежде всего, на наш взгляд, само понятие "система классификации" в контексте документа и в свете понятий и определений Закона о техническом регулировании, а также с позиций лексики русского языка является некорректным. Понятие "классификация" в его энциклопедическом значении - это способ или процесс разбиения множества объектов на классы, в данном случае - на категории, обозначаемые количеством звезд. Под классификацией в рассматриваемой системе понимается процесс отнесения конкретной гостиницы к классификационной группе - категории. Этот процесс состоит из двух последовательных действий: оценки соответствия гостиницы классификационным требованиям; документального подтверждения установленного соответствия категории. Затем гостинице выдается сертификат категории и знака соответствия. Однако согласно ст. 2 Закона о техническом регулировании подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия оказания услуг положениям стандартов; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта положениям стандартов; сертификация - форма подтверждения соответствия объектов положениям стандартов. То есть то, что в Приказе N 86 названо классификацией, по Закону о техническом регулировании - сертификация.

В связи с этим представляется необходимым внести соответствующие изменения в Приказ N 86 и заменить понятие "классификация" термином "сертификация", каковой она, по сути, и является.

Система классификации содержит требования к гостиницам и другим средствам размещения, критерии их балльной оценки и требования к номерам различных категорий и критерии их балльной оценки, в соответствии с которыми и осуществляется оценка гостиниц и других средств размещения на соответствие той или иной категории.

Проблема разработки единых требований для оценки средств размещения постоянно находится в центре внимания специалистов во всем мире. С тех пор как туризм стал массовым и сложная проблема сертификации гостиничных услуг встала довольно остро, разные организации неоднократно предпринимали попытки принять единый мировой стандарт для услуг, оказываемых гостиницами. Однако на сегодняшний день эти попытки не увенчались успехом в силу многих причин, прежде всего национально-исторических особенностей туристской индустрии разных стран. В 1989 году Секретариат Всемирной туристской организации (ВТО) выпустил Рекомендации по межрегиональной гармонизации критериев гостиничной классификации <1>. Именно этот документ можно сегодня рассматривать как международный стандарт гостиничных услуг. Следует отметить, что он носит исключительно рекомендательный характер.

<1> См.: Международный туризм: правовые акты. М., 2002. С. 307 - 323.

На наш взгляд, упомянутые выше требования к гостиницам и другим средствам размещения и критерии их балльной оценки, а также требования к номерам различных категорий и критерии их балльной оценки Системы классификации соответствуют рекомендациям ВТО. Аналогично документу ВТО Система классификации содержит требования, предъявляемые к зданию гостиницы и прилегающей к ней территории, водо- и энергоснабжению, отоплению, вопросам безопасности, номерам, техническому и сантехническому оборудованию, дополнительным помещениям гостиницы, предоставляемым услугам, обслуживающему персоналу и т.д. Каждый вид требований делится на две группы. Первая предъявляется к гостиницам всех категорий. Выполнение этих требований - необходимое условие для обеспечения безопасности гостя. Ко второй группе относятся требования, предъявляемые к конкретным категориям гостиниц.

Представляется, что существенной недоработкой Системы классификации является отсутствие связи между требованиями к гостиницам и другим средствам размещения и критериями их балльной оценки и требованиями к номерам различных категорий и критериями их балльной оценки. Результат категорирования номеров никак не влияет на категорию, которая присваивается гостинице. Мы предлагаем связать две группы требований неким алгоритмом, предполагающим наличие номеров определенной категории в гостинице определенной категории.

Организационная структура Системы классификации состоит из пяти уровней. Во-первых, это руководящий орган Системы - федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма. В терминах Закона о техническом регулировании это - юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации. Руководящий орган Системы утверждает решения аттестационной комиссии и создает комиссию по апелляциям. Во-вторых, действует центральный орган Системы (ЦОС), который создает аттестационную комиссию и утверждает документы Системы, принимает заявки на проведение экспертной оценки, ведет единый реестр Системы, а также осуществляет координирующие функции, разрабатывает методические документы, производит сбор и анализ информации и т.д. Решение о присвоении или отказе в присвоении средству размещения запрашиваемой категории принимает аттестационная комиссия. Непосредственно экспертную оценку средств размещения производят органы по классификации, которые создаются на базе организации, определенной ЦОС. Также существует комиссия, рассматривающая апелляции по вопросам, связанным с классификацией. Закон о техническом регулировании помимо лица, образовавшего систему добровольной сертификации, предусматривает всего лишь один орган - орган добровольной сертификации.

Несмотря на явные внешние различия с организационной структурой, установленной в Законе о техническом регулировании, радикальной противозаконности в организационной структуре Системы классификации нет. Однако представляются необоснованными и не соответствующими решаемой задаче количество уровней принятия решений и излишняя бюрократизированность процесса. На наш взгляд, это усложняет и завышает стоимость оценки и подтверждения соответствия категории.

В целом Система классификации, хотя и нуждается в ряде доработок, в том числе и концептуальных, представляет собой стройную и целостную систему по сертификации гостиниц и других средств размещения. И она вполне могла бы стать основой и гарантом стабильности и постоянства качества гостиничных услуг в Российской Федерации.

Однако Система классификации обладает, как нам кажется, одним существенным недостатком. Она является добровольной, и никто не может заставить гостиницы получать сертификат категории. Также очевидно, что гостиницы, предлагающие услуги низкого качества, либо вообще не будут проходить сертификацию, либо сделают это в рамках другой системы, созданной согласно Закону о техническом регулировании. И абсолютно законно получат даже самую высокую категорию в рамках собственной системы соответствия.

Сравнивать качество предоставляемых услуг в гостиницах, классифицированных по разным системам, достаточно сложно. Ведь при любой классификации делается некоторая ограниченная выборка из огромного многообразия параметров, которые могут быть подвергнуты оценке. А пострадавшей стороной в сложившейся ситуации оказывается потребитель, который, заказывая гостиницу из другого региона, ориентируется на категорию, указанную в брошюре или на сайте гостиницы, но при этом не знает, на каком основании данная категория присвоена. У него существуют собственные представления, например, о категории "три звезды", а получает он услуги на уровне, по его мнению, "одной звезды". Однако потребитель при этом не может предъявить к исполнителю никаких претензий, ведь у последнего есть сертификат соответствия гостиницы категории "три звезды" в рамках некоей добровольной системы сертификации.

Важно отметить, что была предпринята попытка решить данную проблему со стороны государства. Система классификации была одобрена распоряжением Правительства РФ от 15.07.2005 N 1004-р. Одобрение свидетельствует о том, что государство в лице федерального органа исполнительной власти в сфере туризма выступает гарантом того, что гостиница или другое средство размещения действительно соответствуют всем требованиям, предъявляемым к присвоенной им категории. Однако, на наш взгляд, это не решает проблемы. Даже одобренная Правительством РФ Система классификации не становится обязательной и остается лишь одной из ряда возможных систем сертификации. Потребитель не обеспечен достоверной информацией о категории гостиницы.

В свете вышеизложенного представляется необходимым ввести обязательную сертификацию гостиниц и других средств размещения на территории Российской Федерации. Для этого предлагается в Законе о техническом регулировании деятельность по оказанию гостиничных услуг отнести не к услугам, а к процессам и принять соответствующий Закон о техническом регулировании гостиничной деятельности, основу которого может составить переработанная и дополненная Система классификации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Услуги, предоставляемые отелем "Старый город". Организация снабжения и источники получения сырья и полуфабрикатов. Производственная структура ресторана. Структура управления на предприятии питания. Основные технологии обслуживания гостей в ресторане.

    отчет по практике , добавлен 03.11.2014

    дипломная работа , добавлен 08.07.2014

    Услуги, предоставляемые потребителям организациями общественного питания. Основные цели работы с потребителем. Анализ технологии предоставления услуг на предприятии общественного питания ООО "Жень Хэ". Технико-экономическая характеристика организации.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2011

    Основы организации обслуживания в частных гостиницах на примере "Дон-Плаза": приема гостей, регистрации и размещения, оказания услуг, отправки клиентов домой и бронирования номеров. Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2014

    Природа и характеристика услуги. Маркетинговые стратегии для организаций сферы услуг. Обзор рынка услуг. Управление дифференциацией. Контроль качества обслуживания. Контроль производительности. Маркетинг международных услуг.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2004

    Рынок услуг. Маркетинговая среда предприятий услуг. Формирование и поведение услуги на рынке. Ценовая политика в маркетинге услуг. Коммуникативная политика в маркетинге услуг. Конкуренция и конкурентоспособность услуг. Методы оценки конкурентоспособности.

    книга , добавлен 06.03.2003

    Современное состояние консалтинга. Маркетинговые услуги: область применения, виды и экономическая сущность. Особенности маркетинговых услуг как товара и их влияние на выбор методов исследования рынка. Постановка системы управления маркетингом.

    Правовое регулирование предоставления услуг средств размещения в РФ. Правовое регулирование оказания услуг по организации проживания туристов. Постановления Правительства РФ касающиеся вопросов оказания основных видов туристских услуг. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ.


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    3116. Правовое регулирование оказания услуг общественного питания в РФ 17.36 KB
    Правовое регулирование оказания услуг общественного питания в РФ. Нормативноправовая база оказания услуг общественного питания в РФ. Правила оказания услуг общественного питания. Это обеспечивается прежде всего изменением технологий переработки продуктов питания развитием коммуникаций средств доставки продукции и сырья интенсификацией многих производственных процессов.
    7899. Правовое регулирование деятельности по оказанию услуг, выполнению работ 23.49 KB
    Понятия товара работы и услуги содержатся и в гражданском законодательстве и в налоговом законодательстве. Услуги полезные действия предпринимателя услугодателя исполнителя удовлетворяющие потребности кредиторов заказчиков клиентов как таковые не создающие овеществленного результата который оставался бы в распоряжении клиента и обладал бы качествами самостоятельного объекта гражданских прав...
    10648. Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг 19.48 KB
    Тема: Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг Тема: Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг 1. Услуги как вид деятельности.
    10413. Правовое регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг 8.23 KB
    Правовое регулирование отношений связанных с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг Отношения связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг регулируются следующими законодательными актами: Законом О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках...
    18956. Анализ предоставления жилищно-коммунальных услуг населению ГКУ "Дирекция заказчика ЖКХиБ" и разработка рекомендаций по их совершенствованию 245.89 KB
    Общая характеристика деятельности ГБУ Жилищник района Гольяново Государственное казенное учреждение города Москвы Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа сокращенное наименование: ГКУ Дирекция ЖКХиБ ВАО создано в порядке реорганизации субъектом Российской Федерации - городом Москвой в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 05. В связи с передачей ГБУ Жилищник района Гольяново части функций Государственного казенного учреждения города Москвы Дирекция...
    12489. Расширение спектра дополнительных услуг как фактор повышения конкурентоспособности средства размещения (на примере отеля «Marco Polo») 1.38 MB
    Кроме того в представленной работе характеризуется общая идея внедрения ряда дополнительных услуг приводятся предпосылки для их разработки оценивается влияние на конкурентоспособность отеля. В этом случае вопрос актуализации набора дополнительных услуг можно расценивать как ключевой для долгосрочного перспективного пребывания на рынке. В третьей главе характеризуется общая идея внедрения комплекса дополнительных услуг приводятся предпосылки для разработки технология внедрения оценивается эффективность новых дополнительных услуг. В...
    6957. Забастовка и ее правовое регулирование 11 KB
    Забастовки имели большое значение для появления трудового законодательства во всех странах в том числе и в царской России. Но закон регламентирующий забастовки был принят у нас лишь через 15 лет после ратификации указанного пакта поскольку до 1989 года в стране забастовок не было. 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки: а в период введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в связи с этим; в органах и организациях Вооруженных Сил Федерации других военных военизированных и иных формированиях...
    10351. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 55.56 KB
    Проблемы, возникающие в сфере занятости и трудоустройства, относятся в России к числу наиболее актуальных. Российская система защиты от безработицы стремится к требованиям современного цивилизованного рынка труда, происходит обновление законодательной базы, регулирующей правоотношения в сфере трудоустройства и занятости
    4122. Правовое регулирование наследственных правоотношений 159.94 KB
    Принятие наследства представляет собой реализацию именно правоспособности лица, а не вытекает из смерти наследодателя или совершения им завещания. Ведь, к примеру, если организация, указанная в завещании, утратила правосубъектность, хотя физически продолжает существовать в качестве филиала юридического лица, то наличие ни первого, ни второго факта не создаст для нее возможности принятия наследства.
    21239. Правовое регулирование донорства крови в РФ 34.77 KB
    Ранее в нашей стране, которая на своей территории вела две мировые войны, потребность в донорской крови была очень высока. Современная медицина так и не смогла создать искусственную кровь, существуют лишь способы по ее хранению. Кровь не только может пропасть, но и свернуться (окислиться). Как известно, в мире каждый день растет напряжение, эскалация вооруженных конфликтов велика по многим причинам

© 2024 aytodor.ru -- Портал для автомобилистов